Способы мотивации к чтению в обучении английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 17.02.2016

Статья просмотрена: 1136 раз

Библиографическое описание:

Алиева, А. Э. Способы мотивации к чтению в обучении английскому языку / А. Э. Алиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 736-738. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26255/ (дата обращения: 16.10.2024).



Способы мотивации кчтению вобучении английскому языку

Алиева Айше Эдемовна, преподаватель

Гулистанский государственный университет (Узбекистан)

В статье рассмотрены способы мотивации к чтению на занятиях иностранного языка, виды и приемы чтения. Обобщены действия педагога по развитию мотивации к чтению у обучающихся.

Ключевые слова: чтение, аудиторное и внеаудиторное чтение, критическое мышление, понимание, мотивация.

Обеспечение высоко качества обучения является задачей, решением которой много лет занимаются методисты и педагоги. Анализ исследований позволяет высказать ряд постулатов, опираясь на которые можно сформулировать видение проблемы и пути ее решения, Качество обучения — проблема, решение которой долговременно. Качество обучения — степень достижения обязательного уровня знаний. Обеспечить такой уровень знаний — задача преподавателя, педагога.

Как известно, в последнее время преподаватели иностранных языков стремятся повысить уровень знаний студентов и учащихся путем применения различных методик, помогающих формировать мотивацию к учению. На занятиях по любому иностранному языку, наряду с изучением фонетики, грамматики, лексики особое место уделяется чтению. Почти по каждой изучаемой теме имеется текст и топик, которые служат материалом для аудиторного чтения. А для внеаудиторного чтения выбор текста за педагогом. От этого выбора зависит насколько заинтересует обучающихся данная тема.

Чтение является немаловажным и в процессе обучения иностранному языку. Тексты учебных пособий заимствуют из научно-популярной или художественной литературы страны изучаемого языка и вполне естественным становится обращение к темам, отражающим историю, культурные традиции, быт данной страны [1].

Чтение на иностранном языке “предполагает два уровня понимания. Первый — словесный, когда текст переводится на родной язык и становится более или менее ясным значение каждой лексической и грамматической единицы текста. Этот вид понимания иногда называют дискурсивным. Дискурсивное понимание учебных текстов на иностранном языке делится на 4 уровня: 1) первичное, которое возникает в результате беглого прочтения; 2) членение текста на отдельные единицы предложения при помощи грамматического и лексического анализа и перевода; 3) синтетическое понимание, которое становится адекватным и может найти свое выражение в литературном переводе; 4) беспереводное понимание текста. Второй уровень понимания — смысловой. Здесь отдельные элементы текста не рассматриваются сами по себе, а только в контексте целого. Попытка определить смысл обеспечивает полноту понимания текста, даже если он представлен небольшим отрывком [3].

Аудиторное и внеаудиторное чтение является неотделимой частью изучения иностранных языков. Аудиторное чтение обычно ограничивается изучением текста, приведенного в учебнике. Различные инновационные методы работы с текстом повышают интерес к теме и мотивацию к чтению. Студентам и учащимся можно дать задание составить вопросы и ответы по тексту, диалог, кроссворд, найти картинки и сделать надписи к ним и др.

Целью внеаудиторного чтения является ознакомление студентов с художественной литературой, с образцами устного народного творчества народов страны изучаемого языка, повышение у них культуры книгочитания. Поэтому чтение является важным средством нравственно-эстетического воспитания студентов.

Обычно внеаудиторное чтение по содержанию программы делится на два основных этапа. На первом этапе студенты знакомятся со списком книг, которые они должны прочесть, с порядком их прочтения. На втором этапе на основе этого материала (то есть материала из прочитанных книг) студенты выполняют различные задания, у них формируются знания, умения и навыки по работе с книгой и с текстом. Кроме этого, у студентов расширяется кругозор, обогащаются знания, чтение благотворно влияет и на грамотность, и на пополнение словарного запаса. Предпочтительнее, чтобы во время внеаудиторного чтения студенты знакомились с художественной литературой. Во время самостоятельных работ им можно дать задание, связанное с прочитанной книгой: перевести отрывок с английского на русский, затем сопоставить с художественным переводом свой перевод и т. д. Можно проводить такие мероприятия, как инсценировки, вопросы и ответы, характеристики героев произведения, выразительное чтение и другие. Повышают мотивацию к чтению и совместные мероприятия с библиотекой, посвященные юбилейным датам писателей и поэтов. Студентам даётся задание подготовить стенгазету, коллаж, презентацию и т. д.

Встречаясь с новой информацией, студенты должны уметь рассматривать ее критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делать выводы. Методика развития критического мышления включает три этапа: «Вызов — Осмысление — Рефлексия». Первый этап — вызов. Он позволяет:

 обобщить знания студентов по данной теме или проблеме;

 вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности;

 сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

 побудить студентов к активной работе на уроке и дома.

Второй этап — осмысление. Он позволяет:

 получить новую информацию;

 осмыслить ее;

 соотнести с уже имеющимися знаниями;

 искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третий этап — рефлексия. Здесь основным является:

 целостное осмысление, обобщение полученной информации;

 присвоение нового знания, новой информации студентом;

 формирование у каждого из студентов собственного отношения к изучаемому материалу.

На этом этапе осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Особенно эффективным является прием «чтение с остановками». Этот прием требует подготовительной работы:

  1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии отбора текста:

 он должен быть неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

 динамичный, событийный сюжет;

 неожиданная развязка, проблемный финал.

  1. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.
  2. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух») [4].

Работа педагога прямо направлена на формирование и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды действий:

 создание условий для появления мотивационных установок (новых мотивов, целей), появление новых качеств (устойчивости, осознанности);

 актуализация сложившихся ранее мотивационных установок, которые надо поддерживать, укреплять;

 изменение внутреннего отношения обучающегося как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития [2, с.43].

Мотивация к учению складывается у обучающихся из многих факторов: среди них — личность преподавателя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого обучающегося и соответствующее его оценивание [2, с.43].

Для активизации учебной деятельности вообще, и повышения мотивации в частности, важно применять на занятиях различные методы и приёмы. Это могут быть занимательные задачи, познавательные вопросы, творческие задания, различные интерактивные методы обучения. Обучающиеся с интересом выполняют задания по изучаемым темам, связанные с поиском подходящего материала по теме, составлением словарей, проектов и презентаций. Результатом работы становится высокая мотивация на успешную деятельность, повышение уверенности в собственных силах и познаниях, умение оценить свою работу и работу других. При этом особое внимание уделяется подготовке преподавателя к занятиям. Основными составляющими этой подготовки должны быть составление технологической карты каждого урока, разработка сценария, выбор текстов, методов и приемов.

Таким образом, в формировании и развитии мотивационной сферы при обучении иностранному языку важное место занимает мотивация к чтению. Чтение не только повышает знания студентов, но и расширяет их кругозор, повышает грамотность, благотворно влияет на духовно-нравственное и культурное развитие личности.

Литература:

  1. Алексеенко М. А. Элементы герменевтической техники текста при обучении иностранному языку. // Молодой ученый. 2015. № 11(91). С.1799–1800.
  2. Григорьева В. Н. Формирование мотивации к обучению на уроках русского языка в условиях профессиональной образовательной организации. // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 30 июня 2015 г. Том 2. — Тамбов, 2015. С. 43–45.
  3. Корндорф Б. Ф. Методика преподавания английского языка. — М., 1958. С.249.
  4. URL http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/05/innovatsionnye-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yazyka- (Дата ознакомления 20.12.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): внеаудиторное чтение, иностранный язык, чтение, текст, качество обучения, студент, этап, аудиторное чтение, критическое мышление, мотивационная сфера.


Ключевые слова

мотивация, критическое мышление, чтение, мотивация., понимание, аудиторное и внеаудиторное чтение

Похожие статьи

Обучение изучающему чтению на уроке иностранного языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности, виды чтения, этапы работы с текстом для чтения на уроке иностранного языка. Особое внимание уделяется изучающему чтению, методике работы над данным видом чтения. Приводятся примеры упражне...

Средства, методы и приемы обучения речевому этикету

Статья посвящена средствам, методам и приемам обучения речевому этикету на английском языке. Рассмотрены принципы обучения устной речи при обучении иностранным языкам.

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Обучение восприятию и пониманию речи на слух на уроке иностранного языка в средней школе

В статье рассматривается аудирование как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется объективным трудностям при аудировании, основным механизмам аудирования, системе работы с аудиотекстом. Приводятся примеры упражнений для формирования механи...

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального общения на иностранном языке через речевую деятельность

Данная статья посвящена вопросу формирования навыков профессионального общения на иностранном языке учащихся профессиональных колледжей. В статье раскрыто значение речевой деятельности для формирования указанных навыков, обозначены виды упражнений,...

Методические способы формирование читательского интереса

В данной статье предпринята попытка анализа методов и приёмов, способствующих активному формированию читательских умений. Ключевыми аспектами данной проблемы является развитие школьника как читателя и формирование желания к чтению.

Современные психолого-педагогические технологии обучения

В данной работе даются разъяснения специальным методам и технологиям обучения. Они способствуют оптимальному управлению в педагогических системах. Они же способствуют более эффективному обучению за счёт повышения интереса и мотивации к нему у учащихс...

Соревновательные задания на занятиях по английскому языку в техническом вузе и их роль в формировании мотивации к изучению языка

В статье рассматривается соревновательность заданий, ориентированных на развитие фонетики и навыков аудирования в рамках занятия по английскому языку в техническом вузе и влияние соревновательности на мотивацию.

Особенности обучения письму и чтению детей в условиях билингвального образования

В статье рассматриваются основные этапы работы обучения грамоте в условия билингвального образования. Выделяются и описываются характерные особенности преподавания неродного (татарского) языка. Автором предложены различные формы и приемы обучения, ис...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка

Статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков у обучающихся начальной школы с помощью использования компьютерных технологий. В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формир...

Похожие статьи

Обучение изучающему чтению на уроке иностранного языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности, виды чтения, этапы работы с текстом для чтения на уроке иностранного языка. Особое внимание уделяется изучающему чтению, методике работы над данным видом чтения. Приводятся примеры упражне...

Средства, методы и приемы обучения речевому этикету

Статья посвящена средствам, методам и приемам обучения речевому этикету на английском языке. Рассмотрены принципы обучения устной речи при обучении иностранным языкам.

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Обучение восприятию и пониманию речи на слух на уроке иностранного языка в средней школе

В статье рассматривается аудирование как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется объективным трудностям при аудировании, основным механизмам аудирования, системе работы с аудиотекстом. Приводятся примеры упражнений для формирования механи...

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального общения на иностранном языке через речевую деятельность

Данная статья посвящена вопросу формирования навыков профессионального общения на иностранном языке учащихся профессиональных колледжей. В статье раскрыто значение речевой деятельности для формирования указанных навыков, обозначены виды упражнений,...

Методические способы формирование читательского интереса

В данной статье предпринята попытка анализа методов и приёмов, способствующих активному формированию читательских умений. Ключевыми аспектами данной проблемы является развитие школьника как читателя и формирование желания к чтению.

Современные психолого-педагогические технологии обучения

В данной работе даются разъяснения специальным методам и технологиям обучения. Они способствуют оптимальному управлению в педагогических системах. Они же способствуют более эффективному обучению за счёт повышения интереса и мотивации к нему у учащихс...

Соревновательные задания на занятиях по английскому языку в техническом вузе и их роль в формировании мотивации к изучению языка

В статье рассматривается соревновательность заданий, ориентированных на развитие фонетики и навыков аудирования в рамках занятия по английскому языку в техническом вузе и влияние соревновательности на мотивацию.

Особенности обучения письму и чтению детей в условиях билингвального образования

В статье рассматриваются основные этапы работы обучения грамоте в условия билингвального образования. Выделяются и описываются характерные особенности преподавания неродного (татарского) языка. Автором предложены различные формы и приемы обучения, ис...

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка

Статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков у обучающихся начальной школы с помощью использования компьютерных технологий. В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формир...

Задать вопрос