В статье рассмотрены особенности функционирования военно-промышленного комплекса в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Охарактеризована деятельность предприятий Тюменской области военного назначения и их роль в организации производства оборонной продукции. В условиях нехватки трудовых ресурсов в Западной Сибири, как и в других регионах, использовался не только труд женщин и подростков, но и заключенных. Значимый вклад в развитие оборонного комплекса вносили и простые жители региона, собирая средства на производство вооружения.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Западная Сибирь, военно-промышленный комплекс, серийное производство, тыл, оборонный заказ, эшелоны, оборудование, продукция военного назначения.
С началом Великой отечественной войны чрезвычайно трудные задачи предстояло решить органам управления Западной Сибири и ее населению. После захвата вражескими войсками центральных советских районов вместе с размещенными на их территориях предприятиями оборонного комплекса Сибирь стала вторым по значимости регионом в стране, который должен был обеспечивать нужды фронта в военной технике и вооружении, после Урала. На Западную Сибирь возлагалось больше надежд и обязательств по причинам того, что она находилась ближе к центральной части страны, чем Восточная. В Западную Сибирь была эвакуирована значительная часть предприятий тяжелой промышленности, в том числе и оборонной. «Фактически в летние месяцы 1941 г. пришлось демонтировать и вывезти из расширяющегося ареала прифронтовой зоны 1360 крупных промышленных предприятий, из которых 455 разместилось на Урале, 210 – в Западной Сибири, 250 – в Казахстане и Средней Азии» [8].
В Омск прибыло оборудование авиастроительного завода № 29 имени П. И. Баранова из г. Запорожья. «В спешно введенных в эксплуатацию и еще не достроенных цехах началось изготовление производственно-технического задела и полуфабрикатов, рассчитанных на выпуск до 400-450 авиамоторов М-88, также доводка мотора М-89 и модели М-90 для запуска в серийное производство. Завод № 29 (директор завода М. М. Лукин) прибыл в сентябре 1941г. на строительную площадку, но до кона года для этого завода были построены огромные производственные площади, проведены большие работы по коммуникациям и другим вспомогательным хозяйствам. Начал работать завод на выпуск продукции в ноябре, дав 9,3 %, в декабре – 27,6 % и в январе 1942 г. – 100% программы» [8].
Было налажено в первый период войны в Омске и производство отдельных деталей и узлов для авиамоторов и самолетов. Так, «на базе завода сельскохозяйственного машиностроения имени Куйбышева и частично прибывшего оборудования завода № 20 был организован новый завод № 495. Начался на этом заводе выпуск следующей продукции: бензонасосов для всех моторов, маслонасосов для гидросистем, регуляторов для винта с переменным шагом, аварийных ручных насосов, маслофильтров и других агрегатов для авиамоторов и самолетов. В декабре 1941 г. в Омске стал действовать новый единый завод Наркомата авиационной промышленности № 20 вместо завода № 495. Завод № 20 (директор завода И.Т. Борисов) работает в этот период лучше других заводов авиационной промышленности Омской области. В декабре уже дает продукции 60 % и в январе 1942 г. - 100 %. Монтаж оборудования завода был проведен организованно и быстро» [8].
Получило развитие в годы Великой отечественной войны авиационное направление промышленности и в Тюменской области.
На Заводоуковскую станцию прибыло оборудование завода № 499 НКАП, «который в последующем был размещен на границе двух районов: Ново-Заимского и Ялуторовского, на площадях Падунского промсовхозкомбината и Ново-Заимского зерносовхоза … Завод выпускал десантные кабины к самолетам Ил-4, учебные планеры А-2, А-7 и бензиновый планер А-7Б. десантный планер РФ-8 (А-7) был деревянной конструкции» [8].
Кроме того, «9 ноября 1941 г. прибыли в Тюмень первые эшелоны с оборудованием Московского планерного завода № 241, позже планерные мастерские из г. Голицино Московской области и ОКБ-31 из Воронежа. Конструкторы О. Антонов и А. Эскин разработали особый проект гибрида танка и десантного планера. Работы над планером, получившим индекс А-40, начались в декабре 1941 г. Он стал именоваться КТ-60 («крылья танка»). Для испытаний использовался серийный легкий танк Т-60. По расчетам конструкторов, его ходовая часть должна была выдерживать нагрузки при взлете. Предполагалось, что танк будет отцепляться от буксировщика за 20-30 км от места посадки, проделывая оставшийся путь как планер. Планер построили в апреле 1942 г., после чего перевезли для испытаний в подмосковный Жуковский. Проводил их летчик-испытатель С. Анохин. В качестве буксировщика использовали бомбардировщик ТБ-3. Ввиду отсутствия более мощного буксировщика и прекращения выпуска танков типа Т-60 испытания были прерваны. И завод № 241 сосредоточил свои усилия на выпуске десантных планеров типа А-7. Во второй половине 1942 г. завод № 241 был реэвакуирован» [8].
Также в Западной Сибири в первый период войны были организованы авиаремонтные мастерские, «где производился ремонт легких отечественных самолетов типа У-2, ПО-2, Ш-2 и двигателей к ним» [8].
Получила развитие в «грозные годы» в Западной Сибири и танковая промышленность, в частности, в г. Омске. Там «на базу паровозовагоноремонтного завода вначале прибыл танковый завод № 173. В соответствии с постановлением ГКО с февраля 1942 г. было организовано производство танка Т-50 и корпусов к ним по 8-10 в сутки. На территорию этого завода начало прибывать оборудование, а затем прибыл и коллектив Ленинградского танкового завода № 174. В 1943 г. завод стал крупнейшим предприятием. Коллектив проделал большую работу по наращиванию выпуска модернизированного танка Т-34-85, имевшего более прочную противоснарядную броневую защиту. Производство танков на заводе за 1944 г. составило 14.77 % от всех танков Т-34, выпущенных в этом году танковой промышленностью страны. Вместе с танками завод выпускал запасные части для танка, снаряды 122 мм М-13» [7, с. 90-93]. «Для перехода к производству Т-34 заводу предстояло начать серьѐзные работы по расширению Омского завода. Предполагалось построить сталелитейный цех площадью 30 тыс. кв. м. с 6 мартеновскими печами, кузнечный цех площадью 5 тыс. кв. м., механосборочный площадью 7 тыс. кв. м., механосборочный цех облегчѐнного типа для сборки отдельных узлов площадью 6 тыс. кв. м., электростанцию мощностью 20 тыс. квт. и др. Для строительных работ на заводе предполагалось использовать 8 рабочих колонн НКО и 2500 рабочих Наркомстроя, снятых со строительства оборонительных рубежей. Производственную базу нового завода предполагалось усилить 4 штамповочными молотами и 179 металлообрабатывающими станками разных типов, которые предстояло найти среди «бездокументного» и неиспользуемого оборудования. 12 уникальных станков «Глиссон» для нарезки конических спиральных шестерѐн предполагалось закупить за границей через Наркомвнешторг. Производство танков должно было начаться в мае (в реальности началось в июне) и дойти до 250 штук в месяц в конце года (в реальности в декабре 1942 года выпущено 110 машин)» [3, с. 97-98].
В Омской же области расположились и предприятия Наркомата минометного вооружения. «Завод «Машиностроитель» в Омске стал значительным предприятием Наркомата минометного вооружения. Здесь выпускались следующие продукции: автодегазационные машины, дегазационные камеры, насосы, брандспойты и химоборудование. В Тюмени на базе завода «Механик» и эвакуированного Одесского завода дорожных машин имени 10 лет Октября был создан оборонный завод № 762. Завод изготавливал мины М-82, М-120, минометы и 122-миллиметровые артиллерийские снаряды. На базе оборудования этих заводов вначале был образован Тюменский завод строительных механизмов, который начал выпускать мины М-82, М-50, минометы 50-мм, бетономешалки и растворомешалки. Заводу присвоили № 766. Коллектив завода самоотверженно трудился, выполняя и перевыполняя свои задания. В 1943 г. он по праву занял 3-е место среди заводов Наркомата. На базе оборудования Киевского завода «Красный экскаватор» и Дмитровского завода Наркомата минометного вооружения был создан завод № 769. Завод изготавливал мины М-82 и отдельные детали для продукции завода № 762» [7, с. 90-93].
С началом войны возникла в западносибирском регионе и абсолютно новая отрасль промышленности – производство военной оптики (г. Омск – на базе эвакуированного Ленинградского завода Наркомата вооружения № 357, производившего прицелы).
Кроме прочего, в Омскую область были эвакуированы некоторые предприятия Наркомата боеприпасов. «Так, в Омск по предложению наркомата и Совета по эвакуации ГКО прибыло оборудование цеха № 14 Тульского завода № 187 и оборудование завода из Ростова-на-Дону № 513. Завод № 513 организовал производство гильз разных калибров. В это же время в Омске развернули работу по монтажу и вводу в эксплуатацию оборудования завода по производству боеприпасов № 510» [7].
Для изготовления боеприпасов был предназначен и размещенный в г. Новосибирске завод №188 Наркомата вооружения из г. Подольска Московской области. «Совет по эвакуации и наркомат первоначально наметили эвакуировать его частично в пос. Зеленодольск Днепропетровской области, а часть оборудования, производство пиротехнических патронов – в Новосибирск на комбинат боеприпасов №179. Новосибирский обком ВКП(б) 13 августа принял на месте меры по размещению прибывавшего оборудования на комбинате № 179. Вместе с ним разместили оборудование, прибывшее с завода Наркомата вооружения № 524. А затем по решению правительства от 12 октября 1941 г. в Новосибирск отправили оставшуюся часть оборудования завода №188, оборудование завода №524 было влито в завод №188, и он стал функционировать в Новосибирске как новое предприятие, производившее патроны и монтировавшее к ним пули.
Кроме развития основного производства, завод № 188 в январе 1942 г. был привлечен к изготовлению деталей для снаряда М-8 для «катюш». Вместе с другими предприятиями области завод участвовал в обеспечении производства гранат. На нем было начато и производство гремучей ртути для снаряжения капсюлей-детонаторов» [9, с. 120-128].
«Еще постановлением СНК СССР от 16 августа 1941 г. намечалось использовать строившуюся в г. Новокузнецке льнопрядильную фабрику для создания вместо нее оружейного завода. Наркомат вооружения и Совет по эвакуации рассматривали возможность передислоцирования сюда завода №587 из г. Лиски Воронежской области. Но затем вместо него в Новокузнецк отправили оборудование оружейного завода №526 из Дарницы (левобережной части г. Киева)» [9].
«Основные производственные мощности оборонных предприятий, эвакуированных в Новосибирск, были введены в эксплуатацию в конце 1941 – первом полугодии 1942 гг. В городе сосредоточились предприятия авиационной, электротехнической промышленности, производства вооружения и боеприпасов. Авиазавод № 153 им. Чкалова производил истребители и бомбардировщики. В 1941 г. было выпущено 689 самолетов, в 1942 г. – 2 841, в 1943 г. – 4 532, 1944 г. – 5 700, 1945 г. – 3 375 самолетов. За весь военный период трудовой коллектив изготовил около 15 000 боевых самолетов, в т. ч. 23,9 % всех истребителей, произведенных авиационной промышленностью. Заводы № 9 и 296 обеспечивали головное предприятие новосибирского авиапрома необходимыми деталями и конструкциями.
Предприятия электропромышленности производили электро и радиоаппаратуру для авиации, артиллерии, танковых и других родов войск. Завод № 590 в качестве основных изделий изготавливал радиостанции РБ-М (танковая связь), РПМ (пехотная связь), РСИ-6 и приемники УС-3С, УС-4С (самолетная связь). Другие предприятия данной отрасли выпускали радиостанции РАТ, "Бухта-42", "Бухта-42", "Скат", приемно-усилительные лампы "Желудь", зенитные прожекторные станции.
Заводы Наркомата вооружения производили оптические приборы для военной техники, патроны для стрелкового оружия. Завод № 69 выпускал орудийную панораму ПГ, противотанковые прицелы 9Т и 10Т, минометный прицел МП-41, артиллерийскую стереотрубу АСТ, дальномер для зенитной артиллерии ДЯ-1. Патроны калибра 7,62 и 12,7 мм, 20-миллиметровые латунные гильзы и детали ручной гранаты РГ-42 изготавливал завод № 188.
Промышленность боеприпасов обеспечивала выпуск снарядов, мин, авиабомб, орудийных гильз, взрывателей, детонаторов и капсюлей. В ее состав входил целый комплекс предприятий. Крупнейшее из них комбинат № 179 в 1943 г. только за месяц давал 800 тыс. 76-миллиметровых и 90 тыс. 122-миллиметровых снарядов, 15 тыс. авиабомб. Завод № 65 выступал в качестве монополиста по производству 120-миллиметровых мин, № 556 – орудийных гильз, № 386 – детонаторов и капсюлей. Последний вместе с заводом № 635 обладал также исключительной специализацией по заправке боеприпасов взрывчатыми веществами» [9].
В Тюмени была налажена работа предприятий по производству мотоциклов, аккумуляторов, карбюраторов и электрооборудования для различных видов техники. «В конце ноября 1941 г. в Тюмень начали прибывать люди и оборудование Таганрогского мотоциклетного завода. Завод № 65 начал производство мотоциклов типа АМ-600 и М-72 для Красной армии. На заводе изготовлялись также и детали для взрывателя типа КТМ-1.
В Тюмени на базе оборудования Московского завода АТЭ-2, Калужского завода мотоэлектрооборудования, а также двух ленинградских заводов (элекротехнический и карбюраторный) был создан Тюменский завод АТЭ. Основными видами военной продукции этого предприятия были: сигналы СЖ-24, применявшиеся для сигнализации правильной работы шасси при посадке самолетов, автотраспортные гудки, мотоциклетные сигналы, включатели стартера для автомобилей марки ГАЗ-АА и ЗИС-5. Эти же приборы применялись и для установки на танках и самоходных артиллерийских установках, а также магнето для мотоциклов.
В октябре 1941 г. в Тюмень эвакуировали Подольский аккумуляторный завод, который выпускал аккумуляторы для танков и автомобилей. В цехах завода «Цепи Галля», который прибыл из Киева, изготовляли разнообразную продукцию для фронта: пистолеты-пулеметы ППШ, военные знаки различия, ложки, лыжи, телефонные катушки» [7, с. 90-93].
Второй период Великой отечественной войны для военно-промышленного комплекса Западной Сибири был таким же, как и для всей страны в целом. Производство военной продукции наращивало темпы и количество выпускаемых единиц техники, боеприпасов, деталей и агрегатов все возрастало.
Так, например, в 1944 г. Завод № 288 в Омске «перешел на выпуск современного истребителя Як-9. В сутки с конвейера сходило по 8-10 самолетов, и до конца войны было выпущено более 3400 истребителей Як-7 и Як-9» [7].
Завод, основанный на базе паровозовагоноремонтного завода, в 1943 году «В 1943 г. завод стал крупнейшим предприятием. Коллектив проделал большую работу по наращиванию выпуска модернизированного танка Т-34-85, имевшего более прочную противоснарядную броневую защиту. Производство танков на заводе за 1944 г. составило 14.77 % от всех танков Т-34, выпущенных в этом году танковой промышленностью страны»[7].
Но не везде все было так гладко. Так, на одном из заводов Новосибирска «Из намеченных к вводу в эксплуатацию объектов был достроен только один инструментальный цех. В недостроенных цехах из 516 станков сумели пустить лишь 214. Дисциплина па производстве была низкой» [9, с. 120-128]. А на Новосибирском пехотном заводе «с апреля 1943 г. с планом выпуска так необходимой фронту продукции завод не справлялся». Но все же «за 1943 г. он стал крупным предприятием и выпустил 19.380 пулеметов. Это восполняло 23,4% потерь ручных пулеметов на фронте.
За 1945 г. было выпущено 13304 пулемета ДП, 24 пулемета ДТ и отремонтировано присланных на завод 8276 пулеметов ДП. Сократив выпуск пулеметов, завод выпустил 4 тыс. мелкокалиберных винтовок ТОЗ-8, 7540 коньков «Снегурочка», 120 отбойных молотков. А затем это крупное оборонное предприятие было преобразовано в Новокузнецкий машиностроительный завод» [9, с.120-128].
Но не только росли производственные показатели в числах. Происходило и качественное изменение в производстве продукции. Ученые, конструкторы и техники старательно выполняли указы о совершенствовании техники и оружия. Так, заводу в Тюменской области № 499 НКАП еще в 1942 г. было поручено произвести модернизацию планера конструкции О. К. Антонова в 11-местный. В связи с данным поручением был разработан новый планер, который был запущен в серийное производство в 1944 г. – 14-местный.
«Значительные научные силы сосредоточились в Западной Сибири — в Омске, Новосибирске, Томске. Там расположились ЦАГИ, Институт мер и измерительных приборов, ВАСХНИЛ, многие вузы» [5]. Именно во второй период войны «с апреля 1942 года деятельность уральской Комиссии Академии наук распространилась на Западную Сибирь и Казахстан» [5].
«По рекомендациям ученых составляется комплекс оперативных мероприятий по расширению и укреплению энергетики Западной Сибири, где расположились многие эвакуированные и местные оборонные предприятия. Предложения ученых были в основном направлены на рациональное размещение новых мощностей, на оптимизацию типов и параметров оборудования электростанций, их топливного режима. Внедрялись научные рекомендации по обеспечению надежного электроснабжения Новосибирска, Омска, Томска, городов Кузбасса» [5].
Население региона помимо трудового вклада оказывало военно-промышленному комплексу страны посильную финансовую помощь в виде денежных сборов, которые расходовались на строительство военной техники. Так, «на собранные трудящимися Новосибирска средства были построены несколько эскадрилий истребителей, бронепоезд и подводная лодка «Новосибирский комсомолец» [2].
В Западной Сибири, как и в других регионах страны, остро стоял вопрос о решении кадровой проблемы. С течением времени вопрос этот становился все острее – погибло много мужчин, ушедших на фронт, многие еще воевали. Особенно не хватало квалифицированных кадров на предприятиях. Но, в западносибирском регионе в рамках военно-промышленного комплекса эта проблема решалась, как и в центральной части страны с помощью труда заключенных. «В годы войны в зонах строительства и производства предприятий ВПК находились многие лагерные пункты и отделения СибЛага, а труд заключенных использовался как контрагентский, когда наркоматы использовали его как бы напрокат, на время и под определенные нужды. Только на крупнейших оборонных предприятиях Новосибирска (завод № 153, комбинат № 179 и др.) имелись почти 20 тыс. заключенных. Широко использовался подневольный труд и других категорий “спецконтингента” – спецпереселенцев, трудармейцев и т. д. Нередко исправительно-трудовые колонии НКВД перепрофилировались в военные производства. Известно, что на предприятиях, находившихся в годы войны в ведении НКВД, было произведено около половины выпущенных в стране мин. Одно из крупнейших производств такого типа работало в Томске; осенью 1941 г. на территории ИТК № 5 разместился эвакуированный завод боеприпасов» [4]. Также как и в других районах страны, большинство рабочих мест здесь было занято женщинами, подростками и пенсионерами.
Таким образом, в период Великой Отечественной войны Западная Сибирь была тем оплотом оборонной промышленности страны, который поставлял фронту всевозможные виды военной техники, боеприпасов и оружия. В регион было эвакуировано 210 крупных промышленных предприятий только за лето 1941 года. Деятельность всех предприятий была довольно быстро налажена, и запущено производство.
Из отраслей военно-промышленного комплекса наиболее развита была авиационная промышленность – заводы города Омска производили бомбардировщики 103-С и Ту-2, истребители Як-3, Як-7, Як-9. Также бомбардировщики и истребители производил новосибирский завод имени Чкалова, в Тюмени было налажено производство десантных кабин к самолетам Ил-4, учебных планеров А-2, А-7, бензиновых планеров А-7Б, десантных планеров РФ-8 деревянной конструкции. Производились в регионе и отдельные детали для самолетов, например, масло- и бензонасосы, электрооборудование, аккумуляторы, радиоаппаратура.
В Тюмени было налажено судопроизводство – выпускались: торпедные катера, буксиры, баржи, шумопеленгаторы, гидроакустические станции. Также Тюмень была местом производства мотоциклов, различных аккумуляторов и карбюраторов. В Омске было развернуто танкостроение – с конвейеров сходили танки Т-50 и модернизированные Т-34-85, а также запчасти к ним. Широкое распространение в годы войны в Западной Сибири получила минометная промышленность. В Тюмени производились мины М-82, М-20, М-50 и минометы. Мины, минометы и различные снаряды производились в Новосибирске, также как и авиабомбы, взрыватели, детонаторы, гильзы, патроны.
Таким образом, в Западной Сибири не только производили стандартное вооружение и технику, но и разрабатывали модернизированные модели. Рост производства и улучшение качества производимой военной продукции позволили советской промышленности достичь уровня немецкой военной индустрии. В условиях нехватки трудовых ресурсов в Западной Сибири, как и в других регионах, использовался не только труд женщин и подростков, но и заключенных. Посильный вклад в развитие оборонного комплекса вносили и простые жители региона, собирая средства на производство вооружения.
Литература:
- Авиация СССР [Электронный ресурс] / [Сайт] / Вспомни все! История военной техники. URL: http://vspomniv.ru/nashi.htm
- Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия [Текст] / Гл. редактор М. М. Козлов. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – С. 484.
- Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны [Текст] / А. Ю. Ермолов. – М., 2009. – С. 97-98.
- Красильников С. А. Военно-промышленный комплекс Сибири [Электронный ресурс] / С. А. Красильников. URL: http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/44580/
- Орел В. М. Наука и ученые Москвы в годы трудных испытаний [Электронный ресурс] / В. М. Орел, А. А. Пархоменко
- Парамонов В.Н. Динамика промышленности РСФСР в 1941-1945 гг.: Учебное пособие. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. – С. 61.
- Серазетдинов Б. У. Становление и развитие оборонной промышленности в Западной Сибири в 1941-1945 годах (на материалах Омской и Тюменской областей)// Вестник ТГПУ. 2008. Выпуск 3 (77). С. 90- 93.
- Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996 – 336 с.
- Шуранов Н. П. Деятельность партийно-государственных органов по созданию заводов по производству вооружения в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / Н. П. Шуранов // Из сб. «Сибирь. ХХ век. Межвузовский сборник научных трудов». Вып. 5. Кемерово, 2007. – С. 120-128. URL: http://su-industria.livejournal.com/67361.html.