В статье рассмотрены понятие и основные проблемы мотивации МАОУ Новоселезневская СОШ. Найдена зависимость производительности труда от системы мотивации в организации и предложены меры по улучшению мотивирующего комплекса. Выявлен ожидаемый рост производительности труда.
Ключевые слова: мотивация, производительность труда, вознаграждение, потребности.
Проблема мотивации и вознаграждения педагогов общеобразовательных школ имеет большое значение, т.к. именно они воспитывают подрастающее поколение. От них зависит то, насколько образованными, культурными и подготовленными к взрослой жизни будут наши дети.
Исходя из теории мотивации А. Маслоу, пока потребности низшего уровня не будут хотя бы частично удовлетворены, невозможен переход к следующей ступени. Благодаря этому понятна тенденция, прослеживающаяся во многих организациях, где основной мерой стимулирования являются материальные выплаты, находящиеся на самой нижней ступени потребностей. Очень часто менеджеры считают, что этого вида мотивации вполне достаточно для достижения целей организации, но это далеко не всегда так.
Одной из важнейших задач менеджера является выбор наиболее оптимальных методов мотивации по отношению к каждому сотруднику в отдельности, ведь то, что является мотивом для одного человека, может быть совершенно безразлично для другого. Мотивация достаточно индивидуальна и требует постоянного наблюдения и изменения.
Для анализа системы мотивации в МАОУ Новоселезневской СОШ было проведено анкетирование. Учителя школы ответили на вопросы анкеты, касающиеся способов мотивации.
Проанализировав ответы тридцати девяти учителей, было выявлено, что самым распространенными способами мотивирования являются материальные (премии, надбавки и т. д.). Их упомянуло более 90 % учителей. Следующим по популярности стало самовыражение и самоутверждение в ходе рабочего процесса (назначение на руководящую должность, возможность представлять свою организацию на значимых мероприятиях, выражение признательности со стороны детей и их родителей, помещение фотографии на стенд и т. д.), его указало около 75 % учителей. Далее следуют хорошие взаимоотношения с начальством и внутри коллектива - 37 %. Удобный график работы и наличие дополнительных отгулов отметили так же 37 % учителей. Остальные методы набрали небольшое количество процентов. Схематично это можно увидеть на рисунке 1.
Рис.1. Способы мотивации учителей МАОУ Новоселезневской СОШ
Каждый человек, в особенности педагог, нуждается в материальном благополучии и признании его со стороны окружающих, как высокого профессионала и просто хорошего человека. Стремление к совершенству - это большой стимул. Он способствует росту личного профессионализма, вызывает гордость и позволяет человеку почувствовать свою ценность. Всем нравится испытывать собственную значимость. Разглядев в человеке самостоятельную творческую личность, протянув ему руку помощи в нужный момент, оценив его деятельность как полезную и эффективную, можно увидеть, что он даже при худших условиях способен достичь больших результатов.
В условиях кризиса материальное стимулирование становится затруднительным, поэтому руководителям нужно обратить свое внимание на статусные, интеллектуально-творческие и ресурсные способы мотивации. Продолжительный прогресс возможен лишь там, где действия стимулируются интересом и поиском. «Творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее, - писал психолог А. Маслоу, - живет только в настоящем». Психолог Ф. Томкинс утверждал, что отсутствие интереса разрушает мозг. [1, с.25]
В таблице приведены сведения об успеваемости и качестве полученных знаний учеников за последние 5 лет.
Таблица1.
Сведения об успеваемости и качестве образовательных услуг за 2010-2015 г.
Учебный год |
2010 – 2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
2014-2015 |
Успеваемость |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Качество |
42,2% |
39% |
38% |
37% |
36% |
Источник: [4, с. 10]
Как можно заметить, несмотря на 100% успеваемость, качество знаний у учеников с каждым годом падает. Это может говорить о недостаточном мотивировании учителей к выполнению своих обязанностей, и, как следствие, наблюдается понижение производительности труда.
Для мотивирования педагогов можно применить:
1) в материальной сфере:
- материальные выплаты к крупным праздникам, а также ко дню рождения;
- предоставление возможности покупки необходимых материалов (предметов обихода, научно-методической и учебной литературы, и т.д.);
- премии и надбавки, начисляемые в соответствии с количеством выполненного объема работ.
2) в социальной сфере:
- информированность (знакомство с достижениями коллег, что позволяет сравнить их с результатами своей работы и порождает чувство соревновательности; получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха);
- организация взаимоотношений с коллегами (посредством творческих встреч, конференций, семинаров, создания и функционирования профессиональных сообществ и т.д.), создание тёплого психологического микроклимата в коллективе, основанного на дружбе и взаимопомощи.
3) в сфере личностного роста и саморазвития:
- содействие карьерному росту, саморазвитию и самосовершенствованию профессиональных качеств педагога;
- возможность самостоятельно разрабатывать планы занятий, программ курсов;
- организация прохождения курсов повышения квалификации.
После применения данных методов ожидаемый рост производительности труда составит 10 % и достигнет 47 % показателя качества образования. Это можно увидеть на рисунке 2.
Рис. 2. Рост производительности труда в период 2014-2015 гг.
Педагоги в большинстве своем являются личностями творческими и высокоразвитыми, поэтому им необходимо удовлетворение потребностей высшего порядка. Они имеют постоянную, присущую им в силу специфики педагогической деятельности, мотивационную готовность учителя как личностное качество, которому необходимо предоставлять значительные возможности для развития и реализации своего потенциала. Предложенные меры по мотивации педагогов МАОУ Новоселезневской СОШ в полной мере удовлетворяют этому условию.
Литература:
- Афанасьева, Т.Н. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров : методическое пособие / Т.Н. Афанасьева, Н.В. Немова; под. ред. Н.В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2014.- 326 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие/ И.А. Зимняя. – Ростов н/Д. : Феникс, 2013- 638 с.
- Отчет о результатах самообследования Казанского муниципального района муниципального автономного общеобразовательного учреждения Новоселезневская средняя общеобразовательная школа. / А. Л. Загорюева. – Новоселезнево: МАОУ Новоселезневская СОШ, 2015. – 17 с.