Российская Федерация является крупнейшим территориальным государством в мире. Где нет власти для наблюдения за выполнением законов, трудно поддерживать территориальную целостность. Таким образом, создание российской прокуратуры в качестве отдельной власти — уникальное явление. Прокуратура служит балансом других ветвей власти.
Понятие «прокурорской власти» уже давно известно. Так, в 1970-м году И. Фарбер заявил, что «уголовное преследование» в советском государстве является особой деятельностью социалистического государства, основанного на демократических принципах и форме осуществления государственной власти. [1]
В период, когда значение теории разделения государственных властей было противоречиво, родилось представление о различных формах государственной деятельности. Некоторые авторы выделили три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Прокуратура считается автономной организацией, вне системы государственных органов. В современных курсах прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в России рассматривается лишь как один из независимых форм государственной деятельности, чтобы обеспечить успешное выполнение задач по укреплению законности и правопорядка в стране. В Конституции Российской Федерации, федеральные и региональные исполнительные органы образуют единую систему в Российской Федерации. Таким образом, наряду с восстановлением вертикали исполнительной власти укрепления прокурорского надзора и конституционного закрепления независимой прокурорской власти являются важными условиями для укрепления общественной целостности государства, эффективности защиты прав и свобод человека, интересов общества и государства.
Прокурорский надзор признается способом организации государственной власти; Однако, это не продолжение законодательной власти, что закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 17.01.1992 N: 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурорский надзор наряду с государственным контролем является функцией власти, поэтому определять один из них как «высший» представляется не вполне корректным.
Прокуратура сегодня не является и не должна быть законодательным органом власти. Это связано с тем, что порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации в Совете Федерации и обязанности генерального прокурора ежегодно представлять палатам Федерального Собрания и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в стране не в коей мере не указывает подчинение или возникновение прокуратуры в законодательной или исполнительной власти. Кроме того, Генеральный прокурор Российской Федерации контролирует выполнение законов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, руководители которых являются членами Совета Федерации. Они назначают его на должность, и вправе освободит его от должности.
Говоря о надзорных функций прокуратуры и ее отношений с исполнительной власти, следует отметить, чтопрокуратура выполняют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением действующих законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти. Этот большой блок в надзорной работе органов прокуратуры является элементом сдерживания исполнительной власти.
Из содержания Конституции Российской Федерации показывает, что прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной власти, ни к судебной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (статья 118), прокуратура не контрольный орган законодательной власти, и представляет собой самостоятельную централизованную федеральную власть.
Взаимодействие Президента Российской Федерации и прокуратуры необходимости законодательно закрепить. Правовой основой этого является ст. 80 Конституции Российской Федерации, согласно которой Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. [4]Из-за ст. 1 «Закона о прокуратуре», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, ответственна за надзор за исполнением законов субъектами прокурорско-надзорных отношений. [3] Таким образом, цели и задачи, поставленные Президентом Российской Федерации порученные прокуратуре, законодательно совпадают, но реализованы в различных организационно-правовых формах.
Прокуратура и другие правоохранительные органы обязаны обеспечить соблюдение установленных требований законодательства.Так будет законодательно урегулировано одно из направлений обеспечения Президентом РФ взаимодействия ветвей власти. [2]
Тщательное изучение конституционных норм показывает следующее. Конституция 1993 г. закрепила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Тем не менее, Конституционный аспект прокурорского власти в правовой теории оставались неразвитым.
Литература:
- Фарбер И. Конституционные основы прокурорского надзора в Советском государстве // Советская прокуратура на страже законности. — Саратов, 1973. С. 28.
- Бровин Г. И. О прокурорско-надзорных правоотношениях // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. — М., 1973. С. 94; Коток В. Ф. О системе науки советского государственного права // Сов. государство и право. 1959. № 6. С. 4; Березовская С. Г. Нормы прокурорского надзора и их место в системе советского права // Вопросы прокурорского надзора. — М., 1972. С. 28.
- Голунский С. А., Строгович М. С. Теория государства и права. — М., 1940. С. 54.
- Тадевосян B. C. Прокурорский надзор в СССР. — М., 1956. С. 23.