The article deals with a practical approach to promote valeological culture age children through specially organized system of targeted complementary activities carried out with the children, their parents and the staff of the kindergarten.
Keywords: valeological culture, preschool age, healthy lifestyle.
Изложение основного материала. Современные реалии, неукоснительно ведущие к глобализации научных открытий, росту тенденций информатизации общества, динамичность, нестабильность, неоднозначность данных процессов, а также сложная экологическая обстановка ведут к внутренним и внешним переменам человечества, характеризующимся физическими, психическими, нравственными и культурными изменениями, начиная с дошкольного возраста и продолжающимся всю сознательную жизнь.
Старший дошкольный возраст сензитивен в формировании валеологической культуры, поэтому столь важно привить ребенку любовь к ведению здорового образа жизни, к чувствам гармонии с собой и миром, являющуюся гарантом устойчивого физического и психического развития его самого и последующих поколений.
Пребывание ребенка в детском саду способствует формированию элементарных валеологических познаний, ведь в процессе образовательной деятельности по рекомендациям Федеральных государственных стандартов, различных инструкций, разрабатываемым современным методикам, педагогическая деятельность современных дошкольных образовательных учреждений направлена на поиск новых форм и способов обучения детей, где одной из наиглавнейших воспитательных задач выступает сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Однако, при мощной поддержке государства и социальной значимости ведения здорового образа жизни, имеющейся методической литературы по работе с детьми старшего дошкольного возраста на сегодняшний день недостаточно, плохо прослеживается преемственность в работе специалистов всех уровней образовательного процесса в данном направлении, отсутствует системность и целостность подхода к проблемам здоровьесбережения.
Работа ученых-педагогов над классическими вопросами, касающимися старшего дошкольного возраста и работа ученых, занимающихся валеологией, подлежит систематизации и требует тесного плодотворного сотрудничества.
И. И. Брехман, С. В. Попов акцентируют свои труды на здоровье, как совокупности компонентов:
- Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
- Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
- Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной среды жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе[2].
Академик Н. М. Амосов считает, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем, что предполагает под собой определенную модель поведения дошкольника по ведению здорового образа жизни [1]. В.Деркунская и Н.Поведенок выделили задачи воспитания валеологической культуры дошкольников, способствующие формированию данной модели:
- Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
- Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье.
- Становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности поведения [3].
Кроме ранее перечисленных работ, можно выделить труды Ю. Ф. Змановского, В. В. Кабанова, В. И. Сыренского, А. Г. Татарниковой в вопросах формирования здорового образа жизни, С. А. Козлова в вопросах, касающихся представлений дошкольников о себе, как о представлениях людского рода, В. Г. Алямовской — в раскрытии основ безопасности детей дошкольного возраста. Однако в образовательном процессе дошкольных учреждений данный опыт пока не внедрен, отдельные элементы эпизодического характера не приносят ожидаемых результатов в здоровьеукреплении и здоровьесбережении детей.
Способствование формированию валеологической культуры у старших дошкольников достаточно трудоемкий и целостный процесс, представляющий собой систему целенаправленных мероприятий, приводящих к овладению суммой определённых знаний по валеологии и изучению разных приёмов работы с детьми, а так же пропаганды валеологических знаний среди родителей. Понятие «система» органично подчеркивает всю специфику и сложность данной работы, предполагает, что данный процесс не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи.
В зависимости от образа жизни семьи, общества, в которых растет ребенок, от принятых норм и правил поведения напрямую зависит и здоровье ребенка. Привычка заботится о себе, бережно хранить резервы своего организма, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой должно быть заложено в дошкольном возрасте, наряду с другими базовыми направлениями развития. Аксиоматично, что понимание старшими дошкольниками значимости и ценности здоровья в детстве, поможет стремлению вести здоровый образ жизни в будущем. Поэтому в практической деятельности образовательного учреждения, кроме организации деятельности на основе обязательных программ, рекомендуемых ФГОС, должны внедряться основы углубленного изучения теории и практики валеологического воспитания.
Научиться рассуждать о здоровье ребенок должен не со слов взрослых, а на основе собственного (можно сказать, элементарного) опыта. Накопление элементарных навыков, связанных с вопросами личной гигиены, основ безопасной жизнедеятельности, необходимых медицинских познаний, составляющих базис в формировании здорового образа жизни, должны вестись систематически, день за днем, в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Семья в данном случае, не может выступать простым созерцателем и должна быть непременно подключена к пропаганде валеологической культуры. Важность такого сотрудничества логически вытекает из основного требования в данной работе — не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей, физкультурно- оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей.
Валеологическое образование позволяет и предусматривает обновление педагогических технологий. Осознание детьми, что здоровье находится в их руках, требующее бережного отношения, являющееся таким же широким понятием, как счастье, красота, успешность — вот конечный результат, к которому необходимо стремиться.
Об эффективности работы по системе формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста можно судить по различным показателям, основными из которых являются:
Снижение заболеваемости.
Рост уровня физического и психического здоровья.
Повышение двигательной активности детей.
Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
Общая подготовленность к обучению в школе.
Сотрудничество детского сада с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.
Результативность системной работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста наглядно представлена с помощью таблицы, включающей единство компонентов валеологического воспитания.
Результативность валеологического воспитания в работе |
||
с детьми |
с родителями |
с педагогами |
1) Сформированные навыки здорового образа жизни. 2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям. 3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности. 4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения |
1)Сформированная активная родительская позиция. 2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья. 3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ . |
1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей. 2) Повышение профессионального уровня педагогов. 3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. 4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
|
Таким образом, с практической точки зрения, подход по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста целесообразнее проводить в виде специально организованной системы целенаправленных взаимодополняющих мероприятий, проводимых с детьми, их родителями и коллективом дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваемая система работы должна включать, физкультурно- оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, проходить при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей.
Литература:
- Амосов Н. М. Моя система здоровья. — К.: Здоровье 2007.- 56 с.
- Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М.: Наука, 2010. — 208 с.
- Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологически культурным? [Текст] / В. Деркунская, Н. Поведенок, Н. Тимофеева // Дошкольное воспитание. 2004. № 11. с. 12–15