На развитие ребенка влияют три важных сферы: школа, семья и социум. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи, школы и социума. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои претензии. С одной стороны, учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, пассивность. С другой стороны, родители недовольны чрезмерными нагрузками и равнодушием педагога. Однако, сотрудничество этих сфер необходимо для формирования всесторонне развитой личности. Влияние социума играет немало важную роль в формировании личности ребенка, оно социализирует его. Позиции общества влияют на формирование целого поколения.
Взаимодействие семьи и школы.
Каждый ребенок вступает в многообразные отношения со множеством людей: в своей семье он сын или дочь, брат или сестра; в школе — учащийся; в спорте — спортсмен; в автобусе — пассажир и т. д. Во всех этих отношениях ребенок проявляет свои личные качества: самоуверенность, скромность, доброжелательность, ответственность, дисциплинированность, равнодушие, эгоизм и другое.
Исследователи глубоко изучили, как формируется детское поведение, какую роль играет в этом семья, школа и общество. И от того, какое влияние оказывают на ребёнка эти три компонента, зависит его формирование как личности.
Семья — первичная ячейка общества, члены которой связаны родственными и хозяйственными связями. «Семья содействует выработке многих навыков и привычек — трудовых, гигиенических, культурных и моральных. В семье воспитывается характер, формируются убеждения. Эти убеждения, сформированные в детстве, наиболее прочные, действенные. В семье дети знакомятся с отношением взрослых к своим обязанностям, труду, к происходящим событиям, их мнение всегда оказывает большое влияние на детей, на их поступки». [12, с. 632].
Ф. М. Достоевский писал: «Знайте же, что нет ничего сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома… прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». [3, с. 174]
Школа — это второй дом. Во-первых, учащиеся большинство своего времени проводят именно в школе, а дома они продолжают то, что задали на уроках: выполняют учебные задания. Во-вторых, школа дает необходимый уровень образования. В-третьих, именно школа обладает квалифицированными специалистами с определенной педагогической подготовкой, которые всегда помогут ребенку в трудной ситуации. В школе ребенок получает жизненный опыт и знания, она дает возможность работать в коллективе и реализовать себя в группе. С. Т. Шацкий был убежден, что культуру быта, которую ребенок приобретает в школе, он обязательно внесет в быт своей семьи. [14, с. 56–57] «Если спросить школьника, для чего (или ради чего) он учится, ребенок дает обычно совершенно случайные ответы. Он никогда об этом не думает. … И ребенок отвечает: «Чтобы научиться всему», «Чтобы быть ученым» и т. п». [9, с. 205]. А некоторые видят школу более функционально, как «учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных людей» [1, с. 375]. Но с возрастом эти цели меняются и здесь, школа должна поддерживать эти цели, а родители помогать.
В чем заключается взаимодействие семьи и школы?
«Работа школы с семьей включает в себя педагогическое просвещение родителей, привлечение их к непосредственному участию в деятельности школьного коллектива, организацию единой системы воздействия на ребенка в школе и семье». [12, с. 642]
«С чего же школе следует начинать организацию педагогического взаимодействия с семьей?» [4, с. 94]
Формы работы с семьей.
Родительский комитет — объединение родителей, с целью помогать педагогам в работе с учащимися. Родительский комитет делится на сектора: всеобуча, культурно-массовый, санитарно-хозяйственный и т. д. Так, например, «сектор всеобуча контролирует охват обучением детей, выявляет причины непосещения детьми школы, оказывает материальную помощь нуждающимся детям, занимается трудоустройством выпускников». «Таким образом, привлечение родителей к различным видам деятельности школьного коллектива является главным средством объединения усилий школы и семьи». [12, с. 643]
Родительские собрания, где участники обмениваются мнениями по вопросам воспитания детей дома и в школе. «Родительские собрания бывают общешкольные и классные. Они проходят в определенные дни, установленные школой». Родители обсуждают и решают общие вопросы, делятся опытом воспитания детей. «Под воспитанием в широком смысле имеется в виду вся сумма воздействий, весь процесс формирования личности, который совершается под влиянием всего уклада жизни общества, окружающей среды, трудовой и производственной деятельности, господствующих идей, права, искусства, литературы». [7; с. 83, с. 363]. «Положительным можно считать попытку некоторых школ найти систему в планировании тематики родительских собраний (общешкольных и классных) на весь учебный год. Это способствует сосредоточению сил школы и семьи на решении основных задач, постепенному овладению родителями всеми основными вопросами семейной педагогики». [12, с. 643]
Посещение педагога семьи учащегося. «Основная задача — знакомство с бытом семьи, конкретными условиями жизни школьника, изучение людей и личный контакте со всеми, кто выступает в роли воспитателей детей в данной семье. В общении учителей с родителями главное — совместное решение воспитательных задач, поиски наилучших средств воздействия на данного ребенка. Поэтому так важна и нужна здесь атмосфера взаимного доверия, общей заботы об общем деле» так, например, организация школьных мероприятий: походы, тематические вечера и т. д. «Чтобы вовлечь родителей в самостоятельную работу по изучению педагогической теории, в школах организуют педагогические семинары. Участники семинара слушают лекции, знакомятся с лучшим опытом семейного воспитания, получают ответы на сложные вопросы воспитания, самостоятельно изучают педагогическую литературу». [12, с. 644]
Консультации для родителей, где родители могут индивидуально поговорить с учителем на любую интересующую их тему. «Часто родители, придя на консультацию, не только ждут ответа на возникший вопрос, но и стремятся проверить свое мнение, убедиться в правильности своих воспитательных приемов». [12, с. 645]
Конференции родителей по вопросам семейного воспитания, где на всеобщее обсуждение выдвигаются общие вопросы семейного воспитания.
Родительские университеты. «В учебный план университета, кроме тем по семейному воспитанию и педагогике вообще, расположенных в определенной системе, включаются еще и лекции по психологии, медицине, литературе и искусству. Практикуется и организации экскурсий на производство, где работают школьники, во внешкольные учреждения и т. д. Удачным следует считать привлечение к работе в университете психологов, врачей, библиотекарей, артистов, работников суда и прокуратуры и др. Различные типы школ имеют свои особенности и в работе с семьей. Так, очевидно, что школы-интернаты, где дети и учатся, и готовят уроки, и отдыхают, и живут большую часть года, должны обо всем этом систематически информировать родителей, широко использовать все формы привлечения их к участию в делах школьного коллектива». [12, с. 645]
Педагогические принципы взаимодействия семьи и школы.
Главной задачей родителей и педагога является помощь ребенку. Именно их взаимодействие разрабатывают в ребенке следующие качества: нравственные ценности, социальную активность, уверенность в себе и многое другое.
«Школа и семья сегодня являются основными социальными институтами, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Одним из начальных этапов построения образовательного взаимодействия является определение педагогических принципов сотрудничества между семьей и школой. Принцип (от лат. cлова principium — начало, основа) — это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, теоретической программы; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения в деятельности» [8, с. 110].
«Принципы общения семьи и детских образовательных учреждений — сотрудничество, взаимодействие, доверие, взаимоуважение; взаимопомощь и взаимоподдержка; терпение и терпимость» [5, с. 543].
«Л. В. Байбородова, считает, что формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей — длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:
- Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
- Организация совместного творчества учителя, учащихся и их родителей.
- Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей.
- Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
- Управление взаимодействием детей и родителей [1, с. 156–158].
Анализ работ, посвящённых проблемам взаимодействия семьи и школы, (Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, Л. И. Новикова, А. Б. Орлова, В. Ю. Питюков, В. Д. Шадрикова, Н. Е. Щуркова и др.) и многолетняя экспериментальная работа, по осуществлению сотрудничества педагогов и родителей, позволили выделить основные принципы, на которых базируется процесс формирования сотруднических отношений между педагогами и семьей. К ним относятся:
принцип обеспечения эмоциональной безопасности родителей;
принцип социального партнерства;
принцип полилога;
принцип гуманизации.
Дадим характеристику каждому из предложенных нами принципов.
Первый принцип — обеспечение эмоциональной безопасности родителей. Особенности взаимодействия родителей и школы таковы, что, как правило, школа ассоциируется у родителей с опасностью, тревогой и чувством вины. Важно понимать, что, находясь в этих состояниях, родитель закрыт для конструктивного сотрудничества, все его душевные силы уходят на обеспечение психологических защит. Для родителей важно осознавать, что образовательная среда для них комфортна и не способна причинить им вред». [8, с.110] «Реализация этого принципа требует:
создание спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу;
взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
возможность обменяться мнениями, переключиться, пошутить;
учет личных проблем и затруднений родителей в воспитании детей;
внимание к просьбам и предложениям со стороны родителей;
способность к оказанию психологической поддержки.
Второй принцип — принцип социального партнерства. Этот принцип означает:
формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов;
взаимную договоренность между родителями и педагогами об основах воспитания школьника;
эмоциональный отклик на события, происходящие как со школьником, так и с семьями отдельных учеников;
единство требований и стиля отношения к ребенку;
взаимное оповещение о значимых событиях в жизни ребенка;
исполнение просьбы педагогов со стороны семьи и исполнение просьбы родителей в адрес учителей, оказание взаимных услуг;
совместную деятельность педагога, детей и родителей.
Третий принцип — принцип полилога. Одним из базовых принципов взаимодействия семьи и школы является принцип субъект-субъктного, полилогического, партнерского общения. Данный принцип предусматривает взаимное доверие и уважение, поддержку и помощь, ответственность по отношению друг к другу, восприятие родителей как субъектов со своими интересами, потребностями, своей позицией». [8, с. 111] «К сожалению, на практике, принцип полилога реализуется далеко не всегда. Довольно часто педагог по отношению к родителю занимает позицию «сверху», поучая, угрожая, приказывая, навязывая свою точку зрения. Очень важно, чтобы учитель в процессе общения с родителями поддерживал трансакции «Взрослый-Взрослый», и, в частности, избегал фраз типа «Вы должны», «Вам необходимо», «на Вашем месте я бы…», «если Вы не примите меры, то…». Важно помнить, что у каждого родителя есть собственный жизненный опыт, к которому он может апеллировать, есть право на собственное мнение и задача педагога, придерживаясь принципа безоценочности, понять и принять услышанное.
Четвертый принцип — принцип гуманизации во взаимодействии с семьей, что предполагает:
опору на положительные качества родителей и детей;
осуществление действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей;
учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
доверие к воспитательным возможностям родителей;
недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи;
опору на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности». [8, с. 112]
Влияние социума на формирование личности ребенка
«Природные возможности ребенка очень велики, но развитие они получают лишь в процесс его социальной жизнедеятельности. Важнейшим фактором развития личности ребенка является среда. Под средой прежде всего следует понимать социальное окружение, в котором живет человек». [12,с. 39]
Без влияния социума ребенок не смог бы освоить культуру и ценности, «нормы, традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение». [13, с. 81] В результате, происходит социализация ребенка. Социализацией Я. Щепаньский называет те влияния «среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей». [15, с. 51] «Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно. В этом процессе развития ребенок становится личностью. Происходит изменение его организма, психики под влиянием его окружения, семьи и сверстников. Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, затем учебной и трудовой. В зависимости от окружения развиваются его мировоззрение, его общественная сущность». [2, с. 46]
А. С. Макаренко, утверждая, что в процессе воспитания «перед нами всегда стоит двойной объект — личность и общество. Выключить личность, изолировать ее, вынуть ее из отношения совершенно невозможно» [10, с. 508]
В начале процесса развития ребенка доминирует семья. Когда ребенок идет в школу, на него начинает воздействовать школа, педагоги, одноклассники и др. После школы, на уже почти зрелую личность действие семьи уменьшается, а роль социума увеличивается. «Следует говорить не об уменьшении влияния родителей, а о качественных сдвигах, обусловленных усложнением деятельности и дифференциацией отношений старшеклассников». [6, с. 82] Здесь личность находит свое место в обществе, приобретает определенный круг людей. Именно здесь формируются его индивидуальные черты характера. Ребенок, после окончания школы, берет на себя ответственность за свои мысли и поступки, самостоятельно решает возникающие проблемы. «В юношеском возрасте уже отчетливо видна направленность личности». [11, с.60]
Таким образом, в формировании и развитии ребенка участвует не только семья и школа, но и окружающая его социальная среда.
Изучив содержание процесса взаимодействия семьи, школы и социума, я выявила формы работы с семьей, педагогические принципы взаимодействия семьи и школы, рассмотрела влияние социума на развитие ребенка.
Проанализировав материал, можно сделать вывод, что в развитии ребенка огромное значение имеют правильно скоординированное взаимодействие семьи, школы и социума. Ведь от того, какое влияние на ребёнка окажут эти институты в определённое время и зависит его формирование как личности, формирование его гражданской позиции, и в целом: формирование нового поколения людей.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 440 с.
- Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. — Л., 1974. — Т. 28.
- Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ.-метод.материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. М.: КНОРУС, 2010. — 744 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.– 192 с.
- Крупская Н. К. Воспитание; Идеалы социалистического воспитания. Педагогические сочинения, т. 2, М. — АПН РСФСР, 1957–1963.
- Личность, семья и общество: вопросы педагогики ипсихологии/Сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1 (36). Новосибирск: СибАК, 2014,- 224 с.
- Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
- Макаренко А. С. Книга для родителей. Сочинения, т. IV, М.: АПН РСФСР, 1957–1958.
- Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977.
- Педагогика: курс лекций / Под общ. ред.: Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К. Д. Радиной. — М.: Просвещение, 1966. — 648 с.
- Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. — М., 1995. — 81 с.
- Шацкий С. Т. Школа для детей или дети для школы// Избр. пед.соч.: В 2т. — М.: 1980 — Т. 2.
- Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.