Опыт медико-психолого-педагогического сопровождения матерей недоношенных детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, О. А. Опыт медико-психолого-педагогического сопровождения матерей недоношенных детей / О. А. Иванова, В. А. Куташов, Л. И. Ипполитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 604-607. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26279/ (дата обращения: 16.11.2024).



Перинатальная психология и психология родительства является одной из наиболее сложных и мало изученных областей современной науки. Система медицинской помощи в нашей стране практически не учитывает психологического состояния женщины. Часто врачи оценивают лишь наличие физических нарушений у матери и ребенка. Однако, очевидно, что неблагоприятный эмоциональный фон у матерей оказывает негативное влияние не только на родившую женщину, но и на ребёнка и семейную систему в целом. Это, в свою очередь, на уровне общества как целого сказывается на демографической ситуации. В ряде случаев тревожное состояние, отрицательный эмоциональный фон, послеродовые депрессии продолжаются до года и более. Это крайне негативно влияет не только на психическое здоровье молодой матери, но и на психомоторное развитие её ребёнка. Дети таких матерей существенно чаще, чем сверстники, страдают различными поведенческими отклонениями, у них позже формируются речь, могут наблюдаться эмоциональные нарушения. Таким образом, с целью эффективной реализации поставленных президентом и правительством нашей страны задач в области репродукции требуется разработка всестороннего междисциплинарного подхода сопровождения матерей новорождённых детей. Научной областью, которая этим занимается, является перинатология. Она включает в себя:

  1. Перинатальная медицина:

 Акушерство, неонатология;

 Перинатальная психиатрия;

  1. Перинатальная психология:

 Психология зачатия, психология беременности;

 Психология родов, психология раннего постнатального периода;

  1. Перинатальная педагогика:

 Педагогика пренейта, детей раннего возраста;

 Педагогика семьи, ожидающей ребенка, и имеющей ребенка раннего возраста.

В качестве основной цели психологического сопровождения беременности и родительства М. Е. Ланцбург считаетсодействие развитию ребенка через оптимизацию отношений мать-дитя и повышение родительской компетентности. Задачами в данной области являются:

 Формирование адекватных представлений о беременности, родах и материнстве;

 Готовность принимать трудности и действовать в условиях неопределенности;

 Формирование навыков саморегуляции и навыков поведения с ребенком;

 Оказание эмоциональной поддержки, укрепление уверенности в себе будущей матери;

 Построение оптимальных стратегий взаимодействия с ребенком определенного возраста.

М. Е. Ланцбург, Г. Г. Филлипова выделили ожидаемые результаты деятельности в области перинатальной психологии:

  1. Социальные:

 Профилактика плохого отношения к детям;

 Увеличение рождаемости;

 Гуманизация деятельности акушерских стационаров;

  1. Медицинские:

 Увеличение детей на грудном вскармливании;

 Снижение заболеваемости новорожденных;

  1. Психологические:

 Улучшение взаимопонимания врачей и пациентов;

 Улучшение взаимопонимания детей и родителей.

Наряду с тем, что очевидна необходимость особого внимания налаживанию взаимодействия матери с ребёнком в перинатальном и раннем постнатальном периоде, разработанных медико-психолого-педагогических методов и методик на данный момент недостаточно. Особенно это актуально в отношении сопровождения матерей недоношенных детей, которым нужна не только медицинская, но и психолого-педагогическая помощь. Примером подобного междисциплинарного подхода является обучение медицинским персоналом родителей уходу за новорождённым маловесным ребёнком (Методика «Кенгуру»), обучение развивающему уходу медицинского персонала и родителей с привлечением психолога. Однако, это лишь отдельные наработки в области комплексного сопровождения матерей недоношенных детей с целью повышения эффективности оказания им помощи. Наличие же различных направлений изучения репродуктивной сферы свидетельствует об актуальности области исследования. Учитывая сравнительную новизну перинатальной психологии и психологии родительства, подобные исследования позволяют получить фактический материал с последующим его структурированием и включением в научное знание.

В рамках разработки технологиимедико-психолого-педагогического сопровождения матерей недоношенных детей на базе БУЗ ВО ВОКБ № 1 г. Воронежа было проведено исследование эмоционального состояния женщин недоношенных детей. Так, в условиях свободной выборки однократно на базе отделения выхаживания новорождённых № 3 Областной клинической больницы в 2014–2015 гг. обследовано 114 матерей недоношенных детей в возрасте от 18 до 44 лет. С женщинами проводилось психологическое исследование в течение первой недели пребывания в стационаре их детей, которым были поставлены диагнозы «недоношенность» (I, II, III, IV степени), «ишемия мозга», «синдром дыхательного расстройства новорождённого» и т. д. В работе применялись экспериментально-психологический метод исследования. С женщинами поводились индивидуальные и групповые беседы в ходе психодиагностического исследования с целью получения дополнительной информации об их психологическом состоянии. Использовались методики: «Тест отношения к беременности» (ретестовая форма, И. В. Добряков) — для оценки стиля отношения женщины к прошедшим беременности и родам, представлений об отношении и ожиданий женщины со стороны близких и чужих людей, отношения к себе как к матери, своему ребёнку, грудному вскармливанию; «Скрининг-шкала постнатальной депрессии» — для выявления вероятности возникновения депрессии в послеродовом периоде. В результате исследования были получены следующие данные:

По методике «Тест отношения к беременности» (ретестовая форма, И. В. Добряков) у большинства обследованных испытуемых (83,3 %) в качестве преобладающего отношения к беременности и состоявшимся родам выявлен оптимальный стиль. В целом, они без излишней тревоги, адекватно воспринимают сложившуюся ситуацию, ответственно выполняют предписания врачей. Для них характерно ровное отношение к себе в роли матери, спокойное восприятие отношений с близкими и чужими людьми, выдержанная позиция по отношению к своему ребёнку, которая соответствует ситуации. В то же время, при качественном анализе отдельных шкал методики было установлено, что у многих женщин с оптимальным стилем отношения к беременности и прошедшим родам часто наблюдается тревожное или депрессивное отношение к грудному вскармливанию. Это говорит о том, что испытуемых очень тревожат трудности, связанные с ним, несмотря на то, что в лечебном учреждении созданы условия для их устранения. Так, женщины имеют возможность в течение всего дня сцеживать молоко, относить его своим детям, наблюдать и участвовать в их кормлении через зонды и другое оборудование. Таким образом, контакт матери и ребёнка, который составляет психологический смысл грудного вскармливания, сохраняется даже в условиях выхаживания недоношенных детей в реанимационном отделении. Вероятно, повышенная тревожность женщин по этому вопросу может быть связана с общей ориентацией на социальные ожидания, с тем, что ребёнок не такой, как у всех, требует другого подхода к себе, чувством вины за это, несостоятельности в исполнении одной из важнейших, отличительных функций матери — грудном вскармливании. Данное предположение основано на данных, полученных в устных беседах с женщинами, которые признают чувство вины, некоторые не говорят родственникам о том, что ребёнок уже родился, скрывают то, что он лежит в больнице и т. д. Данная тенденция требует дальнейшего исследования и статистического подтверждения. У 8,7 % обследованных испытуемых выявлено эйфорическое отношение к беременности, к себе как к матери, представления об отношении со стороны окружающих. Они склонны к проявлениямистерических черт личности, т. к. беременность для них являлась средством манипулирования, способом изменения отношений с окружающим миром. При этом внешне проявляется несколько чрезмерная материнская позиция. Им хотелось бы от окружающих повышенного внимания, как во время беременности. Это говорит о том, что испытуемые пока не перешли от роли беременной к роли матери. При этом при анализе отдельных шкал методике установлено на качественном уровне анализа, что отношение к своему ребёнку у них чаще всего тревожное. Вероятно, это может быть связано с тем, что испытуемые были не совсем готовы к сложившейся ситуации. Для 4,5 % испытуемых характерен гипогестогнозический стиль отношения к беременности и прошедшим родам. Женщины не склонны менять жизненный стереотип, у них «не хватает времени» приезжать в больницу к ребёнку, часто посещать их, выполнять назначения врачей. На наш взгляд, это говорит об их неготовности к материнству, стремлении переложить ответственность за жизнь ребёнка на других, неуверенности в своих силах. У 3,5 % обследованных выявлен тревожный стиль отношения к беременности и прошедшим родам. Они проявляют склонность к преувеличению проблем, повышенной моральной ответственности, неуверенность в своих силах и способностях воспитывать ребенка. Для них характерна ориентация на доминирующую гиперпротекцию в отношении своего ребёнка, что нередко приводит к конфликтам с медицинским персоналом, который подвергается обвинениям в некомпетентности или недостаточном внимании. На наш взгляд, это обусловлено вынесением внутриличностного конфликта испытуемых во внешний план. Вероятно, подобная реакция может говорить о чувстве вины и общей ориентацией на социальные ожидания. Подобная тенденция основана на данных, полученных в ходе наблюдения, бесед с врачами по поводу причин подобного поведения женщин. Данное предположение требует дальнейшего исследования и статистического подтверждения. Стоит отметить, что, в чистом виде ни один из стилей отношений к беременности и родам практически не встречается. Детальных анализ отдельных шкал методике позволяет сказать, что даже для большинства обследованных женщин с оптимальным стилем характерны и тревожные, эйфорические, депрессивные тенденции в той или иной степени, что согласуется с экстремальной ситуацией, которую они попали.

По методике «Скрининг-шкала постнатальной депрессии» у большинства обследованных женщин (44,0 %) выявлена низкая вероятность возникновения депрессии в постанатальный период. У 31,0 % испытуемых обнаружен средний уровень вероятности возникновения депрессии. Это говорит о том, что в некоторых моментах для них характерна подавленность. Это согласуется с данными, полученными по методике «Тест отношения к беременности» (ретестовая форма, И. В. Добряков) и описанными выше. У 25,0 % женщин выявлена высокая и очень высокая вероятность возникновения депрессии. Это говорит о довольно сильных переживаниях, стрессовом состоянии, которые распространяются на все сферы личности испытуемых. Для уточнения выявленных тенденций требуется более подробное психодиагностическое и психотерапевтическое исследование.

Таким образом, на основе полученных данных психологом перинатального центра были разработаны психолого-педагогические рекомендации для матерей недоношенных детей, медицинского персонала отделения реанимации и интенсивной терапии, администрации с целью повышения эффективности организации и оказания помощи детям. Практическим выражением полученных данных является психокоррекционная программа «Клуб молодых родителей», реализуемая психологом в форме групповой и индивидуальной работы с матерями недоношенных детей. Наряду с этим для медицинского персонала проводятся тематические встречи просветительского характера с целью ознакомления с результатами психодиагностической работы, выявления запросов. Интересным результатом подобных встреч является то, что врачи часто формулируют запрос не относительно отдельных матерей и проблем налаживания взаимодействия с ними, а по поводу своего эмоционального состояния, отмечая признаки профессионального выгорания. Это составляет перспективу дальнейших исследований в данной области и встраивания их результатов в общую систему медико-психолого-педагогического сопровождения матерей недоношенных детей. Комплексный подход к сопровождению матерей недоношенных детей обеспечивает тесное взаимодействие всех участников процесса выхаживания недоношенных детей (матерей, врачей, психолога, администрации), что, в свою очередь, работает на достижение главной цели — сохранение жизни и здоровья новорождённых.

Литература:

  1. Завгородняя И. В. Психологический кризис беременности: монография [Текст] / И. В. Завгородняя. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013. — 182 с.
  2. Ланцбург М. Е. О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей / М. Е. Ланцбург // Журнал практического психолога. — 2003. — № 4–5. — с. 22–37.
  3. Филиппова Г. Г. Психология материнства: учеб. Пособие / Г. Г. Филиппова. — Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, грудное вскармливание, беременность, мать, перинатальная психология, женщина, медицинский персонал, Тест отношения, чувство вины, общая ориентация.


Похожие статьи

Формирование психолого-педагогической компетентности замещающих родителей

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Проблемы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Практики профессионального самоопределения в условиях детского дома

Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей

Похожие статьи

Формирование психолого-педагогической компетентности замещающих родителей

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Проблемы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Практики профессионального самоопределения в условиях детского дома

Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей

Задать вопрос