В данной статье рассмотрен комплекс психолого-педагогического сопровождения на примере учащихся МБОУ СОШ № 2 им. А.С. Пушкина, так же представлены последовательные этапы комплекса, и факторы, определяющие детей «группу риска».
Ключевые слова: дезадаптация, асоциальное поведение, социализация, стресс.
Keywords: maladjustment, antisocial behavior, socialization, stress.
Актуальность.
Образовательный процесс в МБОУ СШ № 2 им. А. С. Пушкина слагается из здоровьесберегающих технологий и является одним из приоритетных направлений государственной политики.
Главной целью социально-психологической службы школы — сформировать всесторонне развитую личность и создать максимально благоприятные условия для обучения.
Сопровождение учащихся «группы риска» должно носить комплексный характер и реализовываться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи [7, с. 19].
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой организованную совместную деятельность социального педагога и педагога психолога. В процессе работы предполагается использование различных средств и методов, которые направлены на выявление детей «группы риска» и дальнейшее их сопровождение [9, с. 48].
«Группу риска» составляют учащиеся создающие условия риска для социума, так же риск может сказываться для самих подростков — возможности утраты личностного развития, здоровья и жизни. Существует множество классификаций детей «группы риска», что позволяет носить междисциплинарных характер, определяет сложность изучения и многогранность этого явления [10, с. 6]. В общеобразовательном учреждении, как правило, дети «группы риска» это учащиеся испытывающие сложности в обучении, в общении с педагогическим коллективом, сверстниками, социально незащищенные дети с педагогической запущенностью. У них отсутствуют психические и физические отклонения, их риск заключен в процессе воспитания или его полном отсутствии.
Социально-педагогическая запущенность проявляется в негативном состоянии личности, которая проявляется в нарушении формирования «Я-концепции» [5, с. 31] [3, с. 64]. Существуют дети, которые имеют патологию в психическом развитии и социальной адаптации. Им свойственно нарушение социализации, то есть отсутствие нравственных ориентиров в жизни, нарушение моральных норм и правил поведения в обществе, низкий уровень духовной культуры, потеря контроля над своими эмоциями, агрессии, утрата интереса к учебной деятельности, усвоению новых знаний, злоупотребление вредными привычками, лживость, лень, их так же относят к «группе риска» [8, с. 23].
Сопровождение таких учащихся заключается в единстве последовательных функций:
1) Диагностики возникшей проблемы;
2) Информативности решения проблемы;
3) На этапе составления плана решения проблемы — консультирование;
4) На этапе реализации плана — первичная помощь учащимся.
Отечественные авторы, рассматривая проблему изучения социально-психологического сопровождения детей «группы риска», по-разному классифицируют факторы риска, объединяющие детей в данную группу. Так, например, В.Е. Летунова выделяет следующие группы факторов риска [4, с. 8]:
медико-биологические;
социально-экономические;
психологические;
педагогические.
На примере МБОУ СШ № 2 им. А.С. Пушкина рассмотрим психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска», при котором создаются благоприятные условия для обучения и воспитания ребенка. Данное сопровождение объединяет специалистов разного профиля (психолог, социальный педагог, учитель-логопед) для коррекции выявленных социальных, психологических отклонений и развития личности ребенка.
Важно выявить детей «группы риска», рассмотреть причины, реабилитировать их в социальном, психологическом, педагогическом и других отношениях [2, с. 45].
Благоприятный результат можно прогнозировать, если данная задача будет решаться комплексно и в тесном взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Сопровождение психолога начинается с личностного контакта и установления дружеских отношений с детьми «группы риска». Дальнейшие действия основаны с диагностическими мероприятиями по выявлению поведения ребенка в школьном коллективе, его успеваемость, интересы, круг общения и особенности семейного воспитания.Педагог-психолог, использует вработе с детьми «группы риска» следующие методы, как беседы, которые проводятся с детьми и их родителями [1, с. 76]. Психолог осуществляет индивидуальное консультирование, проективные методики(например, рисунок «семья», незаконченные предложения), тренинги и аутотренинги.
Рассмотрев особенности детей «группы риска», психолог составляет индивидуальные программы помощи и коррекции учащемуся. Проводится акт обследования семьи. В заключение оценивает эффективность психодиагностики.
Важная роль отводится социальному педагогу. Он занимается изучением индивидуальных особенностей детей «группы риска», изучает круг общения ребенка, его поведение в школьном коллективе. Проводит социальный патронаж семьи, с целью изучения условий жилищно-бытовых условий ребенка. Социальный педагог находится в тесном контакте с различными социальными службами, по оказанию помощи детям. На школьных собраниях и классных часах социальный педагог организует правовое просвещение для учащихся, где разъясняет им их права и обязанности, пропагандирует здоровый образ жизни, дает установку на личностное развитие. Организует занятость детей в процессе учебной деятельности и каникулярное время.
Дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» связано с работой консилиума школы, в состав которого включают медицинского работника. Деятельность психолого-педагогической службы будет эффективной, если дети «группы риска» выявляются на ранних этапах диагностики [6, с. 17]. Они получают помощь на разных уровнях его близкого окружения (школьный коллектив, психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник), при необходимости детям предоставляется специализированная помощь вне школы.
В учебно-воспитательном процессе школы используются различные методы по выявлению детей «группы риска», а также создаются условия для благоприятного и комфортного взаимодействия на разных уровнях помощи и коррекции. Главные задачи психолого-педагогической службы школы № 2 им. А. С. Пушкина профилактические мероприятия, направленные на предупреждение попадания детей в «группу риска».
Литература:
- Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска» [текст]/ Астапов В.М. — М., 1996.-83.с.
- Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска» [текст]/ Беличева С.А. — М., 2006.-103c.
- Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике [текст] / Е.И. Казакова. — СПб., 1998. — 209 с.
- Летунова В.Е. Программа «Дети группы риска в системе работы ППМС — центра [текст]/ Летунова В.Е. — СПб., 1998.-3c.
- Мардахаев Л.В., Кузнецова Л.В., Чемоданова Д.И. Специальная педагогика. Учебник для бакалавров [текст]/ Мардахаев Л.В., Кузнецова Л.В., Чемоданова Д.И. — М., 2012.-123c.
- Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей учеб. Пособие [текст]/ Овчарова, Р.В. — Архангельск: Просвещение, 1995. -150с.
- Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст]/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. — М.: Академия, 2002.-100c
- Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов /Под ред. И.В. Дубровиной [текст]/ И.В. Дубровиной — М.: Просвещение, 2003.-78c.
- Сакату X. Психологические особенности детей группы риска [текст]/ Сакату X — М., 2000.-142с.
- Конституция РФ Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.2008 года Глава 2. Факторы риска возникновения нарушений [текст]