Общая культура общения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, служебных, политических, семейных, личных. Любые отступления от правил культуры общения или отсутствие культуры как таковой всегда ведут к нарушениям отношений между людьми.
ФГОС ДО направлен на решение ряда задач, и конкретно: «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».
В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. Одним из приоритетов в нравственном развитии дошкольника является воспитание культуры общения. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке –не только право, но и обязанность каждого человека1.
Опираясь на усвоенные в раннем детстве навыки культурного общения, в старшем дошкольном возрасте необходимо обучить ребенка пониманию смысла и значения тех или иных правил культурного общения человека и в доступной форме раскрывать их.
Проектная деятельность является тем средством, которая стабильно обеспечена методами и формами работы с детьми и родителями по повышению уровня общей культуры общения дошкольника 2.
Исследование влияния проектной деятельности старшего дошкольника на его культуру общения в МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирный Курского района Ставропольского края позволило принять участие в нем детей старших групп в количестве 50 человек.
Большинство современных детских садов начинают внедрять в своей деятельности метод проектов. Это указывает на то, что российские педагоги ДОУ достаточно инициативно осваивают наиболее актуальные мировые тенденции в сфере образовательных технологий.
Так, в МБДОУ детском саду № 4 «Золотой ключик» пос. Мирный Курского района Ставропольского края на протяжении 2 лет активно используется в одной из старших групп метод проектов, в параллельной же группе детей старшего возраста данный метод не используется. Это основание позволило исследовать динамику развития культуры общения детей в проектной деятельности и без нее.
Первая группа детей, включенная в проектную деятельность (в дальнейшем — группа А) включена в рабочую учебную программу «Развитие общения старших дошкольников средствами проектной деятельности», разработанную в соответствии с тематикой и количеством занятий типовой программы «Детство» по направлению «Социально-нравственное воспитание детей старшей группы».
Константа определялась с помощью комплекса психолого-педагогических методик авторов Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной.
1.Методика «Подели игрушки»;
2.Методика «Раскрась рукавички»;
3.Беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»
По методике «Подели игрушки» получены следующие результаты, оформленные в таблицу 1.
Таблица 1
Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Подели игрушки»
Старшая группа, включенная в проектную деятельность. Группа А |
Старшая группа, не включенная в проектную деятельность. Группа В |
||
код |
Уровеньнавыков общения |
код |
Уровеньнавыков общения |
01 |
средний уровень навыков общения |
01 |
средний уровень навыков общения |
02 |
высокий уровень навыков общения |
02 |
средний уровень навыков общения |
03 |
высокийуровень навыков общения |
03 |
низкий уровень навыков общения |
04 |
средний уровень навыков общения |
04 |
средний уровень навыков общения |
05 |
средний уровень навыков общения |
05 |
средний уровень навыков общения |
06 |
высокий уровень навыков общения |
06 |
низкий уровень навыков общения |
07 |
средний уровень навыков общения |
07 |
высокий уровень навыков общения |
08 |
средний уровень навыков общения |
08 |
средний уровень навыков общения |
09 |
высокий уровень навыков общения |
09 |
низкий уровень навыков общения |
10 |
средний уровень навыков общения |
10 |
средний уровень навыков общения |
11 |
высокийуровень навыков общения |
11 |
средний уровень навыков общения |
12 |
высокийуровень навыков общения |
12 |
низкий уровень навыков общения |
13 |
средний уровень навыков общения |
13 |
низкий уровень навыков общения |
14 |
высокийуровень навыков общения |
14 |
средний уровень навыков общения |
15 |
высокийуровень навыков общения |
15 |
средний уровень навыков общения |
16 |
средний уровень навыков общения |
16 |
средний уровень навыков общения |
17 |
высокий уровень навыков общения |
17 |
низкий уровень навыков общения |
18 |
средний уровень навыков общения |
18 |
низкий уровень навыков общения |
19 |
средний уровень навыков общения |
19 |
низкий уровень навыков общения |
20 |
высокийуровень навыков общения |
20 |
низкий уровень навыков общения |
21 |
высокийуровень навыков общения |
21 |
высокий уровень навыков общения |
22 |
высокийуровень навыков общения |
22 |
средний уровень навыков общения |
23 |
высокийуровень навыков общения |
23 |
средний уровень навыков общения |
24 |
средний уровень навыков общения |
24 |
средний уровень навыков общения |
25 |
средний уровень навыков общения |
25 |
низкий уровень навыков общения |
13 человек — высокий уровень навыков общения (52 %) 12 человек — средний уровень навыков общения (48 %) |
2 человека — высокий уровень навыков общения (8 %) 13 человек — средний уровень навыков общения (52 %) 10 человек — низкий уровень навыков общения (40 %) |
||
Таблица 1 «Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Подели игрушки» демонстрирует кардинально различные показатели сформированности навыков общения у старших дошкольников в группе А и группе В.
Так в группе А детей с высоким уровнем навыков общения 52 %, а со средним 48 %, с низким уровнем нет.
А в группе В детей с высоким уровнем навыков общения 8 %, а со средним 52 %, с низким уровнем 40 %.
В диаграмме 1 «Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Подели игрушки» эти показатели представлены в сравнении. Диаграмма 1
«Сравнительные результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Подели игрушки»
Кольцевая диаграмма 1 демонстрирует, разницу в наличии уровней навыков общения в разных группах детей старшего дошкольного возраста.
Большинство детей группы А 52 % оставляли себе только одну игрушку, а остальные делили между другими участниками, моральный выбор делался ими правильно.
Практически одинаковое количество детей и в группе А и в группе В (48 % и 52 %) проявляли средний уровень навыков общения, т. е. оставляли себе две игрушки, а остальные делили между другими участниками.
40 % детей группы В делили игрушки в свою пользу, оставляя себе больше, моральный выбор сделан ребенком в данном случае неправильно.
Изучая сформированность коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста по методике «Раскрась рукавички» и получив результаты, была получены следующие данные. В группе А лишь трое детей не умеют договариваться, им сложно приходить к общему решению. Четыре человека практически не осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности. Отрицательно отнеслись к результату деятельности, своему и партнера трое ребят. Столько же детей не осуществляли взаимопомощь по ходу рисования. Двое старших дошкольников не смогли рационально использовать средства деятельности.
В группе В десять детей не умеют договариваться, им сложно приходить к общему решению. Семеро старших дошкольников практически не осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности. Отрицательно отнеслись к результату деятельности, своему и партнера одиннадцать ребят. Восемь детей не осуществляли взаимопомощь по ходу рисования. Пятеро старших дошкольников не смогли рационально использовать средства деятельности.
Диаграмма 2 в процентных показателях демонстрирует наличие пяти признаков по данной методике в двух группах.
Диаграмма 2.
Процентные показатели констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Раскрась рукавички»
Диаграмма 2 наглядно демонстрирует, что в группе А у детей в меньшем проценте проявляются отрицательные тенденции в общении со сверстниками, а в группе В в большем процентном показателе не сформированы коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста.
По результатам беседы с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…» в группах А и В были составлены диаграммы 3 и 4. Диаграмма 3.
Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников в группе А МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по беседе с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»
Из диаграммы 3 видно, что дети старшего дошкольного возраста в группе А часто делают положительные выборы, они утешают сверстника и делятся игрушками, помогают в создании постройки, протягивают руку помощи.
Однако, и в данной группе есть дети, которые делают отрицательный выбор, так в первой ситуации их трое, во второй четверо, а третьей двое. Диаграмма 4.
Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников в группе В МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по беседе с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»
В группе В детей с отрицательным выбором больше и это одни и те же ребята в разных ситуациях, так в первой и в третьей ситуации их по пять человек, во второй ситуации их семеро.
В процентном соотношении эти данные (по двум группам) выглядят следующим образом в диаграмме 5. Диаграмма 5.
Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников в группах А и В МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по беседе с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…» (процентное соотношение положительных выборов)
Взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в данной выборке не значительно различны. Обе группы характеризуются и отрицательными и положительными моральными выборами детей.
Стоит отметить, что группа А, включенная в проектную деятельность все же более стабильна в проявлении культуры в целом, и культуры общения в частности.
Литература:
- Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников / сборник научных трудов АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания, — М., 2011г
- Одинцова Л. Воспитание навыков культуры поведения в коллективе сверстников. // ж. «Дошкольное воспитание» № 1, 2011г.