Исследование процесса формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста при- и не- включении ребенка в проектную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 18.02.2016

Статья просмотрена: 1031 раз

Библиографическое описание:

Хатаева, Т. Р. Исследование процесса формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста при- и не- включении ребенка в проектную деятельность / Т. Р. Хатаева, Н. В. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.1 (109.1). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26306/ (дата обращения: 16.11.2024).



Общая культура общения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, служебных, политических, семейных, личных. Любые отступления от правил культуры общения или отсутствие культуры как таковой всегда ведут к нарушениям отношений между людьми.

ФГОС ДО направлен на решение ряда задач, и конкретно: «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».

В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. Одним из приоритетов в нравственном развитии дошкольника является воспитание культуры общения. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке –не только право, но и обязанность каждого человека1.

Опираясь на усвоенные в раннем детстве навыки культурного общения, в старшем дошкольном возрасте необходимо обучить ребенка пониманию смысла и значения тех или иных правил культурного общения человека и в доступной форме раскрывать их.

Проектная деятельность является тем средством, которая стабильно обеспечена методами и формами работы с детьми и родителями по повышению уровня общей культуры общения дошкольника 2.

Исследование влияния проектной деятельности старшего дошкольника на его культуру общения в МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирный Курского района Ставропольского края позволило принять участие в нем детей старших групп в количестве 50 человек.

Большинство современных детских садов начинают внедрять в своей деятельности метод проектов. Это указывает на то, что российские педагоги ДОУ достаточно инициативно осваивают наиболее актуальные мировые тенденции в сфере образовательных технологий.

Так, в МБДОУ детском саду № 4 «Золотой ключик» пос. Мирный Курского района Ставропольского края на протяжении 2 лет активно используется в одной из старших групп метод проектов, в параллельной же группе детей старшего возраста данный метод не используется. Это основание позволило исследовать динамику развития культуры общения детей в проектной деятельности и без нее.

Первая группа детей, включенная в проектную деятельность (в дальнейшем — группа А) включена в рабочую учебную программу «Развитие общения старших дошкольников средствами проектной деятельности», разработанную в соответствии с тематикой и количеством занятий типовой программы «Детство» по направлению «Социально-нравственное воспитание детей старшей группы».

Константа определялась с помощью комплекса психолого-педагогических методик авторов Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной.

1.Методика «Подели игрушки»;

2.Методика «Раскрась рукавички»;

3.Беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»

По методике «Подели игрушки» получены следующие результаты, оформленные в таблицу 1.

Таблица 1

Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Подели игрушки»

Старшая группа, включенная в проектную деятельность.

Группа А

Старшая группа, не включенная в проектную деятельность.

Группа В

код

Уровеньнавыков общения

код

Уровеньнавыков общения

01

средний уровень навыков общения

01

средний уровень навыков общения

02

высокий уровень навыков общения

02

средний уровень навыков общения

03

высокийуровень навыков общения

03

низкий уровень навыков общения

04

средний уровень навыков общения

04

средний уровень навыков общения

05

средний уровень навыков общения

05

средний уровень навыков общения

06

высокий уровень навыков общения

06

низкий уровень навыков общения

07

средний уровень навыков общения

07

высокий уровень навыков общения

08

средний уровень навыков общения

08

средний уровень навыков общения

09

высокий уровень навыков общения

09

низкий уровень навыков общения

10

средний уровень навыков общения

10

средний уровень навыков общения

11

высокийуровень навыков общения

11

средний уровень навыков общения

12

высокийуровень навыков общения

12

низкий уровень навыков общения

13

средний уровень навыков общения

13

низкий уровень навыков общения

14

высокийуровень навыков общения

14

средний уровень навыков общения

15

высокийуровень навыков общения

15

средний уровень навыков общения

16

средний уровень навыков общения

16

средний уровень навыков общения

17

высокий уровень навыков общения

17

низкий уровень навыков общения

18

средний уровень навыков общения

18

низкий уровень навыков общения

19

средний уровень навыков общения

19

низкий уровень навыков общения

20

высокийуровень навыков общения

20

низкий уровень навыков общения

21

высокийуровень навыков общения

21

высокий уровень навыков общения

22

высокийуровень навыков общения

22

средний уровень навыков общения

23

высокийуровень навыков общения

23

средний уровень навыков общения

24

средний уровень навыков общения

24

средний уровень навыков общения

25

средний уровень навыков общения

25

низкий уровень навыков общения

13 человек — высокий уровень навыков общения (52 %)

12 человек — средний уровень навыков общения (48 %)

2 человека — высокий уровень навыков общения (8 %) 13 человек — средний уровень навыков общения (52 %) 10 человек — низкий уровень навыков общения (40 %)

Таблица 1 «Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Подели игрушки» демонстрирует кардинально различные показатели сформированности навыков общения у старших дошкольников в группе А и группе В.

Так в группе А детей с высоким уровнем навыков общения 52 %, а со средним 48 %, с низким уровнем нет.

А в группе В детей с высоким уровнем навыков общения 8 %, а со средним 52 %, с низким уровнем 40 %.

В диаграмме 1 «Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Подели игрушки» эти показатели представлены в сравнении. Диаграмма 1

«Сравнительные результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Подели игрушки»

Кольцевая диаграмма 1 демонстрирует, разницу в наличии уровней навыков общения в разных группах детей старшего дошкольного возраста.

Большинство детей группы А 52 % оставляли себе только одну игрушку, а остальные делили между другими участниками, моральный выбор делался ими правильно.

Практически одинаковое количество детей и в группе А и в группе В (48 % и 52 %) проявляли средний уровень навыков общения, т. е. оставляли себе две игрушки, а остальные делили между другими участниками.

40 % детей группы В делили игрушки в свою пользу, оставляя себе больше, моральный выбор сделан ребенком в данном случае неправильно.

Изучая сформированность коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста по методике «Раскрась рукавички» и получив результаты, была получены следующие данные. В группе А лишь трое детей не умеют договариваться, им сложно приходить к общему решению. Четыре человека практически не осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности. Отрицательно отнеслись к результату деятельности, своему и партнера трое ребят. Столько же детей не осуществляли взаимопомощь по ходу рисования. Двое старших дошкольников не смогли рационально использовать средства деятельности.

В группе В десять детей не умеют договариваться, им сложно приходить к общему решению. Семеро старших дошкольников практически не осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности. Отрицательно отнеслись к результату деятельности, своему и партнера одиннадцать ребят. Восемь детей не осуществляли взаимопомощь по ходу рисования. Пятеро старших дошкольников не смогли рационально использовать средства деятельности.

Диаграмма 2 в процентных показателях демонстрирует наличие пяти признаков по данной методике в двух группах.

Диаграмма 2.

Процентные показатели констатирующего этапа исследования старших дошкольников МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по методике «Раскрась рукавички»

Диаграмма 2 наглядно демонстрирует, что в группе А у детей в меньшем проценте проявляются отрицательные тенденции в общении со сверстниками, а в группе В в большем процентном показателе не сформированы коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста.

По результатам беседы с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…» в группах А и В были составлены диаграммы 3 и 4. Диаграмма 3.

Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников в группе А МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по беседе с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»

Из диаграммы 3 видно, что дети старшего дошкольного возраста в группе А часто делают положительные выборы, они утешают сверстника и делятся игрушками, помогают в создании постройки, протягивают руку помощи.

Однако, и в данной группе есть дети, которые делают отрицательный выбор, так в первой ситуации их трое, во второй четверо, а третьей двое. Диаграмма 4.

Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников в группе В МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по беседе с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»

В группе В детей с отрицательным выбором больше и это одни и те же ребята в разных ситуациях, так в первой и в третьей ситуации их по пять человек, во второй ситуации их семеро.

В процентном соотношении эти данные (по двум группам) выглядят следующим образом в диаграмме 5. Диаграмма 5.

Результаты констатирующего этапа исследования старших дошкольников в группах А и В МБДОУ детский сад № 4 «Золотой ключик» пос. Мирного Курского района Ставропольского края по беседе с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…» (процентное соотношение положительных выборов)

Взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в данной выборке не значительно различны. Обе группы характеризуются и отрицательными и положительными моральными выборами детей.

Стоит отметить, что группа А, включенная в проектную деятельность все же более стабильна в проявлении культуры в целом, и культуры общения в частности.

Литература:

  1. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников / сборник научных трудов АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания, — М., 2011г
  2. Одинцова Л. Воспитание навыков культуры поведения в коллективе сверстников. // ж. «Дошкольное воспитание» № 1, 2011г.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень навыков общения, группа А, высокий уровень навыков общения, детский сад, навык общения, Ставропольский край, констатирующий этап, мирный Курский район, проектная деятельность, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Создание психоэмоционального комфорта детей 5–6 лет в образовательном процессе дошкольной организации

Исследование процесса формирования представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию

Педагогические условия формирования полоролевой идентичности у детей пятого года жизни

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Похожие статьи

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Создание психоэмоционального комфорта детей 5–6 лет в образовательном процессе дошкольной организации

Исследование процесса формирования представлений об основах экологической культуры у детей 3–4 лет

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию

Педагогические условия формирования полоролевой идентичности у детей пятого года жизни

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Задать вопрос