Современный переходный период дошкольного образования на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования оформляется особым интересом к проблеме защиты прав и достоинств ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду. Психолого-педагогическими условиями реализации ФГОС ДО являются:
уважительное отношение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, поддержка их уверенности в собственных возможностях и способностях и формирование их положительной самооценки;
выстраивание образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, сориентированного на возможности и интересы каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
поддержка педагогами доброжелательного, положительного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разнообразных видах деятельности;
развитие самостоятельности и инициативы детей в специфических для них видах деятельности;
возможность выбора детьми видов активности, материалов, а также участников совместной деятельности и общения;
защита детей от всех форм физического и психического насилия и др.
Каждое из этих условий пронизано идеей государственного покровительства детства1.
В «Концепции дошкольного Воспитания» и документах Министерства образования России идеи гуманистической педагогики заложены в основу педагогического процесса. В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении и пакете документов, реализующих его, вопросам по защите прав и достоинств ребенка отводится весомое значение.
Однако, внедряемые нормативные документы не обязывают дошкольное образовательное учреждение информировать вышестоящие органы о своей психолого-педагогической деятельности в данном направлении.
В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. К сожалению, не всегда заведующие и педагоги ДОУ оказываются компетентными в вопросах прав ребенка в детском саду.
Рассматривая систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение — это место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах 2. В рамках системы дошкольного образования и должен быть создан механизм, модель, объединяющая усилия различных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.
Организация и координация заведующим ДОУ психолого-педагогической работы в детском саду по защите прав и достоинств ребенка, предполагает организацию, проведение и интерпретацию результатов исследования по изучению форм наказаний в семье, по определению уровня осведомленности родителями и педагогами прав ребенка и форм защиты этих прав и экспертное наблюдение симптомов насилия различных форм над дошкольниками.
Проведя эмпирическое исследование в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 5 «Теремок» г. Железноводска Ставропольского края, в рамках которого организовано изучение форм наказаний в семье, определение уровня осведомленности родителями и педагогами прав ребенка и форм защиты этих прав и экспертное наблюдение симптомов насилия различных форм над дошкольниками с использованием авторских методик, были получены следующие результаты.
Проведение исследования по экспертному наблюдению «Симптомы и диагностика эмоционального насилия» позволило получить следующие результаты. Оформленные в гистограмму 1.
Гистограмма 1.
Результаты экспертного наблюдения «Симптомы и диагностика эмоционального насилия» старших дошкольников МБДОУ детский сад № 5 «Теремок» г.Железноводска
Гистограмма демонстрирует наблюдаемые показатели в количественном измерении — количество человек.
По показателю «отстает в физическом развитии» выявлен один ребенок. Существенные недостатки в речевом развитии имеют семь человек, с трудом поддаются воспитательному воздействию трое; отстают в общем развитии от детей своего возраста (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, моторики) три дошкольника. Наблюдается ночное и/или дневное недержание мочи у пяти; психосоматические жалобы, такие как головная боль, боль в животе; говорит, что ему «плохо», колет в области сердца диагностируются у шестерых.
Необходимо уточнить, что двое старших дошкольников (10 % от выборки) демонстрируют сразу несколько показателей (более 3 из 6). Особое психологическое внимание обращают на себя результаты этих детей. Им характерны такие эмоциональные и поведенческие реакции как чрезмерная активность; навязчивости (один из них кусается, другой сосет палец); прерывистый сон; приступы страха; они не владеют умением играть с другими детьми; всего боятся; часто дают истерические реакции; «приклеиваются» к любому взрослому в поисках внимания и тепла.
Проведение исследования по экспертному наблюдению «Симптомы и диагностика физического насилия» и по экспертному наблюдению «Симптомы и диагностика сексуального насилия» не выявило ни одного ребенка с наблюдаемыми внешними показателями.
Однако по поведенческим реакциям таким как: ощущение тревоги в общении с взрослыми; проявление крайних форм поведения — или агрессивность, или нежелание общаться; боязнь родителей, боязнь ухода домой, а также открытые жалобы на избиение родителями; болезненные реакции на плач других; попытки манипулировать другими, чтобы привлечь к себе внимание; демонстративные необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостные дети — теперь постоянно грустны, задумчивы, замкнуты) было выявлен один ребенок (5 %) с диагностируемым физическим насилием.
С группой родителей 20 человек была проведена «Анкета для родителя на выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребенка» (автор Л. П. Першина).
В целом по группе по результатам средних значений данной методики была построена диаграмма 1. Диаграмма 1.
Результаты констатирующего этапа исследования по «Анкете для родителя на выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребенка» с родителями старшей группы МБДОУ детский сад № 5 «Теремок» г.Железноводска
Ориентируясь на диаграмму 1, сделаны выводы о том, что данная выборка родительского коллектива «никогда» не избирает такой метод воздействия на ребенка как уговор, нотации, утешение, обращение в шутку и подарки. В категорию «всегда» не вошли обида, обзывание, утешение, обращение в шутку. Высокий процент избирания диагностировали категории «часто» утешение — 80 %; «иногда» обзывание — 70 %; «никогда» обида — 90 % и «часто» подарки — 65 %.
Средний процент избирания диагностировали категории «никогда» физическое наказание -55 %, «иногда» наказание в виде лишения — 50 %, «часто» анализ поведения — 50 %, «никогда» критика — 55 %, «иногда» нотации — 55 %, «в исключительных случаях» угрозы — 50 % и «никогда» приказ — 55 %. Обращает на себя внимание факт, что положительные воздействия на ребенка такие как — советы, похвала, обращение в шутку не используются данной выборкой родителей как постоянные.
Отрицательные методы воздействия «иногда» используются родителями: обзывание, наказания в виде лишения. Двое исследуемых с кодом 6 и 7 демонстрируют чрезмерное применение отрицательных, агрессивных методов воздействия на ребенка, именно у детей этих родителей обнаружены симптомы эмоционального и физического насилия.
Анализ результатов диагностического исследования с педагогическим коллективом (в том числе и заведующей ДОУ): «Опросник по определению уровня законодательной осведомленности педагога о правах и достоинствах дошкольника», автор Н. И. Кудалина следующий:
На первый вопрос «Как реализовать Конвенцию о правах ребенка?» и на третий «Какие формы информации и разъяснения этих статей Конвенции Вы считаете возможным использовать в работе с детьми?» педагогический коллектив дал полные открытые ответы. 40 % педагогов владеют четкой информацией о статьях Конвенции, доступных пониманию дошкольников
Практически все члены педагогического коллектива (70 %) имеют опыт работы по данной проблеме. Основными трудностями, с которыми столкнулись воспитатели были названы: закрытость семьи, собственное (педагогическое) не знание основных законодательных актов в обеспечении и защите прав и достоинств ребенка, не владение методами выявления нарушения этих прав в семье.
Однако, назвать государственные гарантии в области воспитания детей дошкольного возраста затруднились 60 % педагогов.
Все педагоги (100 %) считают, что в их группе детей не ущемляются права и свободы детей, декларированные Конституцией РФ.
Таким образом на этапе констатирующего эксперимента, были сделаны следующие выводы:
- Данный детский коллектив, состоящий из двадцати человек содержит двоих дошкольников с явными признаками эмоционального насилия и один ребенок, входящий в это количество (один из двух), с поведенческими показателями физического насилия.
- Двое исследуемых родителя демонстрируют чрезмерное применение отрицательных, агрессивных методов воздействия на ребенка, именно у детей этих родителей обнаружены симптомы эмоционального и физического насилия.
- Педагогический коллектив нуждается в просветительском воздействии по вопросам о защите прав и достоинств ребенка-дошкольника, и методическом воздействии во внедрении практических форм и методов психолого-педагогической правовой деятельности в ДОУ.
Диагностическое выводы позволяют утверждать, что процесс организации деятельности заведующей ДОУ по защите прав и достоинств ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду должен реализовываться через создание модели правовой деятельности заведующего ДОУ по защите прав и достоинств ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду.
Литература:
- Муртузалиева М. А. Правовая культура как педагогический феномен / М. А. Муртузалиева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — 278 с.
- Соловьева Е. В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошк. образоват. учреждений/ Авт.-сост.: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. М. Степина. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2015. -302 с.