В Педагогическом энциклопедическом словаре сказано «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [4].
Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Разнообразные аспекты данного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Ф.Бэкон, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель, З.Фрейд, К.Ясперс и др.
В плеяду отечественных мыслителей, внесших значительный вклад в разработку проблем патриотизма входят М.В.Ломоносов, А.С. Хомяков, Н.М. Карамзин, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, Л.Н.Толстой, Г.П.Федотов, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, Г.В.Плеханов, П.Б.Струве, В.В.Розанов, С.Н.Булгаков и др. [2].
Проблема формирования патриотических ценностей у молодежи сегодня достаточно актуальна. За последние 20-25 лет практически мало внимания уделялось этой работе в вузах.
В настоящее время на телевидении, в интернете и в других средствах массовой информации недостаточно внимания уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Несмотря на многообразие взглядов на вопрос патриотизма, неизменным всегда остается основная особенность российского патриотизма - это любовь к Отечеству, уважение к другим народам и нациям, готовность служить Родине, помнить о погибших людях защищавших Родину в разные периоды жизни страны.
В период Советского Союза, когда у власти была только одна пария - Коммунистическая партия Советского Союза, везде проводилась красной нитью мысль духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, начиная со школьной скамьи. Этому способствовало создание общества октябрят, пионерской дружины, комсомольской организации. В вузах постоянно проводились мероприятия направленные на патриотическое воспитание.
В период перестройки произошло снижение социальной ценности понятия «патриотизм». Это во многом связано с пропагандой проводимой средствами массовой информации, которая в превосходной форме восхваляла все западное, совершенно забывая все хорошее, что было и есть в нашей стране.
Произошло образование многопартийной системы. Из умов людей выдавили понятие нравственности, духовности, патриотизма, отняв у них веру в «светлое будущее - коммунизм» и ничем это не заменив.
Молодежь стала терять костяк, вокруг которого ее ранее сплачивали - комсомол. Нового молодежного движения, которое бы занималось поддержкой патриотизма, духовности и нравственности взамен не дали.
Но появившиеся новые художественные фильмы, передачи на телевидении, выступления отдельных политических деятелей, артистов и т.д. стали показывать примеры, что лучше уехать из России, лучше жить за рубежом, много передач и фильмов стали пропагандировать насилие, западный образ жизни и т.д. Стала переписываться история страны. Появились новые идеи патриотизма, в которых гуманистические цели стали меняться на чужие политические ориентиры. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Но для большинства россиян слово патриотизм до сих пор сохранило свое позитивное значение, которое заключается в чувстве гордости за Россию, в стремлении сделать свою страну лучше и богаче, более цивилизованной.
В настоящее время процесс становления патриотизма и духовности проходит не так быстро, как хотелось бы. Идет процесс формирования концепции интеграции знаний, межличностных и межнациональных отношений, воспитание патриотических чувств.
В мире по-разному расставляются акценты на патриотическое воспитание. Например, в США формируют чувство ответственности за страну и демократическое общество. В Европе делают упор на права человека. Европейский союз и Совет Европы усиленно работают над воспитанием у молодежи активной гражданской позиции, как в масштабах своей страны, так и в масштабах Европы и мира. Заключен Болонский Договор, предусматривающий интенсивный обмен студентами и преподавателями, миграцию студентов. Все эти явления способствуют интеграции населения.
Россия является страной многонациональной, где в вузах совместно учатся и проживают множество разных национальностей. В результате все воспринимают Россию как Родину общую для всех.
Совместное проживание людей разных национальностей сформировало у нас много общего в духовной жизни и культуре.
Государственная политика в области воспитания молодежи требует высокого профессионализма преподавателей. Преподаватели должны уметь организовывать общение со студентами таким образом, чтобы способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.
В связи с продолжающимся социальным расслоением общества, отсутствием равных шансов на получение достойной работы, предоставление разных социально-бытовых услуг, в молодежной среде продолжают нарастать негативные тенденции. Ухудшается состояние здоровья у молодежи, снижается планка «пригодных» к службе в рядах Российской Армии. Размываются духовные ценности и ориентиры. Сохраняется среди молодежи высокий уровень преступности. Расширился наркобизнес. Как результат был создан мир ценностей цинизма, властолюбия, нравственной безответственности. [1]
Вузы утратили устоявшуюся ранее систему ценностей и идеалов. Преподаватели перестали развивать чувство патриотизма, гуманизма, коллективизма. Жизненный опыт прошлых поколений многой частью молодежи отвергается. Новое поколение в своем большинстве не приемлет идеалов старших поколений. Произошел разрыв между поколениями по идеологическим, духовно-нравственным и патриотическим взглядам на действительность.
Отсюда возникают основные задачи, которые должен решать педагогический коллектив вуза:
воспитывать чувство любви к Родине - России. Уважать и ценить атрибутику страны;
воспитывать уважительное отношение к согражданам, с которыми студенты вместе учатся и проживают;
воспитывать любовь в «малой родине». Стремиться сделать, что-то хорошее в своем городе, деревне ит.д., там, где он родился и проживает;
необходимо работать с молодежью по вопросам создания и сохранения семьи, чтобы переломить тенденцию увеличения количества разводов;
развивать общечеловеческие ценности, традиции, творчество, активную жизненную позицию, творческий труд во благо Родины.
Для решения вышеуказанных задач необходимо проводить международные научно-практические конференции, круглые интерактивные столы с привлечением внимания большого количества студентов, общественности. Организовывать и проводить со студентами различные поисковые работы.
Патриотизм это чувство нравственное и молодежи необходимо помочь в «оздоровлении», которое может осуществляться через встречи с участниками Великой Отечественной войны, поддержание в порядке захоронений героев - воинов, уход за памятниками погибшим в годы войны, посещение памятных мест и музеев.
К сожалению, в образовательной среде, начиная со школы, не хватает грамотных учителей и преподавателей способных сформировать у молодого человека патриотические ценности, так как сам учитель или преподаватель не имеет определенной общественно-политической позиции.
«Патриотизм может жить, и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективное и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа». [3]
Перед Россией в современных условиях стоит задача выработки такого содержания патриотизма, который в наибольшей степени способствовал бы воспитанию российских патриотов XXIв.
Идея российского патриотизма в условиях обновления страны должна выйти на качественно новый уровень.
Основной целью патриотического воспитания должно стать формирование готовности к патриотическому действию;
привлечение молодежи к занятиям в военно-патриотических клубах и объединениях, их интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие;
подготовка к службе в рядах Российской Армии;
привлечение средств массовой информации к формированию позитивного общественного мнения и действительности военно-патриотических клубов и объединений;
формирование идеалов служения Отечеству;
формирование интереса к образованию и профессиональной карьере;
социальная адаптация и реабилитация;
формирование современного мышления на основе духовно-нравственного развития, стремления к повышению квалификации;
Литература:
- Артюхова И.С., Ценности и воспитание, М.: Педагогика, №4 1999.
- Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
- Лутовинов В.И. Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне ХХI века: прошлое или будущее России: Материалы межрегиональной научно-практической конференции г.Волгоград, 19 -20 ноября 1999г. - Волгоград: Перемена, 1999.
- Педагогический энциклопедический словарь/ Гл.ред. Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.