Одной из проблем современного вуза как отражение социальных процессов общества является проблема поликультурности и полиментальности. В высшем образовании данная проблема требует построения на уровне регионов, отдельных учебных заведений теоретико-прогностической модели адаптационного поликультурного образовательного пространства с различным языковым, культурным и духовным полиэтническим, социальным составом студентов.
В настоящее время психолого - педагогическая наука не располагает достаточными средствами для описания такого сложного многофакторного процесса, каким является поликультурное образовательное пространство.
Поликультурное образовательное пространство – это территориально обозначенная среда, включающая не только учреждения, специально созданные и предназначенные для воспитания и образования подрастающего человека (вузы, школы и т.д.), но и другие социальные системы и явления – люди, учреждения, предметный мир, общественные процессы, средства массовой коммуникации, ведущие идеи, ценностные ориентации, все то, что обуславливает глубокие изменения в мультикультурном обществе [2, с.46].
Сущность адаптационного поликультурного образовательного пространства вытекает из обоснования противоречий между:
- необходимостью обращения в поликультурном образовании к целостности культуры и необходимостью отражения ее этнических компонентов, актуальных для субъектов образования;
- целостностью культурной среды и функционированием в ней различных этнических компонентов;
- необходимостью в обеспечении усвоения личностью целостной общечеловеческой культуры и ее этнического национального содержания [2, с.57].
С учетом изложенных положений адаптационное поликультурное образовательное пространство выступает и как территориально обозначенная поликультурная среда, в которой удовлетворяется потребность в образовании, адаптации, защите и поддержке различных этнических общностей и отдельной личности на основе диалога, взаимообогащения и взаимодействия культур.
Цель адаптационного образовательного пространства заключается в создании условий, механизмов и технологий адаптационной интеграции личности в культуру посредством образования. Данные цели реализуются посредством признания человеческой, национальной культуры фактором развития образования и необходимости его осуществления в контексте культур.
Студенты-мигранты - это особенная категория, нередко переживающие глубокий стресс, что приводит к срыву имеющихся у них положительной защиты. Такой студент нуждается в помощи и поддержке окружающих [1, с.12]. Следовательно, задачи поликультурного образовательного пространства, касающихся студентов-мигрантов могут быть вычленены как:
- обеспечение каждому студенту-мигранту индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей;
- создание условий и механизмов поддержки и защиты личности, ее быстрейшей адаптации в инокультурную среду путем использования методологий и технологий поликультурного образования;
- организация социального опыта, приобретение элементарных знаний, формирование способов и навыков толерантного поведения в урегулировании конфликтов, принятие правильных решений в ситуации выбора, умений в установлении контактов в межнациональном инокультурном взаимодействии.
В этой связи актуализируется проблема раскрытия методологического обоснования психолого-педагогической поддержки и защиты личности студента – мигранта в поликультурном образовательном пространстве.
Исследуя личность студента – мигранта, как феномена мирового и регионального образовательного пространства, нам видится целесообразным вычленение структурных компонентов миграции, определяющих место студента – мигранта в социальной и образовательной политике региона:
- социальный статус родителей;
- национальная принадлежность: мигранты доминирующего этноса и представителей других народов, а также мигранты этнически близких и различных общностей;
- причины, побудившие переменить место жительства: мигранты, уезжающие из-за межнациональной напряженности и те, кто уезжает по экономическим и другим причинам;
- способ реализации миграции: организованная и неорганизованная; индивидуальная, самостоятельная и т.д.
В современных условиях решение сложной проблемы продуктивно не только не только в интеграции глобального и регионального.
Условно студентов – мигрантов можно разделить на 3 группы в зависимости от способов адаптации к новым жизненным установкам.
Первый тип – студенты русских, эмигрировавших из горячих точек (способность к адаптации выражена лучше всего, однако социальное недоверие проявляется чаще всего в агрессивных формах поведения).
Второй тип - студенты других национальностей, хорошо владеющие русским языком, с повышенной способностью к социальной адаптации; доверие к себе у них выражено намного сильнее, чем доверие к социальному миру, который воспринимается как враждебный, однако открытую агрессию проявляют редко; недоверие выражено в виде хвастовства и лживости.
Третий тип – студенты других национальностей, недостаточно хорошо владеющие русским языком (выражение недоверия к себе, поиск опоры в преподавателях, стремление им понравиться, услужливость и т.д.) [5, с.89].
В современных условиях одной из важнейших проблем поликультурного образовательного пространства является разработка новой парадигмы воспитания, отвечающей особенностям сегодняшней социокультурной ситуации и задачам обновления системы образования. В целом попытку позитивного ее решения осуществили авторы инновационных концепций воспитания (И.М. Ильинский, Е.В. Бондаревская, О.С. Газиан, В.М. Коротов, А.В. Мудрик, З.А.Малькова, Л.И. Новикова и др.).
Теория и практика поликультурного воспитания требуют от вуза, чтобы она стала методом возможной культурной дискуссии для того, чтобы позволить детям не одним, а с такими же как они переживать личностные различия, научиться решать проблемы межкультурного взаимодействия путем диалога, компромиссов и сотрудничества.
Поликультурное воспитание в рамках психологии и педагогики работы со студентами – мигрантами призвано:
- сформировать у студентов систему ценностей, связанных с реальностью модели мира;
- помочь студентам овладеть способами и навыками последовательной мыслительной деятельности в интеркультурной коммуникации;
- дать студентам представление о них самих, смысле их существования, важнейших жизненных проблемах человека и человечества;
- сформировать личностные качества студента, необходимые ему при его идентификации в иную культуру, навыки толерантного поведения в мультикультурном обществе.
Данные положения подводят к определению к определению цели личностно – ориентированной мигрантской психологии и педагогики, которая заключается в следующем: формирование человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к личной автономной и коллективной деятельности в условиях глоболизма и культурной интеграции, а также поиск условий гармоничного сосуществования мигрантских групп и доминирующего на территории населения этноса с учетом современных этногенетических процессов и тенденций культурогенеза.
С учетом этого нами определены требования к профессиональной подготовки преподавателя, ориентированного на работу со студентами – мигрантами:
- понимание социально – психологических особенностей студентов – мигрантов, использование современных педагогических технологий;
- учет особенностей менталитета обучаемых, способность к диалогическому общению, знание преподавателем задач, основных идей, понятий поликультурного образования;
- наличие культурологических, этноисторических, этнопсихологических знаний, позволяющих осознать многообразие современного мира и специфику культурных проявлений на уровне личности, группы, социума, обеспечить понимание важности культурного плюрализма для личности и общества;
- умение выделять или вносить в содержание высшего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы, организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве [3, с.59].
В этой связи актуализируется такая качественная характеристика преподавателя, как методологическая и этнопедагогическая и этнопсихологическая культура, обеспечивающая эффективность педагогического взаимодействия в мультикультурном обществе.
Профессиональная педагогическая культура специалиста предполагает органическое сочетание высокого профессионализма, интеллигентности, социальной зрелости и инициативы. Этнопедагогическая культура, педагогическая культура является той сферой материальной и духовной жизни любого народа, которая непосредственно связана с воспитанием подрастающего поколения. Она включает отобранные и апробированные практикой эмпирические знания, религиозно-культурные идеи, нравственные и эстетические воззрения и осуществляет функцию приобщения подрастающего поколения к общественной жизни, способствует становлению национального самосознания, менталитета и сохранению целостности этнической общности [6, с. 113].
Кроме того, следует отметить ряд личностных качеств преподавателя, необходимых для работы в поликультурном образовательном пространстве вуза:
- владеть толерантностью, коммуникабельностью, уметь погасить отрицательные эмоции, подавить агрессию, раздражение;
- личные и общественные споры со студентами решает посредством диалога и через сотрудничество;
- демонстрирует ощущение радости жизни, чувство юмора, внутренне свободы, поскольку только свободный педагог может воспитывать свободного человека, при разрешении конфликтной ситуации всегда руководствуется в своих поступках нравственной позицией.
Таким образом, определив цели, задачи, функции, принципы и механизмы поликультурной образовательной среды вуза, условием формирования педагога, плодотворно работающего над реализацией идей педагогики и психологии со студентами – мигрантами, является единая этико-нормативная основа – нравственная позиция взаимодополняющего сотрудничества и диалога сотрудников поликультурного образования, придерживающихся различных мировоззренческих ориентаций.
Анализ изложенного позволяет нам сделать вывод о том, что адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовать:
- ценностное отношение к человеку, гуманизацию отношений между людьми;
- поддержка культурной идентификации каждой личности;
- возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию;
- приобщение студента к культуре посредством образовательной среды вуза;
- творческий профессионализм и педагогическое мастерство в любой сфере деятельности, повышение педагогической культуры, педагогизацию общества, интеркультурную коммуникацию [4, с. 78].
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в разработке психолого – педагогических аспектов поддержки и защиты студентов – мигрантов в поликультурной среде высшей школы в контексте педагогики работы с данной категорией обучающихся, через самопознание, самораскрытие и повышение самооценки данных студентов, что непосредственно повысит их адаптационные возможности.
Литература:
- Василенко Д.В. Психологическая поддержка развития личности студента-мигранта. Автореферат канд. психол. наук. - Ставрополь, 2001. - 24с.
- Гукаленко О.В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащегося. – Тирасполь, 2000. – 83 с.
- Гордиенко Н.В. Об особенностях эмпирического исследования профессиональной деформации в практике современного образовательного маршрута личности педагога. – Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 9-10. С. 168 – 171.
- Ивченко Е.И. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. Ставрополь, 2007. -194 с.
- Петьков В.А., Пилюгина Е.И. Социально-психологическая адаптация студентов-мигрантов: Монография / Петьков В.А., Пилюгина Е.И.- Армавир: ООО «ЦИУМи НЛ», 2015. – 192с.
- Тараненко О.Н. Формирование национального самосознания подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа: Дис..канд. пед. Наук: 13.00.01.Карачаевск, 2005 – 153с.