Статья посвящена роли ценностно-смысловых ориентиров, а также идей глобалистики как базисной основы развития естественнонаучного образования в средних общеобразовательных учебных учреждениях.
Ключевые слова: естественнонаучное образование, ценности современного мира, практика школьного обучения, глобалистика, научно-мировоззренческие концепции.
Интерес к разработке проблемы осмысления ценностей современного мира и сущности дидактических систем в области естественнонаучного образования подтверждается исследовательскими работами последних лет в области методики преподавания предметов естественнонаучного цикла (в частности — природоведения, экологии и биологии), которые предлагают следующие способы освоения учащимися ценностей системы «природа-человек»:
включение понятия «ценность» в содержание учебного предмета;
выделение элементов содержания учебного предмета и определение блоков знаний, способствующих ценностному восприятию окружающего мира; включение в содержание курса системы ценностей современного мира;
ориентация содержания учебно-воспитательного процесса на экологические ценности;
включение в содержание учебного предмета блоков знаний культурологической направленности;
ценностно-смысловой анализ учебно-методического комплекса (126).
Так, в научных публикациях последних лет отчетливо дается установка на:
повышение внимания к ценностным аспектам экологии;
восприятие концепции ноосферы и коэволюции природы и общества;
осознание значимости взаимодействия естественных, технических, общественных и гуманитарных наук как основы формирования адекватной современному миру научно-мировоззренческой концепции и позитивной стратегии построения целостной и гармоничной цивилизации.
Это приводит к осмыслению того факта, что человеческое сообщество нуждается в принципиально иных подходах к образованию и воспитанию новых поколений, главным в которых должно статьформирование взгляда на мир как на многообразное, но единое целое, где от действий каждого зависит благополучие всех. Особое место в решении этих вопросов занимает курс «Естествознание» основной школы. Его функциональное предназначение: подготовка учащихся к изучению линейных курсов предметного обучения образовательной области «Естествознание». Однако в условиях развития современного естественно-научного образования его роль не может сводиться только к пропедевтической. Миссия учебного предмета «Естествознание» основной школы состоит в формировании у учащихся ориентировочной основы естественно-научного стиля мышления школьников.
Однако в настоящее время в практике школьного обучения существует противоречие между необходимостью введения, в соответствии с нормативными документами министерства образования, в образовательные программы основной школы интегрированного курса «Естествознание», построенного на иных, чем линейные курсы, концептуальных основаниях и готовностью учителей к их реализации. Проблема учителей связана с тем, что они имеют базовое образование только по одной из дисциплин и освоили методику только предметного обучения и испытывают, таким образом, затруднения в преподавании интегрированных курсов. Указанное противоречие актуализирует проблему поиска системообразующих ориентиров интегрированного курса «Естествознание», которые способствуют развитию концептуально-методологических установок учителя, как условие эффективного обучение учащихся.
Как отмечают многие ученые современный этап развития естествознания — постнеклассический, характеризуется рядом специфических черт:
необходимостью в понимании сложных экономических, социально-политических, общественных процессов, инициированных научно-техническим прогрессом, последствия которого оказались далеко не однозначными, более того, начали угрожать человечеству;
гуманитаризацией естественнонаучного познания;
сменой методов деятельности — основными методами исследования становятся синтетические методы, применение системно-синергетического подхода к изучению сложных самоорганизующихся систем;
эволюция науки постепенно переходит от индуктивно-эмпирического к дедуктивно-теоретическому уровню познания;
возникают новой идеологии рациональности как отражение тенденции гуманизации: рационально то, что ведёт к выживанию (гуманитарный антропоморфизм).
В этой связи необходимо отметить, что объективное единство существования человечества — единство исторических судеб, единство с природой Земли, единство мирохозяйственных связей и взаимозависимости политических процессов, науки, техники и культуры раскрыты в идеях глобалистики. Глобалистика — это, прежде всего, взгляд на мир как целостную взаимосвязанную систему. При этом центральное отношение, конституирующее данную систему, есть отношение «Человек и Мир»: человек и природа, человек и общество, человек и человек. Поэтому системно-целостное миропонимание с необходимостью включает в себя и гуманистическую составляющую.
Система «Человек и Мир» есть интегрированная целостность, основанная на многомерных взаимозависимостях между отдельными подсистемами, основанная на междисциплинарном подходе, на интеграции естественнонаучной и гуманитарной подготовки. Система «Человек и Мир» — это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, основанная на гомеостазисе (сохранении) и уравновешенности, причем нарушение коэволюции, т. е. сбалансированности в развитии отдельных подсистем и системы в целом порождает глобальные проблемы, решение которых требует совместных усилий всех стран мира.
Глобалистика, таким образом, предполагает развитие у человека новой системы ориентаций, основанных на общечеловеческих ценностях; формирование гуманистических отношений между людьми; овладения новыми способами научного мышления, исходящего из системно-целостного подхода к миру. В контексте целей и задач современной образовательной практики идеи глобалистики могут быть использованы как базовые ценностно-смысловые ориентиры развития содержания естественнонаучного образования.
Литература:
- Boikov, A. E. Информационная зависимость — опасность XXI века / A. E. Boikov, N. N. Plakhov // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 146–150.
- Бойков, А. Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10–16.
- Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
- Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
- Глазников, Л. А. Применение кортексина для повышения статокинетической устойчивости человека / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Г. А. Рыжак, В. Х. Хавинсон // Медицинский академический журнал. 2002. Т. 2. № 3. С. 91–98.
- Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.
- Плахов, Н. Н. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 167–168.
- Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
- Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
- Сорокина, Л.А Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов /Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 114–116.
- Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала /Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 111–114.
- Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов /Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.
- Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
- Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения /Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.
- Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
- Сухоруков, Д. В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса/ Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 730–732.