Функциональным предназначением курса «Естествознание» основной школы является подготовка учащихся к изучению линейных курсов предметного обучения образовательной области «Естествознание». Однако в условиях развития современного естественно-научного образования его роль не может сводиться только к пропедевтической. Миссия учебного предмета «Естествознание» основной школы направлена на формирование у учащихся ориентировочной основы естественно-научного стиля мышления, а также мировоззрения, которое обусловливает нравственный выбор личного жизненного пути и осознания пути развития общества.
При этом конструирование курсов «Естествознание» различными авторами осуществляется в соответствии с концептуальным виденьем сущности интеграции в естественнонаучном образовании и способов ее осуществления. Выбранная концепция интеграции определяет структуру и отбор содержания, понятийную систему курса, а также определяет ценностные ориентиры учебного познания, которые, несмотря на специфику конкретного авторского курса, базируются на следующих положениях:
ценность научного знания как достоверного и объективного;
ценность системно-синергетического подхода для понимания развития самоорганизующихся систем;
ценность рассмотрения человека как компонента природы;
ценность научного знания направленного на сохранение Жизни и Человека на планете;
ценность дедуктивного подхода для прогнозирования становления новых структур;
ценность интеграции гуманитарных и естественных наук для решения современных проблем человечества.
Таким образом, содержание учебного курса «Естествознание», не зависимо от авторской интерпретации, отражает специфику соответствующей области научного знания и ее ценностные установки.
С другой стороны также можно выделить отдельные дидактические компоненты интегрированных курсов, связанные с относительной самостоятельность данной отрасли дидактических знаний:
общедидактический (общие положения для школьных предметов естественнонаучного цикла) отражает общие и частные подходы к конструированию интегрированных курсов, особенности содержания учебного материала и адекватных методов обучения;
исторический (история развития дидактики курсов) отражает взгляды на данную проблему в историческом контексте;
функциональный (функция в системе естественно-научного образования) отражает приоритет одних функций перед другими;
содержательный (отбор и структура содержания) отражает основания и критерии отбора содержания;
деятельностный (виды деятельности, которым обучаются учащиеся) отражает направленность методической системы учебного курса на овладение учащимися конкретными видами учебной деятельности;
обучающий (система эффективных методов и форм обучения) отражает соответствующие целям, задачам, содержанию и возрастным особенностям учащихся формы и методы обучения (адекватность предложенной методической системы);
воспитательный (изучающий возможности курсов при воспитании учащихся) отражает возможности курса в формировании отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе;
развивающий отражает цели, способы и планируемые результаты развития учащихся;
материальный отражает материальную базу процесса обучения;
личностный отражает взаимодействие личности ученика и учителя.
Кроме того, следует отметить, что реализация интегративного подхода в естественно-научном образовании способствует смене познавательных установок обучающихся от фрагментарно-редукционисткого к системно-целостному (интегративному) (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ познавательных установок
Фрагментарно-редукционистский подход |
Системно-целостный (интегративный) подход |
Индивидуальная вещь важнее идеи (подлинное существование имеют только индивидуальные объекты, следовательно, ищи конкретные свойства объекта) |
Идея важнее своего воплощения, следовательно, изучая конкретный предмет, нужно искать воплощенную в нем идею |
Исследовать целое нужно путем сведения его к элементарным частям, которые определяют свойства целого |
Нужно изучать специфику целостного объекта, а в его частях искать проявления целого |
Искать, как внешняя среда определяет внутренние свойства объекта (влияет на внутренние свойства) |
Искать, как внутренние свойства объекта формируют внешнюю среду |
Описывать, не объяснять |
Важнее объяснять, чем описывать |
Измерять явления числами — стремиться к количественной характеристике наблюдаемых феноменов |
Нужно искать математические структуры, формулы, законы, лежащие в основе феномена |
Искать объективное описание явлений, инвариантное по отношению к различным наблюдателям и способам представления |
Искать описания явлений с позиций разных наблюдателей, не смущаясь противоречивостью субъективных описаний |
Расщеплять объект и субъект, четко отделять объективное от субъективного |
Признавать, что познание есть результат слияния познающего субъекта с познаваемым объектом, стремиться к такому слиянию |
Искать причинно-следственные связи между явлениями |
Искать смысл явлений, проявляющийся в целях |
Не вводить новых сущностей |
Вводить новые сущности (вообще неизвестные факторы) там, где они могут быть охарактеризованы и обладают объяснительной силой |
Рассматривать все в историческом развитии |
Рассматривать явления системно, в рамках логических связей, отвлекаясь от исторических случайностей |
В описании мира важен смысл, а не способ его выражения |
Существенно, как выражение описано. Следует искать наиболее адекватный способ описания в естественной системе понятий |
Объект не зависит от факта существования теории, описывающей этот объект |
Объект может претерпевать внутренние изменения под влиянием теории, описывающей этот объект |
Теория, описывающая явление, не должна содержать логические противоречия и взаимоисключающие положения |
Противоположные положения, характеризующие явление, дополняя друг друга, образуют целостную картину явления |
Истина, добро и красота историчны и конвенциональны, критерии истинности, эстетичности и нравственности следует рассматривать в исторической парадигме |
Существуют абсолютные истина, добро и красота, относительно которых, следует оценивать все сущее |
Таким образом, содержание учебного курса «Естествознание» отражает как специфику соответствующей области научного знания, так и ценностные установки, определяющие идейную направленность курса. При этом дидактика интегрированных курсов описывает всю совокупность педагогических явлений в процессе обучения, связанных со спецификой конкретного курса, а так же с их общими чертами.
Литература:
- Boikov, A. E. Информационная зависимость — опасность XXI века / A. E. Boikov, N. N. Plakhov // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 146–150.
- Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.
- Бойков, А. Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5–1 (64). С. 7–9.
- Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
- Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
- Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.
- Плахов, Н. Н. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 167–168.
- Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
- Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
- Соломин, В.П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2013. С. 148–156.
- Сорокина, Л.А Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов /Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 114–116.
- Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала /Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 111–114.
- Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс /Л. А. Сорокина //автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
- Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
- Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
- Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.