Пути совершенствования профилактики травматизма в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 02.03.2016

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Козицын, И. Н. Пути совершенствования профилактики травматизма в школе / И. Н. Козицын, Р. С. Толпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 694-696. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26330/ (дата обращения: 16.10.2024).



В настоящее время травматизм занимает второе место в структуре заболеваемости и по причине смертности среди жителей большинства стран мира. Особую тревогу вызывают случаи травматизма среди подрастающего поколения. Так, ежегодно на планете около миллиона детей погибают в результате несчастных случаев, из них более 13 000 приходится на долю России, занимающей ведущее место в Европе по этому показателю. Несмотря на повышение эффективности принимаемых в последние годы мер по профилактике детского травматизма в развитых странах несчастные случаи составляют 40 % от уровня детской смертности. Ведущие места в структуре травматических повреждений у детей и подростков занимают различные виды повреждений покровов тела (раны и ожоги), переломы костей, вывихи и ушибы, повреждения глаз. Подобные травмы в 18–20 % случаев приводят к инвалидности детей.

Двигаясь по ступеням научно-технического прогресса, человечество наращивает объем и разнообразие технических средств и технологий, которые являются факторами риска различного рода несчастных случаев, в том числе и с детьми. Это положение определяет актуальность проблемы профилактики травматизма в общеобразовательных учреждениях.

Цель работы — разработка программы профилактики травматизма школьников.

Программа была разработана авторами. Основой программы были 2 направления: конструкционный и организационный. Конструкционный компонент программы включал в себя 2 раздела:

  1. Повышение безопасности школьного пространства. Начальный этап этого раздела деятельности предусматривает мониторинг конструкций здания и территории школы — лестницы, дверные и оконные проемы, электропроводка, недочеты в строительстве и эксплуатации здания (трещины фундамента, стен, просадка здания, протекание кровли и т. д.), наличие горючих материалов и конструкций в помещениях, травмоопасных предметов на территории и др. По результатам работы составляется перечень замечаний, осуществляется поиск средств и ресурсов для их устранения. Второй этап работ посвящен устранению выявленных замечаний.
  2. Использование средств безопасности: оценка наличия, а в случае необходимости монтаж охранных систем и средств спасания, размещение предупреждающих и запрещающих знаков и инструкций.

Согласно программе организационный компонент базируется на системе обучения в общеобразовательных учреждениях. Занятия с учащимися проводятся в рамках учебно-воспитательного процесса — на уроках основ безопасности жизнедеятельности, технологии, физической культуры. Кроме того часть умений и навыков приобретается школьниками в период проведения внеклассных мероприятий — посещение организаций МЧС (пожарные части), учебные походы, организация внеклассных игр, состязаний и учений по профилактике травматизма и оказанию первой медицинской помощи. Организационый компонент включает в себя следующие разделы:

  1. Законодательные и административные меры, а также контроль их выполнения. Этот раздел носит просветительский характер и обеспечивается получением учащимися знаний положений нормативных документов, регулирующих безопасность труда и основы профилактики травматизма.
  2. Повышение безопасности предметов потребления. В ходе мероприятий до сведения слушателей доводится информация о вреде некоторых продуктов, агрессивных веществ и источников энергии. Занятия проводятся с учащимися, их родителями, а также преподавателями школы.
  3. Пропаганда использования средств безопасности. Работа по данному разделу проводится с учащими и их родителями. Доводится информация об обязательном использовании основных средств безопасности — автомобильные ремни безопасности, защитные приспособления для занятий спортом, средств сигнализации, датчиков движения и др.
  4. Обучение и выработка специальных навыков. В ходе этих мероприятий учащиеся должны получить основной объем знаний, умений и навыков не только с целью предупреждения травматизма, но и в целом в сфере безопасности жизнедеятельности. Мероприятия включают в свой состав проведение тематических прикладных игр, тренировок и состязаний с отработкой навыков поведения в различных экстремальных ситуациях (пожар, загазованность помещений, движение по пересеченной местности, действия в толпе и др.).
  5. Оказание первой медицинской помощи. Заключительные занятия в рамках организационного компонента проводятся с целью освоения учащимися основных правил оказания первой медицинской помощи при травмах и отравлениях.

Программа профилактики травматизма в общеобразовательном учреждении была реализована в учебном процессе ГОУ СОШ № 342 г. Санкт-Петербурга в период прохождения педагогической практики студентами Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и получила одобрение со стороны руководства и коллектива преподавателей СОШ, а также районного отдела народного образования.

Литература:

  1. Boikov, A. E. Информационная зависимость — опасность XXI века / A. E. Boikov, N. N. Plakhov // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 146–150.
  2. Бахтин, Ю. К. Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды / Ю. К. Бахтин, Н. Н. Плахов // Педагогика высшей школы, 2015.-№ 5.- С. 20–22.
  3. Бойков, А. Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10–16.
  4. Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
  5. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  6. Макарова, Л. П. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении / Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов, Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина // Молодой ученый.- 2012.-№ 2.-С.286–289.
  7. Пазыркина, М. В. Гигиена питания школьников как педагогическая проблема / М. В. Пазыркина, Н. Н. Плахов // Воспитание школьников, 2014.-№ 7.-С. 70–76.
  8. Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  9. Плахов, Н. Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением — проблема педагогики / Н. Н. Плахов // Профилактическая и клиническая медицина, 2011.-№ 3.- С. 476.
  10. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  11. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  12. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  13. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  14. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  15. Сыромятникова, Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 201–204.
  16. Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, организационный компонент, раздел.


Задать вопрос