За рубежом имеет место различные типы совместных предприятий.
В европейских странах преобладающие позиции принадлежат совместным предприятиям по производству машин (Германия, Франция), электронного оборудования, бытовой техники, производству химической продукции (Германия, Италия).
В США СП использовались в горнодобывающей промышленности и в строительстве железных дорог, в судоходстве, разведке месторождений нефти и золота. В основном это были СП с вертикальными соглашениями, заключенные между конкурентами, деятельность которых значительно повышала эффективность производства и рентабельность работы завода за счет роста масштабов его производства. В 1980-х годах формировались СП различных типов, в том числе и на международной основе.
В зарубежной практике существует много различных типов соглашений СП и прослеживается тенденция к дальнейшему быстрому росту количества международных совместных предприятий из-за их существенных преимуществ перед другими формами бизнеса. В таблице 1 показаны примеры различных типов соглашений СП США.
Таблица 1
Примеры различных типов соглашений совместных предприятий США [12]
Типы соглашений |
Совместные предприятия |
Цели создания СП |
Соглашения между двумя и более компаниями частного сектора |
Boeing/Mitsubishi/Fuji/Kawasaki (производство небольшого самолета) |
Совместное использование технологии и сокращения затрат |
Ford/Mesasureх (фабричная автоматизация) |
Сокращение затрат |
|
GeneralMotors/ Toyota (автомобильная промышленность) |
Сокращения затрат, выход на международный рынок |
|
Corning/Ciba-Geigy;Kodak/Cetus |
Проникновение на новые рынки |
|
AT&T/Olivetti |
Проникновение на зарубежные рынки |
|
Steel/Phong; Iron/ Steel |
Увеличение капитала и расширение рынков |
|
Совместные предприятия для совместного исследования |
Microelectronics/MCC (Корпорация Компьютерных Технологий) (поддерживается 13-тью главными американскими корпорациями), штат Техас |
Долгосрочное исследование и применение результатов исследования курирующими компаниями |
Совместные предприятия для развития исследования |
Корпорация исследований полупроводников (партнерство 11 американских производителей чипов и компьютерных компаний; всего 35 входящих в нее компаний), штат Северная Каролина |
Спонсирование фундаментальных исследований и обучение профессиональных ученых и инженеров для промышленного лидерства |
Промышленно-университетские соглашения |
вробототехнике Westinghouse /Carnegie-Mellon |
Проведение исследования; Westinghouse сохраняет патентные права, а Carnegie-Mellon получает процент от любых лицензионных вознаграждений |
Корпорация Celanese/ Йельский университет |
Проведение исследования структуры и синтеза ферментов |
|
Компания W. R. Grace/MIT (Массачусетский технологический институт) в микробиологии |
Проведение исследования; MIT сохраняет патенты и может выдавать лицензию другим компаниям за выплату лицензионного платежа; W. R. Grace получает лицензию на результаты исследования без выплаты лицензионного платежа. |
|
Международные совместные предприятия |
General Motors (GM)/Fanuc Ltd. (США/Япония) |
Разработка 20 000 роботов, требовавшихся GM, чтобы автоматизировать его заводы; товарищество с долями 50 % на 50 %; GM поставлял начальный проект; Fanuc поставлял разработку и технологию развития и производства роботов, красящих автомобиль. |
Cy/Ro — это Cyamid/Rochm (США/Германия) в области акриловых пластмасс |
Cyamid обеспечил распределительную сеть и заводское пространство для технологии производства Rochm новой акриловой пластмассы. |
|
Dow Chemical/Asaki Chemicals (США/Япония) |
Развивать и продавать химикаты на международной основе; Asaki обеспечивал сырье и был единственным дистрибьютором; Dow обеспечил технологию и получил распространение на японском рынке. |
В условиях интенсификации развития реального сектора экономики совместные предприятия формируются как форма стратегических альянсов компаний, которые для предпринимателя являются хорошим путем выхода на международный рынок. Совместные предприятия GeneralMotors и Toyota или GeneralElectric и Westinghouse были образованы между американскими фирмами и их зарубежными конкурентами именно с этой целью.
Положительный эффект от использования стратегических соглашений доказывают зарубежные стратегические альянсы, представленные в многообразии организационных форм [11].
Например, компании Ргосter & Gamble, Соca-Соlа и МсDonald, представляющие собой альянс фирм, не являющиеся конкурентами, сначала укрепили свои лидерские позиции на внутреннем рынке США, а уже затем осуществили масштабные программы по интернационализации производственной деятельности [2].
Примером вертикальной интеграции может служить заключение стратегического альянса между компаниями Hertz (мирового лидера в аренде автомобилей) и Ford, у которой в результате этого альянса появились новые мощные рычаги, с помощью которых она смогла решить проблемы сбыта своей продукции.
Примером конгломерационной диверсификации служит альянс строительной компании Bouygues с каналом ТF1. Такой альянс позволил Bouygues выйти на телевизионный рынок вступив в такую отрасль, которая никак не была связана с ее исходной производственной деятельностью.
Примером предприятий, осуществляющих свою деятельность в двух смежных секторах и создающих вертикальные партнёрские отношения, могут служить американская компания Thomson, производящая бортовое оборудование и французская компания Aerospatiale, выпускающая летательные аппараты. Aerospatiale в новых партнёрских отношениях имеет возможность приобретать необходимую комплектующую продукцию у фирмы Thomson.
Наблюдается много случаев распада международных СП, но другие все еще создаются, чтобы воспользоваться преимуществами производства, технологиями и маркетинговыми преимуществами вовлеченных партнеров. В международной практике выгоды обычно перевешивают недостатки, о чем свидетельствует уровень частоты учреждения международных совместных предприятий.
Стратегические альянсы компаний довольно новый феномен для российской экономики. Однако, обращение к зарубежному опыту создания и развития международных совместных предприятий, поможет российским предпринимателям заключать альянсы, оставаясь при этом автономными и конкурентоспособными.
Крупные международные компании, использующие в производстве высокие технологии, ноу-хау, создают собственные или совместные предприятия в особых экономических зонах, представляющие собой интернациональные экономические формирования [6, с.742]. За рубежом особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются и действуют в различных модификациях (таблица 2).
Неудачный опыт функционирования ОЭЗ отмечался в Индии, причинами этому послужили определенные просчеты, которые были допущены еще на стадии проектирования.
В России процесс кооперирования предприятий набирает обороты, формируются специализированные совместные предприятия по производству, реализации товаров, работ, услуг.
Таблица 2
Виды особых экономических зон вразличных странах [7, с.112]
Виды ОЭЗ |
Страны, где действуют ОЭЗ |
Свободные промышленные зоны |
Польша: в виде акционерного общества «Свободная таможенная зона Щецин — Свиноуйсце» |
Свободные торговые зоны |
Перу: районы портов Ило, Савери, Пуэрто-Мальдонадо и др. |
Экспортно-производственные зоны |
Индия: «Мадрас экспорт процессинг зоун» и др. |
Специальные экономические зоны анклавного типа |
КНР: Тэньджень, Чжухай, Шаньтоу |
Специальные экономические зоны |
Польша: Варшава — Мокатов; Венгрия: Шопрон |
Открытые города |
КНР: Шанхай, Далянь и др. |
Свободные внешнеторговые зоны |
США |
Экспортно-промышленные зоны |
Мексика, Малайзия, Бразилия и др. |
Для конкурентоспособности продукции отечественного производства, необходимы инвестиции не только российских компаний, но и иностранных.
Прямые иностранные инвестиции характеризуют долгосрочную заинтересованность зарубежных инвесторов в развитии экономической деятельности в определенном государстве. В нашей стране рост фактического объема иностранных инвестиций составил с 18 415 млн долл. США в 2011 г. до 26 118 млн. долл. США в 2013 г. Увеличилась доля ПИИ в общем объеме иностранных инвестиций с 9,7 % в 2011 г. до 15,4 % в 2013 г. [8, с.25]
На территории России действует капитал из более 100 стран. Из них наиболее значимыми являются: Нидерланды (около 17 млрд долл.), Кипр (примерно 13 млрд долл.), США (4,5 млрд долл.), Германия и Великобритания (по 2 млрд долл.) [1].
К настоящему моменту имеется положительный опыт в сфере привлечения иностранных инвестиций в высокоэффективные и экономически выгодные проекты (рис. 1).
В России классическим примером осуществления прямых инвестиций можно считать создание ЗАО со 100 % иностранными инвестициями «ИЗОРОК» в Тамбовской области. Вновь созданное предприятие выкупило в собственность основные производственные мощности и средства производства, структура акционеров несколько раз менялась, проводились дополнительные эмиссии акций. В настоящее время предприятие активно развивается и является одним из крупнейших в Тамбовской области [3].
1 |
Автомобилестроительный завод компании «Форд Мотор Ко» в Санкт- Петербурге |
Объем инвестиций, вложенных в проект, составил 150 млн. долл. США. Объем продаж автомобилей в 2004 году — 176 тыс. вместо запланированных 150 тыс. |
2 |
Совместный проект АЗЛК и французского производителя автомоби- лей «Рено», создавших в 2005 г. СП «Автофрамос» |
Кластерный подход: — 20 % комплектующих изделий для автомобилей производятся на российских предприятиях; — для остекления автомобилей предусмотрено использование продукции Борского стекольного завода; — брызговики — одно из уникальных требований российских стандартов — поставляются предприятием «Эласт-Технологии» из Санкт-Петербурга; — для изготовления сидений используется поролоновая набивка производства Нижегородского предприятия «Сотекс». |
3 |
Промышленный центр автомобилестроения в г. Калуге: |
Кластерный подход: в завод «Фольксваген» в Калуге немецкими вложено 370 млн. евро. Плановая мощность завода — 115 тыс. автомобилей в год; автомобильный завод «Вольво-Тракс» проектной мощностью 15 тыс. грузовых автомобилей в год; автомобильный завод французской компании «ПСА Пежо Ситроен» совместно с японской компанией «Мицубиси Моторс» мощностью 160 тыс. автомобилей в год, объем инвестиций — 470 млн.евро. |
4 |
Автомобильный завод «Тойота» в Санкт-Петербурге |
Плановая первоначальная мощность — 20 тыс. автомобилей в год с последующим ее увеличением до 200 тыс. автомобилей в год. Объем производимой продукции рассчитан как на российских, так и на европейских потребителей. Объем инвестиций составил 950 млн. евро. |
5 |
Компания Данон (пищевая промышленность) совместно с компанией Вимм Билль Данн |
Выпускает молочные продукты с 1997 г. Этой компании принадлежат два завода в Московской области Чеховском районе и в Тольятти. |
6 |
Компания «Джонсон и Джонсон» |
Выпускает фармацевтические товары и товары для больниц и детских учреждений. |
Рис. 1. Примеры привлечения иностранных инвестиций ввысокоэффективные российские проекты [10]
Все больше российских компаний переходят к совместному ведению бизнеса. Так, например, в стратегический альянс «Завод труб большого диаметра» в Нижнем Тагиле вошли Нижнетагильский металлургический комбинат, «Газпром», компания Dufercos. A. (Швейцария) и Российский фонд федерального имущества. Нижнетагильский металлургический комбинат имеет основу стабильного и платежеспособного спроса на трубы и лист, а партнеры по альянсу получают продукцию, выпускаемую в соответствии с требованиями «Газпрома» и имеющую сбыт у других заказчиков на внутреннем и мировом рынках [4].
Крупнейший лесопромышленный холдинг России «Илим Палп» и мировой концерн «International Paper (IP)" заключили соглашение о создании совместного предприятия ОАО «Группа Илим». Объединенная компания будет финансировать долгосрочную программу развития, рассчитанную на 5 лет. Согласно соглашению в модернизацию оборудования предприятий будет инвестировано 1,2 млрд. долл., что увеличит производственные мощности холдинга в 1,5 раза [там же].
И таких примеров становится все больше. Вот только некоторые стратегические альянсы, образованные в российской промышленности после 2000-х годов: Альянс Магнитогорского металлургического комбината с российской угледобывающей компанией «Белон»; Альянс в целлюлозно-бумажной промышленности — совместное предприятие «Группа Илим», образован холдингом «Илим Палп» и концерном " International Paper»; Альянс «АвтоВАЗ» с группой компаний Renault-Nissan в автомобильной промышленности; Совместное предприятие «Нефтегазовая компания» — альянс компаний «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ» в нефтяной и газовой промышленности; Альянс в лесной и деревообрабатывающей промышленности компаний «Северно-Западная лесопромышленная компания» и «Светоч» [там же, с.10].
За последние годы в России также продолжают создаваться новые СП. Так, например, было принято решение между руководством ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и кампаниями Korea Western Power и CHT Korea по созданию угольных электростанций в энергодефицитных регионах юга России. Еще один пример — обсуждение возможного СП крупнейшей российской металлургической компании ОАО ГМК Норильский никель и транснациональной горно-металлургической компании BHP Billiton в Австралии по совместной разработке никелевых месторождений [5].
Таким образом, стремясь к выходу на новые рынки, многонациональные компании, выбирая формой организации своего бизнеса, совместные предприятия, рассматривают свой выбор как способ снижения рисков и привлечения инвестиций и все чаще прибегают к этой форме бизнеса. Исследование развития СП в России показывает их многоплановость. Усиливающаяся конкурентная борьба на рынках вместе с тем ведет к тому, что предприятия начинают заключать «множественные» альянсы. В результате сотрудничество между отдельными участниками превращается в сотрудничество в рамках «сетевых» альянсов для получения конкурентных преимуществ.
Автор согласен с мнением ученых [9], что в России условия для СП разнообразны и нельзя копировать ни зарубежный, ни отечественный опыт кооперации на всю страну. Хотя опыт создания СП есть в каждом субъекте РФ, его надо изучать и внедрять на практике с учетом российских особенностей совместного предпринимательства.
Являясь одной из важнейших форм привлечения прямых иностранных инвестиций и регулирования межфирменных рыночных отношений, действующих на международном уровне, совместное предпринимательство получило широкое распространение в мире, в том числе и в России. Оно включает многообразные кооперационные связи: от простых форм до крупномасштабных интеграционных проектов в системе региональных и межрегиональных объединений, позволяя наиболее эффективно использовать все преимущества от сочетания мелкого и крупного промышленного производства.
Литература:
- Васюхин О. В., До Хан Ен Перспективы совместного предпринимательства в России // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 7. С.26–27.
- Гаррет Б. Стратегические альянсы. — М.: ИНФРА-М. 2008. 331 с.
- Карташова О. В. Региональный аспект функционирования механизма привлечения прямых иностранных инвестиций// Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 5. С.24–29.
- Королева Е. В. Стратегические альянсы: зарубежный опыт и российские особенности // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С.3–13.
- Кузнецов И. А. Некоторые вопросы развития совместных предприятий в России // ТДР. 2011. № 12. С.152–155.
- Михайлушкин П. В., Баранников А. А. Создание особых экономических зон — перспективное направление государственного стимулирования экономики в России // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. 2013. № 90. С.741–762.
- Молчаненко С. А. Совместные предприятия в системе учета государственной статистики международной кооперации // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 15. С.109–114.
- Саражинская Ю. Е. Анализ инвестиций в основной капитал в России // Экономика, предпринимательство и право. 2015. Т. 5. № 1. С.23–38.
- Черкасова Е. Н. Особенности создания совместных предприятий в период рыночных преобразований // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. № 21. С.151–156.
- Алексеева О. П., Дюдюн Т. Ю. Современные аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику России// APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 2. // http://WWW.APRIORI-JOURNAL.RU (дата обращения 16.11.2015).
- Кузнецова С. Ю. Формирование стратегических альянсов компаний в условиях интенсификации развития реального сектора экономики. Проблемы современной экономики. № 4 (40). 2011.; http://www.m-economy.ru/art.php? nArtId=3803. (дата обращения: 11.11.2015).
- http://igup.urfu.ru/docs/Bank %20English_Transleted %20Articles/Translated/Strategic %20Management/SovmestnPredpr_Anikeeva.pdf. (датаобращения: 21.11.2015).