Развитие совместного предпринимательства в России и за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 24.02.2016

Статья просмотрена: 5357 раз

Библиографическое описание:

Токарев, А. В. Развитие совместного предпринимательства в России и за рубежом / А. В. Токарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 434-438. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26338/ (дата обращения: 16.11.2024).

За рубежом имеет место различные типы совместных предприятий.

В европейских странах преобладающие позиции принадлежат совместным предприятиям по производству машин (Германия, Франция), электронного оборудования, бытовой техники, производству химической продукции (Германия, Италия).

В США СП использовались в горнодобывающей промышленности и в строительстве железных дорог, в судоходстве, разведке месторождений нефти и золота. В основном это были СП с вертикальными соглашениями, заключенные между конкурентами, деятельность которых значительно повышала эффективность производства и рентабельность работы завода за счет роста масштабов его производства. В 1980-х годах формировались СП различных типов, в том числе и на международной основе.

В зарубежной практике существует много различных типов соглашений СП и прослеживается тенденция к дальнейшему быстрому росту количества международных совместных предприятий из-за их существенных преимуществ перед другими формами бизнеса. В таблице 1 показаны примеры различных типов соглашений СП США.

Таблица 1

Примеры различных типов соглашений совместных предприятий США [12]

Типы соглашений

Совместные предприятия

Цели создания СП

Соглашения между двумя и более компаниями частного сектора

Boeing/Mitsubishi/Fuji/Kawasaki (производство небольшого самолета)

Совместное использование технологии и сокращения затрат

Ford/Mesasureх (фабричная автоматизация)

Сокращение затрат

GeneralMotors/ Toyota (автомобильная промышленность)

Сокращения затрат, выход на международный рынок

Corning/Ciba-Geigy;Kodak/Cetus

Проникновение на новые рынки

AT&T/Olivetti

Проникновение на зарубежные рынки

Steel/Phong; Iron/ Steel

Увеличение капитала и расширение рынков

Совместные предприятия для совместного исследования

Microelectronics/MCC (Корпорация Компьютерных Технологий)

(поддерживается 13-тью главными американскими корпорациями), штат Техас

Долгосрочное исследование и применение результатов исследования курирующими компаниями

Совместные предприятия для развития исследования

Корпорация исследований полупроводников (партнерство 11 американских производителей чипов и компьютерных компаний; всего 35 входящих в нее компаний),

штат Северная Каролина

Спонсирование фундаментальных исследований и обучение профессиональных ученых и инженеров для промышленного лидерства

Промышленно-университетские соглашения

вробототехнике Westinghouse /Carnegie-Mellon

Проведение исследования; Westinghouse сохраняет патентные права, а Carnegie-Mellon получает процент от любых лицензионных вознаграждений

Корпорация Celanese/ Йельский университет

Проведение исследования структуры и синтеза ферментов

Компания W. R. Grace/MIT (Массачусетский технологический институт)

в микробиологии

Проведение исследования; MIT сохраняет патенты и может выдавать лицензию другим компаниям за выплату лицензионного платежа; W. R. Grace получает лицензию на результаты исследования без выплаты лицензионного платежа.

Международные совместные предприятия

General Motors (GM)/Fanuc Ltd.

(США/Япония)

Разработка 20 000 роботов, требовавшихся GM, чтобы автоматизировать его заводы; товарищество с долями 50 % на 50 %; GM поставлял начальный проект;

Fanuc поставлял разработку и технологию развития и производства роботов, красящих автомобиль.

 

Cy/Ro — это Cyamid/Rochm

(США/Германия)

в области акриловых пластмасс

Cyamid обеспечил распределительную сеть и заводское пространство для технологии производства Rochm новой акриловой пластмассы.

Dow Chemical/Asaki Chemicals

(США/Япония)

Развивать и продавать химикаты на международной основе;

Asaki обеспечивал сырье и был единственным дистрибьютором;

Dow обеспечил технологию и получил распространение на японском рынке.

В условиях интенсификации развития реального сектора экономики совместные предприятия формируются как форма стратегических альянсов компаний, которые для предпринимателя являются хорошим путем выхода на международный рынок. Совместные предприятия GeneralMotors и Toyota или GeneralElectric и Westinghouse были образованы между американскими фирмами и их зарубежными конкурентами именно с этой целью.

Положительный эффект от использования стратегических соглашений доказывают зарубежные стратегические альянсы, представленные в многообразии организационных форм [11].

Например, компании Ргосter & Gamble, Соca-Соlа и МсDonald, представляющие собой альянс фирм, не являющиеся конкурентами, сначала укрепили свои лидерские позиции на внутреннем рынке США, а уже затем осуществили масштабные программы по интернационализации производственной деятельности [2].

Примером вертикальной интеграции может служить заключение стратегического альянса между компаниями Hertz (мирового лидера в аренде автомобилей) и Ford, у которой в результате этого альянса появились новые мощные рычаги, с помощью которых она смогла решить проблемы сбыта своей продукции.

Примером конгломерационной диверсификации служит альянс строительной компании Bouygues с каналом ТF1. Такой альянс позволил Bouygues выйти на телевизионный рынок вступив в такую отрасль, которая никак не была связана с ее исходной производственной деятельностью.

Примером предприятий, осуществляющих свою деятельность в двух смежных секторах и создающих вертикальные партнёрские отношения, могут служить американская компания Thomson, производящая бортовое оборудование и французская компания Aerospatiale, выпускающая летательные аппараты. Aerospatiale в новых партнёрских отношениях имеет возможность приобретать необходимую комплектующую продукцию у фирмы Thomson.

Наблюдается много случаев распада международных СП, но другие все еще создаются, чтобы воспользоваться преимуществами производства, технологиями и маркетинговыми преимуществами вовлеченных партнеров. В международной практике выгоды обычно перевешивают недостатки, о чем свидетельствует уровень частоты учреждения международных совместных предприятий.

Стратегические альянсы компаний довольно новый феномен для российской экономики. Однако, обращение к зарубежному опыту создания и развития международных совместных предприятий, поможет российским предпринимателям заключать альянсы, оставаясь при этом автономными и конкурентоспособными.

Крупные международные компании, использующие в производстве высокие технологии, ноу-хау, создают собственные или совместные предприятия в особых экономических зонах, представляющие собой интернациональные экономические формирования [6, с.742]. За рубежом особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются и действуют в различных модификациях (таблица 2).

Неудачный опыт функционирования ОЭЗ отмечался в Индии, причинами этому послужили определенные просчеты, которые были допущены еще на стадии проектирования.

В России процесс кооперирования предприятий набирает обороты, формируются специализированные совместные предприятия по производству, реализации товаров, работ, услуг.

Таблица 2

Виды особых экономических зон вразличных странах [7, с.112]

Виды ОЭЗ

Страны, где действуют ОЭЗ

Свободные промышленные зоны

Польша: в виде акционерного общества «Свободная таможенная зона Щецин — Свиноуйсце»

Свободные торговые зоны

Перу: районы портов Ило, Савери, Пуэрто-Мальдонадо и др.

Экспортно-производственные зоны

Индия: «Мадрас экспорт процессинг зоун» и др.

Специальные экономические зоны анклавного типа

КНР: Тэньджень, Чжухай, Шаньтоу

Специальные экономические зоны

Польша: Варшава — Мокатов;

Венгрия: Шопрон

Открытые города

КНР: Шанхай, Далянь и др.

Свободные внешнеторговые зоны

США

Экспортно-промышленные зоны

Мексика, Малайзия, Бразилия и др.

Для конкурентоспособности продукции отечественного производства, необходимы инвестиции не только российских компаний, но и иностранных.

Прямые иностранные инвестиции характеризуют долгосрочную заинтересованность зарубежных инвесторов в развитии экономической деятельности в определенном государстве. В нашей стране рост фактического объема иностранных инвестиций составил с 18 415 млн долл. США в 2011 г. до 26 118 млн. долл. США в 2013 г. Увеличилась доля ПИИ в общем объеме иностранных инвестиций с 9,7 % в 2011 г. до 15,4 % в 2013 г. [8, с.25]

На территории России действует капитал из более 100 стран. Из них наиболее значимыми являются: Нидерланды (около 17 млрд долл.), Кипр (примерно 13 млрд долл.), США (4,5 млрд долл.), Германия и Великобритания (по 2 млрд долл.) [1].

К настоящему моменту имеется положительный опыт в сфере привлечения иностранных инвестиций в высокоэффективные и экономически выгодные проекты (рис. 1).

В России классическим примером осуществления прямых инвестиций можно считать создание ЗАО со 100 % иностранными инвестициями «ИЗОРОК» в Тамбовской области. Вновь созданное предприятие выкупило в собственность основные производственные мощности и средства производства, структура акционеров несколько раз менялась, проводились дополнительные эмиссии акций. В настоящее время предприятие активно развивается и является одним из крупнейших в Тамбовской области [3].

1

Автомобилестроительный завод компании «Форд Мотор Ко» в Санкт-

Петербурге

Объем инвестиций, вложенных в проект, составил 150 млн. долл. США. Объем продаж автомобилей в 2004 году — 176 тыс. вместо запланированных 150 тыс.

2

Совместный проект АЗЛК и французского производителя автомоби-

лей «Рено», создавших в 2005 г. СП «Автофрамос»

Кластерный подход:

— 20 % комплектующих изделий для автомобилей производятся на российских предприятиях;

— для остекления автомобилей предусмотрено использование продукции Борского стекольного завода;

— брызговики — одно из уникальных требований российских стандартов — поставляются предприятием «Эласт-Технологии» из Санкт-Петербурга;

— для изготовления сидений используется поролоновая набивка производства Нижегородского предприятия «Сотекс».

3

Промышленный центр автомобилестроения в г. Калуге:

Кластерный подход:

 в завод «Фольксваген» в Калуге немецкими вложено 370 млн. евро. Плановая мощность завода — 115 тыс. автомобилей в год;

 автомобильный завод «Вольво-Тракс» проектной мощностью 15 тыс. грузовых автомобилей в год;

 автомобильный завод французской компании «ПСА Пежо Ситроен» совместно с японской компанией «Мицубиси Моторс» мощностью 160 тыс. автомобилей в год, объем инвестиций — 470 млн.евро.

4

Автомобильный завод «Тойота» в Санкт-Петербурге

Плановая первоначальная мощность — 20 тыс. автомобилей в год с последующим ее увеличением до 200 тыс. автомобилей в год. Объем производимой продукции рассчитан как на российских, так и на европейских потребителей. Объем инвестиций составил 950 млн. евро.

5

Компания Данон (пищевая промышленность) совместно с компанией Вимм Билль Данн

Выпускает молочные продукты с 1997 г.

Этой компании принадлежат два завода в Московской области Чеховском районе и в Тольятти.

6

Компания «Джонсон и Джонсон»

Выпускает фармацевтические товары и товары для больниц и детских учреждений.

Рис. 1. Примеры привлечения иностранных инвестиций ввысокоэффективные российские проекты [10]

Все больше российских компаний переходят к совместному ведению бизнеса. Так, например, в стратегический альянс «Завод труб большого диаметра» в Нижнем Тагиле вошли Нижнетагильский металлургический комбинат, «Газпром», компания Dufercos. A. (Швейцария) и Российский фонд федерального имущества. Нижнетагильский металлургический комбинат имеет основу стабильного и платежеспособного спроса на трубы и лист, а партнеры по альянсу получают продукцию, выпускаемую в соответствии с требованиями «Газпрома» и имеющую сбыт у других заказчиков на внутреннем и мировом рынках [4].

Крупнейший лесопромышленный холдинг России «Илим Палп» и мировой концерн «International Paper (IP)" заключили соглашение о создании совместного предприятия ОАО «Группа Илим». Объединенная компания будет финансировать долгосрочную программу развития, рассчитанную на 5 лет. Согласно соглашению в модернизацию оборудования предприятий будет инвестировано 1,2 млрд. долл., что увеличит производственные мощности холдинга в 1,5 раза [там же].

И таких примеров становится все больше. Вот только некоторые стратегические альянсы, образованные в российской промышленности после 2000-х годов: Альянс Магнитогорского металлургического комбината с российской угледобывающей компанией «Белон»; Альянс в целлюлозно-бумажной промышленности — совместное предприятие «Группа Илим», образован холдингом «Илим Палп» и концерном " International Paper»; Альянс «АвтоВАЗ» с группой компаний Renault-Nissan в автомобильной промышленности; Совместное предприятие «Нефтегазовая компания» — альянс компаний «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ» в нефтяной и газовой промышленности; Альянс в лесной и деревообрабатывающей промышленности компаний «Северно-Западная лесопромышленная компания» и «Светоч» [там же, с.10].

За последние годы в России также продолжают создаваться новые СП. Так, например, было принято решение между руководством ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и кампаниями Korea Western Power и CHT Korea по созданию угольных электростанций в энергодефицитных регионах юга России. Еще один пример — обсуждение возможного СП крупнейшей российской металлургической компании ОАО ГМК Норильский никель и транснациональной горно-металлургической компании BHP Billiton в Австралии по совместной разработке никелевых месторождений [5].

Таким образом, стремясь к выходу на новые рынки, многонациональные компании, выбирая формой организации своего бизнеса, совместные предприятия, рассматривают свой выбор как способ снижения рисков и привлечения инвестиций и все чаще прибегают к этой форме бизнеса. Исследование развития СП в России показывает их многоплановость. Усиливающаяся конкурентная борьба на рынках вместе с тем ведет к тому, что предприятия начинают заключать «множественные» альянсы. В результате сотрудничество между отдельными участниками превращается в сотрудничество в рамках «сетевых» альянсов для получения конкурентных преимуществ.

Автор согласен с мнением ученых [9], что в России условия для СП разнообразны и нельзя копировать ни зарубежный, ни отечественный опыт кооперации на всю страну. Хотя опыт создания СП есть в каждом субъекте РФ, его надо изучать и внедрять на практике с учетом российских особенностей совместного предпринимательства.

Являясь одной из важнейших форм привлечения прямых иностранных инвестиций и регулирования межфирменных рыночных отношений, действующих на международном уровне, совместное предпринимательство получило широкое распространение в мире, в том числе и в России. Оно включает многообразные кооперационные связи: от простых форм до крупномасштабных интеграционных проектов в системе региональных и межрегиональных объединений, позволяя наиболее эффективно использовать все преимущества от сочетания мелкого и крупного промышленного производства.

 

Литература:

 

  1. Васюхин О. В., До Хан Ен Перспективы совместного предпринимательства в России // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 7. С.26–27.
  2. Гаррет Б. Стратегические альянсы. — М.: ИНФРА-М. 2008. 331 с.
  3. Карташова О. В. Региональный аспект функционирования механизма привлечения прямых иностранных инвестиций// Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 5. С.24–29.
  4. Королева Е. В. Стратегические альянсы: зарубежный опыт и российские особенности // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С.3–13.
  5. Кузнецов И. А. Некоторые вопросы развития совместных предприятий в России // ТДР. 2011. № 12. С.152–155.
  6. Михайлушкин П. В., Баранников А. А. Создание особых экономических зон — перспективное направление государственного стимулирования экономики в России // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. 2013. № 90. С.741–762.
  7. Молчаненко С. А. Совместные предприятия в системе учета государственной статистики международной кооперации // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 15. С.109–114.
  8. Саражинская Ю. Е. Анализ инвестиций в основной капитал в России // Экономика, предпринимательство и право. 2015. Т. 5. № 1. С.23–38.
  9. Черкасова Е. Н. Особенности создания совместных предприятий в период рыночных преобразований // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. № 21. С.151–156.
  10. Алексеева О. П., Дюдюн Т. Ю. Современные аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику России// APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 2. // http://WWW.APRIORI-JOURNAL.RU (дата обращения 16.11.2015).
  11. Кузнецова С. Ю. Формирование стратегических альянсов компаний в условиях интенсификации развития реального сектора экономики. Проблемы современной экономики. № 4 (40). 2011.; http://www.m-economy.ru/art.php? nArtId=3803. (дата обращения: 11.11.2015).
  12. http://igup.urfu.ru/docs/Bank %20English_Transleted %20Articles/Translated/Strategic %20Management/SovmestnPredpr_Anikeeva.pdf. (датаобращения: 21.11.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): США, компания, предприятие, Россия, MIT, инвестиция, автомобильный завод, альянс, долл, сокращение затрат.


Задать вопрос