Статья посвящена рассмотрению проблемы жестокого обращения с детьми, описывается генезис дефиниций «насилие», «жестокое обращение», проанализированы формы жестокого обращения с детьми.
Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, зоны жестокого обращения, физическое насилие, сексуальное насилие, психическое (эмоциональное) насилие.
Характеризуя состояние современного общества можно говорить о том, что сейчас повышен интерес к проблемам семьи и детства. Из-за тяжелой экономической ситуации повышается уровень агрессивности. Людям ничего не стоит обидеть друг друга, как физически, так и эмоционально. На самом деле нами может совершаться вред по отношению к окружающим нас людьми, это могут быть как наши близкие, так и люди, которых мы даже совсем не знаем. Но еще чаще в таких конфликтах могут пострадать те, кто не в состояние себя защитить, то есть дети. Отсюда и вышла на поверхность такая проблема, как жестокое обращение с детьми [2, c. 343].
Но, нельзя утверждать, что данная проблема появилась только сейчас. На самом деле в любые времена дети могли подвергаться насилию, причем как со стороны не знакомых людей, так и со стороны близких. Поэтому ко второй половине XX века начинаются появляться первые научные представления о заявленной проблеме. Первое упоминание о проблеме насилия принадлежит Генри Кемпе, который на ежегодном собрании Американской Академии Педиатрии выступил со статьей «синдром избитого ребенка». Г. Кемпе описал и выявил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые продемонстрировал статистические данные о распространении насилия над детьми в США [5, c. 19].
В России о данной проблеме впервые заговорил врач педиатр-хирург С. Я. Долецкий. Он занимался изучением избиваемых детей. И при анализе данных смог описать синдром опасного обращения с детьми. Благодаря его работам, данное явление начало рассматриваться нашими учеными [1, c. 9].
В последующие годы множество специалистов и ученых (Н. Ю. Синягина, С. В. Ильина, А. Д. Кошелева, О. С. Лобза, Е. Т. Соколова и др.) продолжили изучение жестокого обращения с детьми. Сначала большинство специалистов данной области были детские врачи, но позднее этой проблемой заинтересовались: психологи, социологи, педагоги, социальные работники. Появляется большое количество всевозможных книг, которые демонстрируют причины, формы и последствия жестокого обращения с детьми. Выходят пособия и методики помощи детям, подвергающимся насилию. В различных научных дисциплинах данная категория детей выходит из общей методологии в свою отдельную группу.
Наконец сформировалось само определение жестокого обращения с детьми. Это любое действие или наоборот бездействие, которое может нанести ребенку вред, как в физическом плане (телесные повреждение, ухудшение здоровья и другое), так и в эмоциональном (депрессии, замкнутое состояние, недоверие к окружающим и другое), которое мешает его физическому и психическому развитию, а также ущемляют его права и свободу действий.
Можно говорить о том, что на сегодняшний день по данной проблеме накоплен как теоретический, так и практический материал в помощь специалистам, работающими с пострадавшими детьми от жестокого обращения.
Также появляются статистические данные, которые показывают что, ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом от 30 % до 50 % детей убито родителями или лицами, их заменяющими [3, c. 86].
Данная статистика показывает, что дети могут подвергаться насилию в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте, в семье. Так же стоит отметить, что обидчики могут быть как взрослые люди, так и ровесники.
Все эти признаки помогают определить зоны, в которых ребенок чаще всего может пострадать. На первом месте выступает внутрисемейное насилие. Как оказалось, там, где ребенок должен чувствовать себя в безопасности, близкие люди могут нанести вред. Причем данное насилие может так и остаться в закрытой форме, потому, что ребенку некому пожаловаться. Он может и не знать, у кого в такой ситуации можно попросить помощи [5, c. 7].
Следующая зона — это жестокое обращение в учебно-воспитательных учреждениях. Конфликты между детьми, например, в школах совсем не редкость. Поэтому в задачи педагогов входит обязательный контроль над своими учениками. Родителям в свою очередь надо обращать внимание на поведение своего ребенка. Даже маленькие незначительные факторы могут указывать на то, что ребенок не просто так не хочет идти в школу, а возможно из-за того, что там ему грозит опасность. К сожалению, бывают случаи, когда опасность для ребенка может исходить не от учеников, а от самих педагогов. Это действие со стороны педагогов от простого предвзятого отношения к ученику до телесных наказаний [5, c. 7].
Третей зоной является насилие с использованием психолого-педагогических технологий. Это различные детские кружки, секции, лагеря, санатории. Имеют место случаи, когда ребенок может прийти домой после секции с какими-либо телесными повреждениями, причиной которых он назвал неудачное падение. Но на самом деле все может быть, куда серьезней, их мог нанести тренер, как наказание. Причем для тренера, который позволяет такие меры воздействия, такой способ воспитания будет считаться правильным. И ваш ребенок никогда на него не пожалуется [5, c. 7].
Представленные зоны свидетельствуют о том, что ребенок может находиться в опасности практически везде. Это означает, что взрослые, которые несут ответственность за детей, должны быть бдительны и не упускать из виду изменения, которые происходят в поведении ребенка.
Перечисленные зоны несут за собой различные формы насилия. На сегодня это четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основным нуждам ребенка [4, c. 93].
- Физическое насилие — умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни.
Проявление физического насилия к детям разнообразно, от мелких ссадин, до убийства. Но в любом случае любое такое проявление приносит ребенку боль. Одной из особенностью данного насилия является то, что его можно увидеть и определить. Очень трудно скрыть различные синяки, гематомы. Факторы риска распространения физического насилия могут быть разнообразны: от экономических (например, низкий доход, безработица), до особенностей характера родителей (например, агрессия) и самого ребенка (например, инвалидность). Последствия физического насилия для ребенка огромны: ухудшение здоровья, риск стать инвалидом, постоянный страх за свою жизнь, агрессия, направленная на того, кому он может противостоять, озлобленность и другое[5, c. 33–38].
- Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Стоит отметить, что сейчас такая форма насилия проявляется значительно чаще, чем раньше. Маленьких детей принуждать к действиям сексуального характера намного проще. Причем зачастую это происходит и без вмешательства силы. Определить данную форму насилия очень сложно, ребенка одолевает стыд или страх, а часто все вместе, поэтому он не решается рассказать об этом. Сексуальное насилие бывает нескольких видов: внутрисемейное, внесемейное, уличное. Объектом может стать ребенок любого пола с первых месяцев жизни. Особенность данного насилия в том, что оно является самым опасным. Последствиями будут считаться глубокая эмоциональная рана, гнев, обида, стыд, неспособность заводить друзей и какие-либо отношения, нарушение сексуального поведения[5, c. 58–70].
- Психическое (эмоциональное) насилие — умышленное унижение или оскорбление ребенка, негативное отношение к нему.
Данная форма, вероятно, является самой распространенной. Скорее всего, это связанно с тем, что за такое отношение к ребенку наказание сводиться к нулю. Причинами можно назвать негативное отношение к ребенку, неприязнь со стороны взрослых, а в семье — это отсутствие привязанности к ребенку. Определить эмоциональное насилие можно по поведению ребенка, его психологическое развитие начинает отставать от сверстников, возможна интеллектуальная задержка развития. Существуют формы эмоционального насилия: отвержение, изоляция, терроризирование, игнорирование, развращение. Все это со стороны взрослых причиняет ребенку большой вред, он становиться агрессивным, неспособным контролировать собственное поведение, повышенная тревожность, проблемы в отношении со сверстниками [5, c. 109–111].
- Пренебрежение нуждами ребенка — неспособность родителей или лиц их заменяющих нести ответственность за своего ребенка, невыполнение своих обязанностей, которые определяются в нехватке пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и другое.
На первый взгляд данная форма может показаться сравнительно безопасной, но последствия все, же очень серьезны. Ребенок, предоставлен сам себе, что может привести к употреблению алкоголя, наркотиков, непосещению занятий в школе. Более серьезными последствиями будет то, что ребенок станет беспризорником. Причинами такого отношения к своему ребенку у родителей, чаще всего в плохом материальном положении семьи. Родители просто не могут полностью удовлетворить потребности детей из-за нехватки денежных средств. Также это может быть алкоголизм или наркомания одного или обоих родителей, из-за чего ребенку не уделяется должного внимания и заботы о его благополучии. Пресечение данной формы насилия как оказалось проще, чем в остальных случаях. Потому что чаще всего неблагополучные семьи находятся под контролем соответствующих специалистов. И если допустимый вред со стороны родителей больше, приносимой пользы, их можно решить родительских прав [5, c. 143–146].
На ребенка могут воздействовать не одной формой насилия, чаще всего применяются сразу два и более видов насилия. Ребенка могут словесно оскорбить, а затем ударить. Представленный случай — пример физического и эмоционального насилия. Дети, как самая незащищенная категория, к сожалению, вместо заботы терпят от взрослых самые наихудшие формы жестокого обращения и испытывают на себе все многочисленные последствия проявления любой из форм насилия.
Таким образом, жестокое обращение с детьми — острая социальная проблема. Проблема, которая несет за собой появление нездорового растущего поколения. Дети вследствие пережившего насилия можно считать неполноценными членами общества. Они чаще всего не в состоянии завести семью, а если и получилось ее создать, чаще в таких семьях ребенка воспитывают в таких же условиях и такими же методами, которыми когда и его воспитывали родители, то есть идет повторение семейной истории приобретенного в детстве негативного опыта в воспитании. Из психологических последствий — постоянное напряжение, неадекватность поведения. Самооценка у таких детей часто занижена, что приводит к отчуждению от сверстников, боязнь не понравиться и чувство своей никчемности мешает строить дружеские отношения. Все это и многое другое приводит к тому, что если не помочь ребенку, можно потерять его как личность, способную противостоять проблемам, с которыми он может столкнуться в будущем.
Литература:
- Волкова Е. Н., Балашова Т. Н. Защита детей от насилия и жестокого обращения — Н. Новгород: Изд-во ООО «Папирус», 2004.-154с.
- Петин И. А. Механизм преступного насилия. СПб.: Издательство Р. Асланова Юридический центр Пресс, 2010. — 343с.
- Платонова Н. М., Платонов Ю. П. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации — СПб.: Речь, 2009. — 135с.
- Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. ― 212с.
- Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствиями — учебное пособие- М: РБФ НАН, 2007.- 272с.