Применение активных методов обучения на занятиях по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок» (по отраслям) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 25.02.2016

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Зайцев, Г. И. Применение активных методов обучения на занятиях по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок» (по отраслям) / Г. И. Зайцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26350/ (дата обращения: 17.10.2024).



 

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм — способность менять сферы и способы деятельности.

Поэтому применение активных методов обучения на занятиях по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)» является очень важным способом упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Основными группами методов обучения являются:

1группа: Методы формирования новых знаний и способов деятельности. К ним относятся:

                    объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы: рассказ, лекция, объяснение, изучение литературы, показ, демонстрация, выполнение задания по алгоритму, опрос и др. Данные методы тренируют память и дают знания, но не позволяют в полном объёме развить творческое мышление детей;

                    проблемный и частично-поисковый методы: проблемная или эвристическая беседа, создание ситуаций затруднения и др. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы её решения и т. п.;

                    исследовательский метод: решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование, постановка эксперимента и др. Благодаря данному методу обучающийся постепенно познаёт принципы и этапы научного исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты.

2 группа: Методы организации деятельности учащихся. К ним относятся:

                    методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся: мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевые и сюжетные игры, метод кейсов, практикум, тренинг, выступления учащихся с докладами и др.;

                    методы самостоятельной работы учащихся: выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, изучение материалов учебника, действия с моделями, схемами, таблицами, приборами, лабораторная работа и т. п.

3 группа: Методы контроля и самоконтроля.

К ним относятся:

                    степень владения данной группой методов позволяет оценить эффективность деятельности учителя по определению результативности учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся: тестирование, анкетирование, викторина, письменные работы, устные и письменные опросы, зачёт, экзамен и др.

4 группа: Методы формирования личностных результатов.

К ним относятся:

                    беседа, убеждение, внушение, поручение, соревнование, пример, аналогия, рефлексивные методы, воспитывающие ситуации и др.

Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями СПОзадачу подготовки выпускников, способных:

                    ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

                    самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

                    грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

                    быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

                    самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют нам говорить о ряде мероприятий, проводимых в нашем учебном заведении направленных на применение активных методов обучения на занятиях по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)» с целью повышения качества подготовки обучающихся по общепрофессиональным дисциплинам.

Общепрофессиональные дисциплины в колледже изучаются с I –го по IV-й курс. Основная масса наших абитуриентов поступает в колледж на базе 9-ти классов, поэтому все преподаватели с первых дней видят с каким «багажом» знаний дети пришли из школы и выстраивают свою работу по качественной организации и проведению учебного процесса.

Каждый преподаватель разрабатывает: — Рабочие программы по профессиональным модулям; — Календарно-тематический План на учебный год; — Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации; — Рабочую программу учебной практики; — Рабочую программу производственной практики; — План самообразования на текущий учебный год с индивидуальной методической техникой.

На занятиях используются различные методы преподавания, передовые педагогические и информационные технологии.

Для формирования новых знаний и способов деятельности в колледже созданы условия, способствующие качественному обучению студентов:

                    имеются кабинеты, оборудованные для качественного проведения занятий по Профессиональным модулям;

                    учебные классы обеспечены тренажёрами, наглядной и технической документацией, холодильным инструментом;

                    имеются лаборатории для проведения учебной практики;

                    имеются классы подготовки к итоговой государственной аттестации.

На занятиях по холодильному оборудованию преподаватели используют объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы: читают лекции, рассказывают, объясняют, импровизируют, создают нестандартный подход к различным видам деятельности, тем самым вызывая познавательный интерес у студентов, помогают в решении сложных вводных и задач.

Исследовательский метод: проводят опыты на агрегатах холодильной установки, моделируют, проектируют холодильные установки.

Особо хотелось бы отметить применение личностно-ориентированного обучения.

Хорошие результаты даёт применение таких форм урока, как бинарный урок, (совмещение теории и практики или двух предметов одновременно): например «Основы холодильного дела» и «Холодильное оборудование», интегрированный урок (использование меж предметных связей с участием более двух преподавателей).

Невозможно качественно проводить занятия без совместных действий учителя и учащихся.

Учитывая, что все специальные дисциплины у студентов СПО начинаются только со второго курса, преподаватели общепрофессиональных дисциплин разрабатывают для них задания профессиональной направленности. Это позволяет повышать интерес к выбранной профессии.

По всем общепрофессиональным дисциплинам в колледже проводятся тематические недели. Уже стало традиционным не ограничиваться при этом срезами знаний и выпусками стенгазет, а проводить открытые уроки и мероприятия, дидактические игры, лекции и семинары.

В последнее время учебные кабинеты и мастерские колледжа активно оснащаются современной техникой (компьютеры, проекторы, моноблоки, интерактивные доски). Большую помощь в дооснащении учебно-материальной базы колледжа оказывают профильные предприятия, с которыми у нас заключены договора о сотрудничестве.

Для проведения учебной практики, лабораторных и практических занятий в колледже имеются лаборатории с оборудованными учебными местами. На каждое учебное место разработана документация с алгоритмом работы на нём.

Говоря об уровне подготовки учащихся, не стоит забывать, что невозможно дать хорошее образование студентам, не имея грамотных преподавателей, владеющих современными технологиями. Какими же путями повышают своё педагогическое мастерство работники колледжа.

Все преподаватели систематически обучаются на курсах повышения квалификации. Причём не только в Академии последипломного образования г. Москвы, но и на базе самого колледжа, что, естественно, очень удобно для педагогов, так как есть возможность обучения сразу у большого количества сотрудников, и не нужно тратить своё время на дорогу.

Раз в 3 года согласно ППССЗ все преподаватели обще-профессиональных дисциплин проходят стажировку и обучение на профильных предприятиях и объектах района и области. С этими предприятиями «колледж» заключает Договора о сотрудничестве в перспективе до 5 лет. На этих предприятиях также и студенты проходят производственную практику по профилю специальности и преддипломную практику.

Для работников колледжа библиотекой организована подписка на различные периодические издания: «Холодильная техника» «Открытый урок» и др. Это даёт возможность преподавателям знакомиться с различными методиками и нововведениями в системе образования, совершенствовать свои знания и личностные качества.

Таким образом, применение активных методов обучения на занятиях по специальности «монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)», позволяет:

                    реализовывать новые подходы к обучению;

                    организовывать самостоятельную, творческую деятельность;

                    выстраивать индивидуальные траектории обучения;

                    предоставлять новые способы поиска и обработки информации;

                    увеличивать долю экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся;

                    мотивировать учащихся к изучению материала;

                    сохранять интерес к предметам на протяжении всего времени их изучения;

                    расширять кругозор и повышать познавательную активность;

                    вырабатывать потребность к непрерывному самообразованию;

                    повышать качество подготовки квалификационных специалистов.

Итак, можно утверждать, что благодаря применению активных методов обучения мы имеем возможность достичь повышения качества подготовки наших студентов по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)».

 

Литература:

 

  1.                СластенинВ.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.
  2.                Новиков А. М. Основания педагогики. М.: Эгвес, 2010.
  3.                Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под. ред. Ю. К. Бабанског.
  4.                http//www.eidos.ru/journal/2009/1021–4.htn
Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, преподаватель, техническая эксплуатация, способ деятельности, учебная практика, исследовательский метод, производственная практика, Рабочая программа, репродуктивный метод, упорядоченная взаимосвязанная деятельность.


Похожие статьи

Применение компьютерных и программных средств обучения в процессе подготовки кадров по химико-технологическим специальностям

Учебный практико-ориентированный проект на тему «Анализ сoвременных методов обработки питательной воды в котельных малой и средней мощности»

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Методика преподавания курса «Информатика и информационные технологии» (для специальности «юриспруденция»)

Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Металлические конструкции, включая сварку»

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Организация бухгалтерского учета материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях (на примере предприятий Самарской области)

Некоторые аспекты преподавания дисциплины «Разработка и стандартизация програмных средств» для специальности «учитель математики и информатики»

Применение микрокомпьютеров в обучении студентов бакалавриата на специальности «Информатика и вычислительная техника»

Организация педагогического процесса при изучении дисциплины «Специальные технологии художественной обработки материалов давлением»

Похожие статьи

Применение компьютерных и программных средств обучения в процессе подготовки кадров по химико-технологическим специальностям

Учебный практико-ориентированный проект на тему «Анализ сoвременных методов обработки питательной воды в котельных малой и средней мощности»

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Методика преподавания курса «Информатика и информационные технологии» (для специальности «юриспруденция»)

Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Металлические конструкции, включая сварку»

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Организация бухгалтерского учета материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях (на примере предприятий Самарской области)

Некоторые аспекты преподавания дисциплины «Разработка и стандартизация програмных средств» для специальности «учитель математики и информатики»

Применение микрокомпьютеров в обучении студентов бакалавриата на специальности «Информатика и вычислительная техника»

Организация педагогического процесса при изучении дисциплины «Специальные технологии художественной обработки материалов давлением»

Задать вопрос