Особенности занятий спортивным туризмом в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 24.02.2016

Статья просмотрена: 1839 раз

Библиографическое описание:

Роледер, Л. Н. Особенности занятий спортивным туризмом в вузе / Л. Н. Роледер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 772-774. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26354/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрены возможности развития спортивного и оздоровительного туризма в вузах. Виды спортивного туризма и перспективы его развития.

Ключевые слова: образование, физическое воспитание, спортивный туризм,здоровьесбережение студентов.

Занятия спортивным туризмом является важнейшим фактором и необходимым условием здорового образа жизни студентов. Особая роль занятий туризмом отводится в формировании и развитии физических и психофизических качеств личности студента для сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи. Формирование, сохранение и укрепление здоровья студентов при занятиях туризмом, с использованием широкого круга средств и различных методов воспитания физических качеств, имеет важную социальную значимость, так как от состояния здоровья молодого поколения в большой степени зависит здоровье нации в целом.

В федеральном законе «Об образовании» прописано: создание условий для развития и совершенствования физического и психического здоровья молодежи является важнейшим направлением государственной политики в сфере образования, так как основы по формированию навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) закладываются в детском и подростковом возрасте. Здоровье молодежи является приоритетным в реализации государственных социальных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения. Это очень важно, поскольку по статистическим данным лишь 16 % всего населения здоровы, 50 % имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, а 34 % — хроническую патологию.

Одной из основных задач государственной политики в области развития спортивного туризма является сохранение и укрепление здоровья молодого поколения. Основное требование, предъявляемое к преподавателям кафедры физического воспитания и спорта (ФВиС), — ведение пропаганды здорового образа жизни с обязательным объяснением роли занятий спортивным туризмом в формировании здоровьесбережения студентов вуза. В пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков особое внимание нужно уделять просветительской деятельности, в которой должны содержаться основные положения об особенном значении спортивного туризма в государственной оздоровительной программе, содержащейся в Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» [2]. С этой целью в высшем учебном заведении разрабатывают программный документ, содержащий основные положения развития спортивной и физкультурно-массовой работы «Концепция формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в ВУЗе». Этот документ разрабатывают в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Международной конвенцией о правах и основных свободах человека, Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Принятая в высшем учебном заведении «Концепция формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в вузе» и разработанная на ее основе программа «Здоровье» должны быть направлены на создание здоровьесберегающего образовательного пространства в вузе, способствующем формированию мотивации студентов на здоровый образ жизни. Концепция и разработанная на ее основе Программе формирования здоровьесберегающего образовательного пространства вуза должны содержать положение о создании информационно-методической базы содержащей сведения о спортивном туризме. Спортивный туризм — специфический вид общественной деятельности, осуществляемый занимающимися на добровольной самодеятельной (любительской) основе с учетом требований «Единой всероссийской спортивной классификации». При систематических занятиях спортивным туризмом развиваются и совершенствуются важнейшие психологические качества личности, способствующие формированию мотивации студентов на здоровый образ жизни. В отличие от других видов спорта спортивный туризм требует минимальных затрат, так как тренировочный процесс и сами маршруты проходят в природной среде, не требующей аренды стадионов, спортивных залов и площадок. Спортивный туризм, лозунгом которого является «Духовность — Спорт — Природа», является не только общенациональным видом спорта — это общественное движение, объединяющее основные положения психологии спорта и патриотизм. Он относится к социальному виду спорта, которым занимается значительная часть населения независимо от занимаемого положения в обществе (статуса), а также большое количество учащейся и студенческой молодежи. Этим и характеризуется общественный характер взаимоотношений в туризме требующего от участников проявления коллективизма, взаимовыручки, самопожертвования во имя общей цели. Занятия туризмом являются яркой пропагандой здорового образа жизни, под которым понимают широкий спектр деятельности, начиная от походов выходного дня и, в дальнейшем, участия в спортивных походах различной степени сложности [3]. Туризм по своей внутренней организационной природе делится на плановый и спортивный. Плановый туризм представляет любые виды туризма на организационной, коммерческой основе, разрабатываемые и осуществляемые предприятиями сферы туризма. А спортивный туризм, в свою очередь, основывается на деятельности индивидуумов, малых туристских групп, туристских объединений, туристских клубов, федераций, союзов, которые на добровольной основе участвуют в организации и осуществлении туризма, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Он представляет собой путешествия в природной среде связанные с прохождением категорированных препятствий (т. е. имеющих определенную категорию трудности начиная от простой 1 до 6 высшей сложности). Спортивный туризм состоит из следующих видов:

 туристское многоборье;

 путешествия;

 парусный туризм;

 конный туризм;

 комбинированный туризм;

 экстрим туризм;

 туризм для людей с ограниченными возможностями;

 короткие маршруты в классе спортивных походов.

Спортивный туризм имеет также ярко выраженное военно-прикладное значение т. к. занятия спортивным туризмом способствуют воспитанию высоких моральных качеств человека — чувства долга, ответственности, мужества и патриотизма.

Занятия спортивным туризмом со студентами имеют свои характерные особенности:

 эффективный метод оздоровления организма, т. к. длительный промежуток времени студенты находятся на природе и заняты активными видами деятельности;

 общедоступность и посильность, т. к. студенты с различной физической подготовкой, интересами и разного пола могут заниматься туризмом и выбирать тот вид спортивного туризма, который будет им наилучшим образом подходить;

 массовость, т. к. спортивный туризм представляет собой общественное движение, цель которого формирование здорового образа жизни человека и общества в целом;

 многофункциональность, т. к. спортивный туризм удовлетворяет спортивные, духовные и познавательные потребности человека (воспитывает любовь к природе, способствует развитию волевых качеств и проявлению инициативы, дает возможность общения и расширяет кругозор);

 спортивная дисциплина, т. к. существуют ступени (разряды) и звание мастера спорта, которые присваиваются в туристско-спортивных соревнованиях [1].

Студенческая молодежь, приобщенная к физической культуре и спортивному движению, участвует в соревнованиях, соперничает на спортивном поприще, своей двигательной активностью снимает психофизическое напряжение, стрессы. Как правило, студенты, преуспевающие в спортивной жизни, имеют положительные оценки и по другим предметам. Спорт дисциплинирует, учит правильно рассчитывать свои силы, экономно, эффективно и рационально тратить свободное время. [4]. Благодаря большому количеству туроператоров и турфирм, предлагающих на коммерческой основе организацию и проведение спортивных путешествий различной сложности, спортивный туризм постепенно превращается в спортивный коммерческий туризм, один из видов планового туризма.

Литература:

  1. Ганопольский В. И. «Туризм и спортивное ориентирование». Учебник. — М.: «ФиС»,1987. — 240 с.
  2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы». Распоряжение Правительства РФ от 15.09.2005 N 1433-р.
  3. Сергеев, В. Н. Туризм и здоровье./ В. Н. Сергеев. — М.: Профиздат, 1987. — 80 с.
  4. Коршунова О. С. Векторы развития дисциплины «физическая культура» в высшей школе [Текст] / О. С. Коршунова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 161–163.
Основные термины (генерируются автоматически): спортивный туризм, здоровый образ жизни, Российская Федерация, образовательное пространство, студенческая молодежь, высшее учебное заведение, государственная политика, коммерческая основа, молодое поколение, общественное движение.


Ключевые слова

физическое воспитание, образование, спортивный туризм, здоровьесбережение студентов., здоровьесбережение студентов

Похожие статьи

Векторы развития дисциплины «физическая культура» в высшей школе

В работе определены современные направления развития физической культуры и студенческого спорта в высших учебных заведениях. Пути решения поставленных правительством РФ задач по развитию физической культуры и спорта в современном образовании.

Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Оптимизация образовательного процесса по физическому совершенствованию студентов гуманитарного вуза

В статье рассматриваются инновационные формы, методы и средства физического воспитания студентов.

Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...

Концепты развития студенческого спорта в России

В статье раскрыта необходимость формирования устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом в молодежной среде как базиса всестороннего и полноценного развития личности, приведена структура студенческого спорта в России, предложен ком...

Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образо...

Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников физкультурного вуза

Статья посвящена особенностям профессионального самоопределения выпускников института физической культуры Тюменского государственного университета.

Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...

Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Представлен опыт одного дошкольного образовательного учреждения.

Похожие статьи

Векторы развития дисциплины «физическая культура» в высшей школе

В работе определены современные направления развития физической культуры и студенческого спорта в высших учебных заведениях. Пути решения поставленных правительством РФ задач по развитию физической культуры и спорта в современном образовании.

Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Оптимизация образовательного процесса по физическому совершенствованию студентов гуманитарного вуза

В статье рассматриваются инновационные формы, методы и средства физического воспитания студентов.

Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...

Концепты развития студенческого спорта в России

В статье раскрыта необходимость формирования устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом в молодежной среде как базиса всестороннего и полноценного развития личности, приведена структура студенческого спорта в России, предложен ком...

Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образо...

Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников физкультурного вуза

Статья посвящена особенностям профессионального самоопределения выпускников института физической культуры Тюменского государственного университета.

Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...

Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Представлен опыт одного дошкольного образовательного учреждения.

Задать вопрос