Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 23.02.2016

Статья просмотрена: 1255 раз

Библиографическое описание:

Куликова, Л. В. Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии / Л. В. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 699-704. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26359/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Этому способствовала деятельность различных международных организаций: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Международной ассоциации по изучению умственной отсталости, Международной лиги обществ содействия умственно отсталым и др.

Практика показывает, что выпускники детских домов-интернатов зачастую оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность их в этом отношении оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях после выхода из дома-интерната. Это проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и персоналом, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Очевидна необходимость организации дополнительной работы по социально-бытовой подготовке воспитанников.

Еще большую значимость приобретает проблема социально-бытовой адаптации в отношении детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью, особенно воспитывающихся в условиях детского дома-интерната.

Социальная адаптация — интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

 адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

 адекватная система отношений и общения с окружающими;

 гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды. Это согласование включает в себя, во-первых, реальный уровень процесса — состояние среды и социального субъекта на данный момент времени, и, во- вторых, потенциальный уровень — возможности, тенденции и закономерности развития, как социальной среды, так и социального субъекта.

Из вышесказанного следует что, процесс социальной адаптации — это взаимонаправленный процесс, т. е. предполагающий взаимное воздействие социальной среды и социального субъекта друг на друга.

Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Последнее предполагает разностороннюю, каждодневную (а не эпизодическую) работу с детьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.

Опыт показывает, что воспитанники детских домов-интернатов далеко не всегда владеют различными видами бытового труда. Причем они затрудняются не только последовательно и полно рассказать, как будут выполнять ту или иную работу, но и практически сделать ее. Воспитатель должен поставить пред собой задачу, чтобы каждый воспитанник, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержания в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами.

Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. Обучая воспитанников общетрудовым умениям, воспитатель не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу — коррекцию недостатков умственной деятельности детей. К числу практических методов, как известно, относятся упражнения, моделирование реальных ситуаций. Эти методы широко применяются на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Так, с помощью упражнений формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ.

Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Связь с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия. В первом случае воспитатели, пользуясь рекомендациями учителя по социально-бытовой ориентировке, проводят экскурсии, беседы, собирают вместе с учащимися различный материал по отдельным темам, готовя, таким образом школьников к более полному и осознанному восприятию нового материала на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Во втором случае воспитатели параллельно с учителем проводят работу, позволяющую школьникам прочно усвоить полученные знания и умения. Последующее взаимодействие предполагает отсроченное во времени повторение пройденного на занятиях материала, расширение и обогащение опыта учащихся, автоматизацию умений, формирование навыка применения полученных знаний и умений в новой ситуации.

Воспитатель придерживается того же уровня требований, что и учитель, к самостоятельности учащихся при выполнении хозяйственно-бытовых и других заданий, к выполнению приемов, соблюдению правил поведения, санитарно-гигиенических умении, т. е. он организует повседневную жизнь детей с учетом усвоенного ими, по мере необходимости повышая уровень требований к школьникам. В противном случае будет происходить не совершенствование хозяйственно-бытовых и других навыков учащихся, а их Разрушение, возникнет представление о необязательности соблюдения усваиваемых умений. Например, на занятиях в классе школьники приучаются правильно накрывать на стол, аккуратно есть, пользуясь столовыми приборами и салфеткой. Но если в школьной столовой об этих правилах забывают и дети и воспитатель, она никогда не будут усвоены учащимися.

Успеху работы способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя.

Для примера я предлагаю конспект интегрированного фронтального занятия совместно с учителем.

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Куликова ЛВ\27.02.15\IMG_5846.JPG

Конспект интегрированного фронтального занятия совместно сучителем-дефектологом.

Тема: «Праздничное чаепитие»

группа 1.1.18

Учитель-дефектолог — Ельцова И. А.

Воспитатель — Куликова Л. В.

Цель: обобщение элементарных математических представлений посредством предметно-бытовой деятельности.

Задачи:

Образовательные задачи:

 учить решать проблемную предметную ситуацию в процессе уравнивания чисел двумя способами (убавлением и прибавлением) и деления множеств поровну;

 закреплять вычислительные навыки с опорой на предметность;

 упражнять в ориентировке предметного пространства в процессе приготовления блинов и сервировки стола);

 отрабатывать алгоритм проведения «праздника» (приготовление праздничного блюда, сервировка стола);

 соотносить названное количество и объем продуктов с цифрой;

 подсчитывать объем и количество продуктов с помощью мерки;

Коррекционные задачи:

 развивать мелкую моторику (ловкость) в ходе выполнения практических действий с предметами;

 развивать зрительное внимание, зрительное соотнесение при выполнении заданий с предметными картинками и предметами;

 учить удерживать простую/сложную инструкцию;

 развивать внутреннее планирование при составлении рецепта приготовления блинов

обогащать активный словарь при использовании слов и выражений по теме занятия;

Воспитательные задачи:

 воспитывать интерес к математике через практические действия;

 воспитывать умение работать в коллективе, помогать друг другу;

 воспитывать аккуратность, вежливость, гостеприимство;

 соблюдать правила ТБ;

Используемые методы: рассказ, беседа, демонстрация, опора на «сильного» ученика, использование физической подсказки;

Ход занятия

I этап урока «Организационный момент иэмоциональный настрой на занятие»

1. Приветствие (2 минуты)

Воспитатель:

— Здравствуйте, девочки!

Дети:

— Здравствуйте!

Воспитатель:

—Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети:

Отвечают и сосредотачивают своё внимание.

Учитель:

— Девочки, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. А затем повернитесь и подарите свои улыбки гостям, и мы начнем занятие.

Дети:

Поворачиваются к гостям и дарят свои улыбки.

2. Представление педагогов исообщение темы (1 минута)

Воспитатель:

— Сегодня у нас необычное занятие. Будем проводить его мы вдвоем: учитель-дефектолог — Ирина Александровна и воспитатель— Лариса Владимировна. А приглашаем мы вас окунуться в мир «Вкусной математики. Ещё все вместе мы будем готовить блины, чай и угощать наших гостей и все вместе чаевничать.

II этап урока «Вводная беседа» (2 минуты)

Дидактические материалы и оборудование: картинки (слайды) с изображением праздника Масленицы, блинов.

Воспитатель:

— Подскажите, пожалуйста, что мы изучаем на занятиях по математике?

Дети:

Цифры, счет, геометрические фигуры, дни недели и т. д.

Учитель:

Почему её назвали вкусной?

Дети:

Что-то вкусное будем изучать.

Воспитатель:

Какой же праздник вы отмечали?

Дети:

Масленицу

Воспитатель:

Это весёлый праздник?

Дети:

Да

Учитель:

Что было на празднике?

Дети:

Блины

Воспитатель:

Масленица с ее блинами — это встреча солнца и весны, прощание с зимой.

Воспитатель:

Кто знает, как их готовить?

Дети:

Из теста, муки

III этап урока «Основная часть, практическая работа» (30 минут)

Дидактические материалы и оборудование: игровое упражнение

«Найди продукты для блинов», предлагаются картинки с разными продуктами на 1 столе. Берут одежду, приготовленную на стульчиках.

Учитель:

Посмотрите на картинки и выберите те, которые подходят, т. е. те продукты, из которых можно приготовить блины. — Поместите картинки на доску. Это будет наш рецепт.

Дети:

Помещают картинки на доску.

Воспитатель:

Прежде чем готовить, что надо надеть?

Дети:

Фартуки, колпачки

Воспитатель:

— Кто так одевается ещё?

Дети:

Повара

Воспитатель:

— А давайте мы с вами сейчас превратимся в настоящих поваров. А гости посмотрят, похожи мы на них или нет.

Дети:

Все надевают фартуки, колпачки на голову.

Учитель:

— Посмотрите на картинку и друг на друга, сравните себя и скажите, похожи вы на повара? (фартук, косынка, перчатки).

Дети:

Сравнивают одежду повара на картинке со своей и комментируют.

Воспитатель:

Что мы ещё не сделали перед приготовлением блинов?

Дети:

Не вымыли руки.

Воспитатель:

А чистота — залог здоровья. Возьмите влажные салфетки и протрите свои руки

Дети:

Протирают руки влажными салфетками.

Игровое упражнение

«Выбери нужную посуду» на 2столе кухни

Воспитатель:

В чем будем замешивать тесто?

Дети:

В посуде

Воспитатель:

Сравните вот эту посуду (воспитатель предлагает разную посуду: кастрюли, блюда, тарелки, ложки) и найдите ту, которая подходит для замешивания блинного теста?

Дети:

Называют предложенную посуду и делают свой выбор

Игровое упражнение:

«Найди названную цифру»

Воспитатель:

Унас есть рецепт и поэтому, мы должны строго соблюдать количество необходимых продуктов

Учитель:

Я буду называть число, а вы быстро должны найти нужную цифру

Дети:

Находят по очередности цифру и выставляют на наборном полотне к картинкам-продуктам.

Коррекционное упражнение «Рукавички — солнышко»

Учитель:

Вы помогали друг другу и правильно справились со всеми заданиями, даже солнышко обрадовалось и выглянуло из-за туч, посмотрите на него глазками

Дети:

Выполняют коррекционную гимнастику для глаз

Берут продукты с 3 стола на кухне

Воспитатель:

— Чтобы приготовить тесто для блинов, значит нужно 2 яйца (воспитатель указывает на рецепт):

— Разбиваем яйца в миску

— Подает Аня

— А разбивает яйца в миску Ирина

— Далее смотрим по рецепту, что нужно?

— Молоко или кефир? (Смотрят и находят картинку «молоко»)

— Сколько молока? (2 стакана, одна отмеряет, другие имитируют)

— Подает молоко Диана. Наливаем молоко в стакан. Отмеряем 1 ст. и ещё 1ст.

— Сколько всего? (2)

— Добавляем дальше, что? (обращает внимание на рецепт) (Соль) — Чтобы тесто было вкусное и чтобы его не пересолить, надо измерить, чем? (Ложкой)

— Измеряем, какой ложечкой, большой (столовой) или маленькой (чайной) (Маленькой ложкой)

— Сколько ложечек, посмотрите по рецепту? (Отмеряют с помощью условной метки половину чайной ложки)

— Подает Аня. Отмеряет Ира

— Что ещё нужно добавить по рецепту? (Сахарный песок)

— Сколько столовых ложек необходимо добавить, посмотрите по рецепту? (Две столовые ложки)

— Подает Диана. Отмеряет Ира. — Сколько соды? (Половину чайной ложки)

— Сколько растительного масла? (Две столовых ложки)

— Подает Аня. Отмеряет Ира (Одна отмеряет, остальные имитируют) — Размешиваем веничком (или блендером) до однородной массы — Посмотрите, у меня целый мешок муки. Целый мешок — это очень много, а сколько нужно взять муки по нашему рецепту? (2 стакана) — Подает муку Саша и отмеряет 2 стакана муки (Одна отмеряет, остальные имитируют своими движениями) — Вымешиваем тесто!

Звучит тихо мелодия, когда вымешиваем тесто

Народная песня «Ой, блины, блины»

Воспитатель: — Покажите, как размешиваем блины.

— Всё готово! Молодцы! Тесто готово!

— Что дальше? (Выпекаем)

Учитель:

Что для этого нужно? (Сковорода)

— Что нужно соблюдать, когда печем блины? (Называют правила)

Текущий инструктаж по технике безопасности: при работе с электроплитой

— Если есть сковорода,

Не страшны нам холода,

Потому что блин горячий –

Это лучшая еда!

Воспитатель:

Испечем блины

— А какой формы, бывают блины? Нарисуйте в воздухе блинчик! (Круглые)

Воспитатель: — Какого размера выпекают блины? (Маленькие и большие)

— Нарисуйте в воздухе большой и маленький блинчик! (воспитатель показывает, как тесто наливают на сковородку). (Остальные воспитанницы имитируют своими движениями по кругу в одну сторону, затем в другую. Наливают по очереди тесто на сковородку, выпекают)

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Куликова ЛВ\27.02.15\IMG_5882.JPG

Блины на Масленицу пекут каждый день: 1 день — блинища, 2 день — блины, 3 день — блинцы, 4 день — блинчики, 5 день — блинки, 6 день — блиночки, 7 день — царские блины (сообщает воспитатель).

Выпекают вместе несколько блинов.

Остальные заранее испеченные блины выставляются на стол.

Учитель:

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Игровое упражнение «Сервируем стол». Берут посуду с 3стола на кухне

Воспитатель:

— Ой, сколько у нас блинов! Чудное угощение. — Когда ждут гостей, что делают, прежде всего? (Накрывают на стол) Учитель: — И нам пора накрывать стол.

Сколько гостей у нас? (Выставляют на стол жетоны (2,4,2))

— Посчитайте!

— Сколько девочек? Посчитайте

— Кого забыли ещё посчитать? (Вас)

— Посчитайте! (Двое)

— Сколько всего нас, посчитайте все жетоны! (Восемь) — Сколько стульчиков нужно поставить к столу? (Восемь) — Что нужно обязательно расстелить на стол? (Скатерть) — Все вместе расстилаем скатерть на стол.

— Посмотрите и посчитайте, сколько чашек стоит на столе? (Семь) — А нас 8, сколько не хватает? (Одной)

— Правильно, молодцы!

— Сколько блюдцев на столе, посчитайте? (Семь) — Сколько не хватает? (Одного)

— Сколько чайных ложек мы должны разложить? (Восемь) — Положите справа от блюдца столько же чайных ложек. — С чем будем кушать блины?

— Поставит на стол креманку со сметаной — Аня, с вареньем — Саша, с мёдом — Диана.

— Какой напиток будем подавать к блинам? (Чай) — Разложите по 1 пакетику чая в каждую чашку, сколько надо пакетиков? (Восемь)

— Вот и чай готов

IV этап урока «Рефлексия» (5 минут)

Воспитатель: — Прежде, чем приглашать гостей к столу, давайте вспомним, что мы сегодня делали? (Составляли рецепт, замешивали тесто, пекли блины, накрывали на стол)

— Так теперь вы можете ответить на вопрос, чтобы получились вкусными блины, вам помогла математика? (Да)

— Чем помогла вам вкусная математика?

— Молодцы!

— Что у вас получилось? (Вкусные блины)

— Вам было интересно? (Да)

— Молодцы, вы хорошо выполнили все задания, а самое главное вкусные приготовили блины, правильно накрыли стол, а теперь

покажите, какие вы гостеприимные хозяева.

— Приглашайте гостей к столу.

— Вот и чай готов.

«Гости, будьте же здоровы,

Вот блины наши готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блин очки мои!

Звучит тихо мелодия народной песни.

Занятие заканчивается праздничным чаепитием.

Оборудование к занятию:

 одежда: фартуки(4), колпаки (6), два пиджака;

 влажные салфетки

 прихватки, перчатки одноразовые.

 пакетированный чай

 сковородка,

 растительное масло

 мука

 сода

 соль,

 сахар

 молоко

 сливочное масло

чайный сервиз: 8 чашек, 8 блюдец,8 чайных ложек; электрочайник, разная посуда для выбора: блюдо, мелкая тарелка, кастрюля, блюдце

посуда:1 столовая ложка,1 чайная ложка;1 стакан; большая плоская тарелка под блины

скатерть- 1

 картинки: повар, мука, соль, сахар, сода, яйца, молоко; растительное масло;

 другие картинки: мясо, сосиски, сыр, рыба, макароны, рис…и т. д.

 два солнышка — картинки, нашитые на прихватки

 медальки- лучший повар?

 оформление комнаты: цифры, геометрические фигуры, масленица, картинки празднования масленицы или картинки с блинами.

 магнитофон с записью народной песни «ой блины, блины!»

Основные термины (генерируются автоматически): блин, воспитатель, ребенок, стол, социально-бытовая ориентировка, Учитель, игровое упражнение, картинка, этап урока, растительное масло.


Похожие статьи

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Похожие статьи

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Задать вопрос