The paper discusses redevelopment as an instrument for tourism industry growth. For this purpose the major barriers and benefits of redevelopment are given, the classification is made. Then international case studies are considered regarding their impact on particular tourism infrastructure elements. Finally the conclusion about the redevelopment efficiency for the goals set is made.
Key words — Redevelopment, tourism industry, gentrification, industrial site, tourism development
На сегодняшний день в развитых странах мира наблюдаются тенденции перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Этому процессу свойственно увеличение в процентном соотношении занятости населения в сфере услуг и снижение — в сфере промышленности, уменьшение энергоемкости производства. Еще одной социальной тенденцией современного общества является джентрификация, что подразумевает под собой переселение представителей среднего класса в неблагополучные районы города с сопутствующим развитием инфраструктуры. Джентрификация предполагает облагораживание и удорожание стоимости недвижимости городских районов, что приводит к постепенному вытеснению промышленного производства за черты города. Другой причиной переноса или закрытия производства могут быть названы экологические инициативы, принятые на местном, государственном и межгосударственном уровне. Так, в Германии по итогам деятельности специально сформированной комиссии по безопасности реакторов было принято решение об отключении восьми немецких АЭС и сокращении срока службы оставшихся девяти [6]. Наконец, еще одним трендом в экономически развитых странах мира является перенос производства в развивающиеся страны, вследствие более дешевой рабочей силы и более выгодных условий покупки или аренды земли.
Таким образом, с одной стороны возникают выведенные из эксплуатации промышленные объекты, с другой стороны — существует потребность создания материальной базы для развития сферы услуг. В связи с экономической целесообразностью повторного использования утративших эффективность промышленных помещений с переориентацией их функциональности во всем мире приобретает популярность редевелопмент. В статье рассматривается возможность использования редевелопмента для развития индустрии туризма, приводятся практические примеры из мирового опыта.
Под редевлопментом понимается реконструкция неэффективно используемых промышленных и муниципальных зданий, промышленных территорий или целых городских районов с частичным или полным изменением их функциональности. В своей работе Голованов и Киселева рассматривают классификацию редевелопмента с точки зрения трудозатрат и глубины производимых изменений [2]. Авторы выделяют «полный», «частичный» и «поверхностный» редевелопмент. Похожая классификация предлагается Быстровым [1]. В данном случае автор классифицирует редевелопмент с точки зрения степени изменения первичной функциональности объекта, и также выделяет три направления редевелопмента: «с сохранением промышленных функций», с «частичной рефункционализацией», а также с «полной рефункционализацией» объекта. Исходя из предложенных авторами градаций с точки зрения решения потребностей сферы услуг, и сферы туризма в частности, наиболее интересны группы «полного редевелопмента» или «редевелопмента с полной рефункционализацией» объекта.
Однако «полный редевелопмент» экономически выгоден и целесообразен не во всех случаях. Несмотря на несомненные преимущества повторного использования объекта, существует ряд барьеров на пути к трансформации промышленных территорий. На основе изучения практических примеров Лоурес выделил основные барьеры и преимущества редевелопмента [7]. К барьерам относятся: восприятие преступности населением; недостаточная квалификация доступной рабочей силы; повышенная сложность работ; высокие издержки; ограниченный доступ на территорию; недостаточное понимание взаимосвязей редевелопмента; наличие местных и региональных политических лобби; проблемы с формой собственности объекта; неопределенность спроса; сложности в получении финансирования; неопределенность в вопросах юридической ответственности; потенциальная опасность вредного биологического, физического или химического воздействия; практическая неопределенность в вопросах восстановления и строительства; частично совпадающая юрисдикция; сложность расчета издержек; долгие сроки очистки территории и проведения работ; устаревание городской инфраструктуры. К преимуществам редевелопмента автор относит: повышение чувства принадлежности к сообществу среди населения; усиление связи человека с окружающей средой; создание рабочих мест; сокращение негативных настроений в обществе; поддержка развития рекреации; замедление разрастания городов; создание доступного жилья; защита и привлечение внимания к промышленному наследию; повторное использование существующей инфраструктуры; уменьшение стоимости инфраструктуры; увеличение стоимости недвижимости; привлечение внутригородских инвестиций; снижение использования незатронутых природных зон; стимулирование экономической активности; снижение загрязнения воздуха и воды; увеличение налоговых поступлений; повышение стоимости культурных активов; повышение покупательной способности; предотвращение распространения загрязнения; защита дикой природы; улучшение городской эстетичности; создание озелененной местности. В дополнение к названным преимуществам следует отметить возможность развития туристической инфраструктуры, а, следовательно, повышение туристической привлекательности города.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ одним из основных «направлений и механизмов решения задач развития туризма в РФ» является «развитие туристской инфраструктуры и формирование доступной и комфортной туристской среды» [4]. В трактовке ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристская индустрия — это «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» [3]. На рисунке 1 приведена схематическая интерпретация структуры индустрии туризма. Мировой опыт показывает, что редевелопмент может быть эффективным инструментом для развития индустрии туризма. Так, серым цветом на рисунке выделены элементы структуры индустрии туризма, на развитие которых возможно оказать непосредственное влияние при помощи редевелопмента.
Рис. 1. Структура индустрии туризма
Стоит отметить, что в большинстве случаев каждый отдельный объект инфраструктуры может выполнять функцию нескольких элементов индустрии туризма. Так, например, гостиница может быть и средством размещения, и объектом общественного питания. Тем не менее, во всех случаях функции объекта можно разделить на основную и дополнительные. В приведенном примере гостиница — это, прежде всего, средство размещения. По аналогичной логике далее будут рассмотрены примеры из мировой практики редевелопмента — как эффективного средства развития индустрии туризма. В статье рассматривается восемь бывших промышленных или заброшенных жилых зон, на сегодняшний день выполняющих хотя бы одну функцию объектов индустрии туризма. Выбор примеров был осуществлен, исходя из условия соответствия их функций функциям объектов индустрии туризма, мировой узнаваемости и значимости.
Мировой опыт редевелопмента последних десятилетий включает в себя огромное количество разнообразных проектов. Только лишь Лоурес в своем труде рассматривает 346 случаев территориальной трансформации [7].
В качестве практического примера создания средств размещения может быть упомянут редевелопмент сталеплавильного завода в городе Гамбург, Германия. В результате перестройки в бывшем здании завода был открыт 4-звездочный отель «Ист». Другим похожим примером является редевелопмент завода по изготовлению джема, располагавшегося в порту города Хобарт на острове Тасмания. После реконструкции здания был открыт арт-отель «Генри Джонс», увековечивающий своим названием память создателя завода. В здании отеля располагается выставка современного искусства Тасмании, проводятся туры с сопровождением гидов, посвященные истории завода. Еще один образец создания средств размещения — это редевелопмент промышленной зоны в районе Баркинг, Лондон, Великобритания. На месте промышленной зоны и пролетарских жилых домов к 2010 году построили большой и яркий жилой комплекс с реконструкцией старых зданий, а также возведением новых. Жилой комплекс включает в себя жилые дома, в том числе построенные на месте фабрики по производству и розливу лимонада, коммерческие пространства под офисы, магазины и рестораны, 4-этажную гостиницу на месте бывшего предприятия по производству фортепиано, дендрарий, который, поражая разнообразием своей флоры, стал новым центром притяжения района. Комплекс также включает в себя образовательный центр, в состав которого вошли: лекторий, классы, выставочные пространства, конференц-залы и прочие неотъемлемые элементы образовательного процесса. Здания мэрии и библиотеки, подверглись реконструкции, но сохранили и свой привычный облик, и функциональное назначение.
Примеры создания объектов познавательного характера включают Арт-зону «798 Артс Дистрикт» в Пекине, Китай, и галерею современного искусства «Тейт-Модерн» в Лондоне, Великобритания. Арт-зона «798 Артс Дистрикт» располагается на территории заброшенного завода по производству электроники. Облагораживание территории бывшего завода, находящегося в государственной собственности, тесно связано с процессом джентрификации, так как трансформацией пространств занимались частные арендаторы, в число которых входили художники и культурные организации. На данный момент в арт-зоне находятся художественные галереи, арт-центры, студии художников, дизайнерские компании, бары и рестораны, проводятся выставки современного китайского и зарубежного искусства. Также в качестве примера было названо преобразование электростанции в галерею современного искусства «Тейт Модерн». Сегодня в здании музея находится коллекция мирового современного искусства. «Тейт Модерн» входит в десятку наиболее посещаемых музеев мира.
Практическим примером создания объектов общественного питания представляется квартал баров «Руинпабс», расположенный на месте заброшенной жилой зоны в Будапеште, Венгрия. В начале 2000-х в Еврейском квартале Будапешта большинство зданий находились в аварийном состоянии. Несколько инициативных предпринимателей арендовали одно из полуразрушенных помещений, и открыли первый руинпаб «Симпла». После того, как место стало популярным, рядом открыли кафе, в меню которого входят фермерские продукты. На данный момент на территории района насчитывается около 30 руинпабов, один из которых располагается на крыше старого советского универмага «Корвин». Следует отметить, что вследствие успешности руинпабов, многие рестораторы принялись имитировать атмосферу «беспорядка» в своих заведениях.
Одним из наиболее ярких практических примеров создания объектов и средств развлечения может быть назван «Проект Эдем». Суть проекта заключается в рекультивации территории бывшего глиняного карьера с целью создания ботанического сада в графстве Корнуолл, Великобритания. Комплекс ботанического сада состоит из двух оранжерей, в которых собраны растения со всего мира. Каждая оранжерея представляет собой несколько соединенных геодезических куполов. С 2002 года на территории ботанического сада проводится летний музыкальный фестиваль «EdenSessions». Прежде всего, «Проект Эдем» интересен как пример создания туристической инфраструктуры и привлечения потока туристов в место, прежде не располагавшее предпосылками к этому. Наконец, еще одним образцом редевелопмента, направленного на создание объектов и средств развлечения, является преобразование острова промышленного кораблестроения в туристическую достопримечательность «Остров Какаду», внесенную в 2010 году в список Всемирного Наследия Юнеско. После редевелопмента на острове проводятся выставки, посвященные кораблестроению, располагается отель, кинозал, школа фотографии для школьников и студентов, мастерская реставрации кораблей, а также предоставляются услуги аренды лодок.
Как отмечалось ранее, каждый из проектов может сочетать в себе несколько функций объектов инфраструктуры туризма. Поэтому помимо основных структурных функций, в соответствии с которыми отождествляются проекты, они могут нести и дополнительные. В таблице 1 указывается полный набор выполняемых функций элементов инфраструктуры туризма для объектов, прошедших редевелопмент. Обозначение «+» в ячейке означает, что проект выполняет функцию рассматриваемого объекта индустрии туризма; обозначение «-» ставится в противном случае. Серым цветом выделяется ячейка, соответствующая основной функции проекта. Следует отметить, что при составлении списка выставки учитывались как «объект познавательного характера», а не «объект развлечения».
Таблица 1
Объекты индустрии туризма на месте промышленных изаброшенных жилых зон
Таким образом, приведенные выше примеры показывают, что редевелопмент — эффективное средство для развития индустрии туризма, которое может использоваться для непосредственного влияния на большинство элементов инфраструктуры. Более того, редевелопмент может оказывать косвенное влияние также и на развитие транспорта и туристических организаций, что может быть проиллюстрировано на примере «Острова Какаду». После его редевелопмента туристические организации начали предлагать услуги транспортировки на остров и услуги гидов. Применение редевелопмента для развития инфраструктуры туризма также включает в себя ряд других преимуществ: использование бывших промышленных объектов позволяет увековечить историю региона, параллельно содействовать решению экологических проблем и оптимизировать вкладываемые в инфраструктуру ресурсы.
Литература:
- Быстров П. Н. Функциональный аспект редевелопмента промышленных территорий [Электронный ресурс] / П. Н. Быстров // Известия КазГАСУ, 2008. — № 1 (9). — Режим доступа: http://izvestija.kgasu.ru/files/1_2008/Bistrov_22_24.pdf (дата обращения 10.02.2016)
- Голованов Е. Б., Киселева В. А. Развитие редевелопмента как направления по преобразованию городских территорий / Е. Б. Голованов, В. А. Киселева // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета, 2013. — № 3 (7) — с. 12–16.
- Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ] — Режим доступа: http://base.garant.ru/136248/1/ (дата обращения 12.02.2016)
- Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: [Распоряжение Правительства РФ от 31.05:2014 г. № 941-р.] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164146/ (дата обращения 12.02.2016)
- Покровский Н. Е. Туризм: от социальной теории к практике управления: учебник / Н. Е. Покровский, Т. И. Черняева — М.: Университетская книга; Логос, 2008. — 424 с.
- Современная Германия. Экономика и политика: [монография] / Под общ. Ред. В. Б. Белова; Федеральное гос. бюдж. учреждение науки Ин-т Европы Российской акад. Наук.- М.: Издательство «Весь Мир», ИЕ РАН, 2015. -720 с.
- Loures L. Post-industrial landscapes as drivers for urban redevelopment: Public versus expert perspectives towards the benefits and barriers of the reuse of post-industrial sites in urban areas / L. Loures // Habitat International — 2015. Vol. 2 № 45. — P. 72–81.