Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами.
Для обороны страны с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы, и устанавливается Воинская обязанность граждан.
Военная служба считается особым вид государственной службы граждан Республики Казахстан, связанным с выполнением ими своего долга перед государством и народом в Вооруженных Силах [1].
Решая крупномасштабные сложные задачи по радикальному преобразованию нашего общества, руководство Казахстана придает особое значение формированию человека нового времени, его идейно-нравственному росту. Выступая на республиканском совещании по вопросам идеологической работы, Президент Республики Казахстан отметил, что экономические реформы не будут реализованы без определенной идейной платформы, способной обеспечить их массовую поддержку населением.
Продолжая свою мысль в работе «Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана», глава государства еще раз подчеркнул: «Реализация намеченных рубежей требует мощной политической, интеллектуальной, духовной поддержки. Нам необходимо обеспечить не только экономический, организационный, кадровый прорыв на этих направлениях, но и создать атмосферу, консолидирующую общество» [2].
Одним из важнейших направлений в работе по консолидации общества должно стать воспитание казахстанского патриотизма. Подлинный патриотизм предполагает четкое политическое самоопределение личности. А начинать надо с воспитания почтительного отношения к флагу, гербу, гимну страны, законопослушности. Надо, чтобы каждый человек с детских лет усвоил простую мысль: «Казахстан — мое Отечество, и я в ответе за него, как и оно за меня» [3].
Особое место в воспитании полноценной боевой и нравственной закалки у защитников Отечества, в привитии им чувства высокой ответственности за исторические судьбы страны, за безопасность молодого суверенного государства занимает военная служба.
Сегодня призывные комиссии не испытывают недостатка в желающих отдать свой воинский долг Родине. И очень печально, что основной причиной является ряд изменений и дополнений введенных в Закон «О государственной службе», который повлек за собой большие перемены, в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Согласно им, занимать вакантные места в органах власти, работать в охранных и правоохранительных структурах могут только лица, прошедшие службу в Вооруженных силахРеспублики Казахстан [4].
Однако есть и те молодые люди, которые не хотят служить в рядах Вооруженных Сил Республики Казахстан, объясняя это царящим в армии беспорядком.
Действительно, существует ряд проблем в Вооруженных Силах Республики Казахстан, начиная с коррупции и заканчивая неуставными отношениями. Прежде чем требовать от людей добросовестного выполнения своих обязанностей, надо обеспечить их всем необходимым для жизни и службы, оградить от произвола и беззакония.
Самой большой проблемой на сегодняшний день является проблема суицида, у военнослужащего формируется социально-психологическая дезадаптация, которая характеризуется интенсивными отрицательными эмоциями, беспокойством и тревогой, депрессивными состояниями вплоть до дезорганизации личности.
Все это является следствием серьезных проблем в политическом, социальном, нравственно-психологическом, и духовном развитии общества, ухудшает условия прохождения военной службы, подбор и выдвижение кадров на вышестоящие должности, уровень боевой и оперативной подготовки, приводит к дедовщине, подрывает престиж армии и военной профессии.
Значительный рост числа самоубийств в Республике Казахстан указывает на значительность принципиального углубления суицидологических исследований и в то же время отмечает недостаточность их теоретического уровня и их влияния на ситуацию. Самоубийство остаётся одним из неустранимых симптомов социальной неустойчивости индивида и несовершенства самого общества.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), сегодня Казахстан занимает третье место в мире по количеству суицидов. Официальная статистика по количеству суицидов в Казахстане не оглашается. Однако приводимые независимыми экспертами цифры свидетельствуют о том, что проблема самоубийств уже принимает угрожающие масштабы, стабильно закрепляя за Казахстаном одно из «лидирующих» позиций в мире по количеству суицидов [5].
Особую обеспокоенность вызывает также наличие такого негативного социального явления в воинских частях и подразделениях Вооруженных сил Республики Казахстан. По словам президента Казахстанской ассоциации психоаналитиков Анны Кудияровой, именно военные более склонны к суициду.
Анализ причин и обстоятельств суицидальных происшествий свидетельствует, что большинство из них могли быть предотвращены при условии более качественного изучения личного состава, чуткого и внимательного отношения командиров и других должностных лиц к проблемам военнослужащих.
Главной причиной этих преступлений является то, что по-прежнему командиры, офицеры-воспитатели, другие должностные лица не знают и не изучают реальную обстановку в воинских коллективах, продолжают недооценивать морально-психологический вред и опасность этих правонарушений, свыклись с ними, не разбираются в причинах и условиях неуставных взаимоотношений, расследованием происшествий занимаются поверхностно, необходимых выводов из них не делают.
Вышесказанное указывает на то, что самоубийства в армии обусловлены не только неуставными взаимоотношениями, их причины носят более системный характер, связанный с социально-экономическими и морально-психологическими факторами.
Однозначно, что данная проблема берет свое начало не в армии. Источник надо искать в первую очередь в социально-экономической сфере жизни нашего общества. Армию как часть общества проблема суицида не может не затрагивать.
В настоящее время, когда старая система воспитания разрушена, отброшена напрочь, ничего нового взамен, по существу, не предложено,в стране идет деградация личности, причем повсеместно. И такой контингент поступает в армию. Военные училища, академия, где готовились кадры профессиональных воспитателей, закрыты, упразднены, переориентированы Ныне военный университет, заменивший бывшую военно-политическую академию, выпускает в год не более пяти десятков военных психологов. Но в войска их попадает мало, большинство «оседает» в высоких штабах и управлениях, вдали от солдат и строевых командиров.
На первый взгляд эти организационно-штатные мероприятия к проблеме суицида не имеют никакого отношения. Но, и солдат, и офицер оказались собратьями по несчастью в условиях нынешнего бедственного состояния армии: первый порой не находит защиты от казарменного произвола, остается один на один со своими переживаниями и стрессами, второй лишен социальной защиты, помощи со стороны государства, а зачастую и элементарных средств к существованию. Ведь офицер, в гарнизоне, особенно отдаленном, единственный кормилец семьи, со своей зарплатой и огромной ответственностью за безопасность Отечества. Не говоря уже об отсутствии у многих постоянного жилья, хронические задержки с выплатой денежного довольствия, невозможность соблюдать нормированный режим труда и отдыха из-за высоких нагрузок и низкой обеспеченности частей личным составом, бесконечные переезды.
По словам военных медиков, психологов, социологов основным мотивом совершения самоубийств в ВС РК являются конфликты на почве служебных и личных отношений. Иначе говоря, это проблема психологическая, помноженная при этом на социальное неблагополучие общества [6].
Причин для суицида армейская жизнь подбрасывают много, но нельзя сказать, что должностные лица разного уровня в армии относятся ко всему этому равнодушно. Достаточно указать на отсев призывными комиссиями лиц с психической неустойчивостью, активное выявление их в течение первых месяцев службы, особый контроль за военнослужащими, несущими караульную службу, вахту на кораблях, выполняющими другие задачи с оружием в руках.
Данную общественно значимую проблему необходимо решать всеми доступными способам. Прежде всего, диагностические пути, позволяющие, выявить «группу риска возникновения суицидального поведения». Особенно важна такая работа в отношении молодых людей, подростков. Хайкина М. В. пишет: «Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методов, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь» [7].
Все процессы, происходящие в армии, являются отражением процессов, происходящих в обществе. Армия как бы завершает гражданское становление юношей, закаляет молодой, порой еще не сформировавшийся характер, учит коллективизму, дисциплине, порядку. Являясь составной частью государственной системы воспитания трудящихся, Вооруженные силы по праву считаются жизненной школой, особенно для молодежи республики. Коллективный дух военной службы, ее общественный уклад, комплексный характер процесса воспитания являются той средой, в которой происходят политическая закалка воинов, их мужание, приобретаются высокие морально-нравственные качества, оттачивается воинское мастерство, формируется чувство патриотизма и интернационализма.
В обычном демократическом обществе армия не должна быть своего рода «государством в государстве», она должна не только отчитываться за немалые средства на содержание, но и быть «прозрачной» в организации жизни и быта солдат.
Литература:
- Медицинский портал. ГорМедСправка [электронный ресурс] http://www.gormedspravka.com/
- Информационный портал zakon.kz [электронный ресурс] http://www.zakon.kz/146908-kazakhstan-zanimaet-trete-mesto-v-mire.html
- Назарбаев Н. А. Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана, Алматы: ФПИ «Казахстан XXI в». — 32 с.
- Закон Республики Казахстан о государственной службе Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V
- Центр Азия [электронный ресурс] http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1216719900
- Министерство обороны Республики Казахстан [электронный ресурс] Источник: http://mod.gov.kz/ru/index.php?id=925
- Хайкина М. В. Диагностика суицидального поведения подростков. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / под ред. С. А. Беличевой. — М., 1994, с.110 Кони А. Ф. Самоубийство в законе и жизни. М.,1923.