В данной статье отражены показатели оборота малых предприятий СКФО и инвестиций в их основной капитал за 2014 год, а также их соотношения с аналогичными данными 2013 года.
Ключевые слова: оборот, инвестиции, малые предприятия.
Малые предприятия играют ключевую роль в развитии экономики любого региона. Они дают свыше 50 % рабочих мест для населения. К тому же, малые предприятия являются основой для развития среднего и крупного бизнеса [5, с. 86].
В условиях формирования и развития рыночной экономики значение деятельности малого бизнеса возрастает, так как именно эти субъекты хозяйства способствуют увеличению доходов населения и росту занятости посредством создания дополнительных рабочих мест. К тому же, малые предприятия являются первыми ступенями на пути к развитию средне- и крупномасштабных организаций, обеспечивающих инновационное и прогрессивное развитие государства, завоевание им вершин мирового рынка. Но это возможно только при поддержке формирования и расширения деятельности малого бизнеса, роста числа предприятий данного уровня [1, с.25].
Главным показателем эффективности функционирования малых предприятий является их оборот. Оборот отражает выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по соответствующим ценам. Высокое значение данного показателя свидетельствует об успешной деятельности малых предприятий, а низкое значение — о незначительном спросе на продукцию, вызывающем трудности ее реализации. Объем оборота малых предприятий (без микропредприятий) Российской Федерации в разрезе федеральных округов отражен в табл. 1.
Как видно из табл. 1 общий оборот малых предприятий (без микропредприятий) в Российской Федерации за 2014 год составил 16692,9 млн. руб., превысив на 6,5 % аналогичный показатель предыдущего года [4, с.77].
Если говорить о ситуации, сложившейся в федеральных округах, то необходимо отметить, что во всех из них, кроме одного, показатели оборота малых предприятий возросли по сравнению с 2013 годом. Сокращение оборота малых предприятий на 2,1 % наблюдается только в Уральском федеральном округе.
Таблица 1
Объемы оборота малых предприятий (без микропредприятий) по федеральным округам Российской Федерации в 2014 году [6]
Федеральные округа |
Объем оборота МП в 2014г. |
||
млн. руб. |
на душу населения, руб. |
в% к 2013г. |
|
РФ |
16692,9 |
116,2 |
106,5 |
Центральный ФО |
6519,6 |
167,7 |
109,5 |
Северо-Западный ФО |
1951,0 |
141,4 |
106,0 |
Южный ФО |
1241,8 |
88,9 |
105,6 |
Северо-Кавказский ФО |
363,8 |
37,9 |
108,1 |
Приволжский ФО |
3016,5 |
101,4 |
105,5 |
Уральский ФО |
1384,2 |
113,1 |
97,9 |
Сибирский ФО |
1558,1 |
80,8 |
104,8 |
Дальневосточный ФО |
657,9 |
105,7 |
107,4 |
Можно заметить, что наибольший показатель зафиксирован в Центральном федеральном округе, а наименьший — в Северо-Кавказском федеральном округе.
Говоря о показателе объема оборота малых предприятий на душу населения, необходимо отметить, что наибольшая величина данного показателя зафиксирована в Центральном федеральном округе (167,7 руб.), а наименьшая — в Северо-Кавказском федеральном округе (37,9 руб.).
Объем оборота малых предприятий (без микропредприятий) в разрезе субъектов Северо-Кавказского федерального округав 2014 году представлен в табл. 2.
Таблица 2
Объемы оборота малых предприятий (без микропредприятий) по субъектам СКФО в 2014 году [6]
Субъекты СКФО |
Объем оборота МП в 2014г. |
||
млн. руб. |
на душу населения, руб. |
в% к 2013г. |
|
Северо-Кавказский ФО |
363,8 |
37,9 |
108,1 |
Республика Дагестан |
55,4 |
18,7 |
104,9 |
Республика Ингушетия |
9,0 |
19,9 |
105,9 |
Кабардино-Балкарская Республика |
23,7 |
27,6 |
124,7 |
Карачаево-Черкесская Республика |
14,8 |
31,5 |
101,4 |
Республика Северная Осетия — Алания |
17,6 |
25,0 |
85,4 |
Чеченская Республика |
4,1 |
3,0 |
170,8 |
Ставропольский край |
239,2 |
85,6 |
109,4 |
Среди субъектов СКФО наибольшая величина рассматриваемого показателя зафиксирована в Ставропольском крае (239,2 млн. руб.), а наименьший — в Чеченской Республике (4,1 млн. руб.) [5, с.121].
Анализируя динамику оборота малых предприятий в СКФО, можно прийти к выводу, что во всех субъектах данного округа, кроме Республики Северная Осетия — Алания, наблюдается рост данного показателя в 2014 году в сравнении с 2013 годом.
В табл.3 отражена группировка субъектов СКФО в соответствии с динамикой объема оборота малых предприятий в 2014 году относительно 2013 года.
Таблица 3
Распределение субъектов СКФО по группам сразличной динамикой оборота малых предприятий в 2014 году относительно 2013 года
Изменение объемов оборота |
Количество регионов |
Наименование регионов |
Показатель прироста |
Очень сильное сокращение (свыше 50 %) |
- |
- |
- |
Сильное сокращение (30–50 %) |
- |
- |
- |
Среднее сокращение (10–30 %) |
1 |
Республика Северная Осетия — Алания |
-14,6 % |
Небольшое сокращение (до 10 %) |
- |
- |
- |
Небольшое увеличение (до 10 %) |
4 |
Республики Дагестан, Ингушетия; Карачаево-Черкесская Республика; Ставропольский край |
+4,9 %; +5,9 %; +1,4 % 9,4 % |
Среднее увеличение (10–30 %) |
1 |
Кабардино-Балкарская Республика |
+24,7 % |
Сильное увеличение (30–50 %) |
- |
- |
- |
Очень сильное увеличение (свыше 50 %) |
1 |
Чеченская Республика |
+70,8 % |
Опираясь на данные табл.3, можно прийти к выводу, что практически во всех субъектах СКФО в 2014 году отмечается положительная динамика оборота малых предприятий, что свидетельствует о расширении их деятельности и, соответственно, о повышении их эффективности, благоприятном для развития экономики округа.
Для развития любого предприятия, в том числе и малого, необходим приток инвестиций, направляемых на приобретение и модернизацию основного капитала. Грамотное и обоснованное использование инвестиций — залог успешного функционирования и прогрессивного развития малых предприятий. При этом инвестирование может осуществляться как за счет средств физических и юридических лиц и заемных средств, так и посредством государственной помощи малому бизнесу [5, с.74].
В табл. 4 представлены сведения, отражающие величину инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в федеральных округах РФ в 2014 году.
Таблица 4
Инвестиции восновной капитал на малых предприятиях (без микропредприятий) по федеральным округам Российской Федерации в 2014 году [5]
Федеральные округа |
Объем инвестиций восновной капитал на МП в 2014г. |
|||
млн. руб. |
на душу населения, руб. |
в% к 2013г. |
||
РФ |
427702,0 |
2977,0 |
110,0 |
|
Центральный ФО |
126954,4 |
3270,3 |
120,5 |
|
Северо-Западный ФО |
16809,5 |
1218,0 |
94,7 |
|
Южный ФО |
46166,8 |
3306,1 |
86,2 |
|
Северо-Кавказский ФО |
23360,3 |
2435,9 |
157,9 |
|
Приволжский ФО |
128032,8 |
4305,2 |
110,5 |
|
Уральский ФО |
19596,2 |
1601,8 |
103,3 |
|
Сибирский ФО |
53910,4 |
2794,4 |
101,0 |
|
Дальневосточный ФО |
12871,6 |
2067,1 |
136,9 |
|
Как видно из табл. 4, объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2014 году в целом по Российской Федерации составил 427702,0 млн. рублей, что на 10,0 % выше аналогичного показателя предшествующего года.
Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях наблюдается в большинстве федеральных округов. В наибольшей степени проявилось в Северо-Кавказском федеральном округе (+57,9 %), а в наименьшей — в Сибирском федеральном округе (+1,0).
Сокращение объема инвестиций в основной капитал на малых отмечено в Северо-Западном федеральном округе (-5,3 %) и в Южном федеральном округе (-13,8 %).
Можно заметить, что наибольшая величина данного показателя зафиксирована в Приволжском федеральном округе, а наименьшая — в Дальневосточном федеральном округе. Наибольший показатель на душу населения отмечен в Приволжском федеральном округе (4305,2 руб.), а наименьший — в Северо-Западном федеральном округе (1218,0 руб.).
Величина инвестиций в основной капитал на малых предприятиях по субъектам СКФО в 2014 году отражена в табл. 5.
Таблица 5
Инвестиции восновной капитал на малых предприятиях (без микропредприятий) по субъектам СКФО в 2014 году [6]
Федеральные округа |
Объем инвестиций восновной капитал на МП в 2014г. |
||
млн. руб. |
на душу населения, руб. |
в% к 2013г. |
|
СКФО |
23360,3 |
2435,9 |
157,9 |
Республика Дагестан |
5184,7 |
1749,2 |
108,8 |
Республика Ингушетия |
939,6 |
2074,2 |
32,5 |
Кабардино-Балкарская Республика |
452,4 |
526,7 |
352,1 |
Карачаево-Черкесская Республика |
243,3 |
517,7 |
20,3 |
Республика Северная Осетия — Алания |
469,0 |
666,2 |
183,3 |
Чеченская Республика |
9560,0 |
7102,5 |
868,6 |
Ставропольский край |
6511,4 |
2330,5 |
144,9 |
Среди субъектов СКФО наибольшая величина инвестиций в основной капитал малых предприятий зафиксирована в Чеченской Республике (9560,0 млн. руб.), а наименьшая — в Карачаево-Черкесской Республике (243,3 млн. руб.) [3, с.26].
Рассматривая динамику инвестиций в основной капитал на малых предприятиях по субъектам СКФО, необходимо отметить их значительное снижение в двух субъектах — в Карачаево-Черкесской Республике (79,7 %) и Республике Ингушетия (67,5 %). В остальных же пяти субъектах федерального округа зафиксирован рост данного показателя. Следует отметить значительный прирост объёма инвестиций в Чеченской Республике (+768,6 %), Кабардино-Балкарской Республике (+252,1).
В таблице 6 представлено распределение субъектов СКФО по группам с различной динамикой инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2014 году относительно 2013 года.
Таблица 6
Распределение субъектов СКФО по группам сразличной динамикой инвестиций восновной капитал на малых предприятиях в 2014 году относительно 2013 года
Изменение объемов инвестиций |
Количество регионов |
Наименование регионов |
Показатель прироста |
Сильное сокращение (50–100 %) |
2 |
Республика Ингушетия; Карачаево-Черкесская Республика |
-67,5 %; -79,7 % |
Среднее сокращение (30–50 %) |
- |
- |
- |
Небольшое сокращение (до 30 %) |
- |
- |
- |
Небольшое увеличение (до 30 %) |
1 |
Республика Дагестан |
+8,8 % |
Среднее увеличение (30–50 %) |
1 |
Ставропольский край |
+44,9 % |
Сильное увеличение (50–100 %) |
1 |
Республика Северная Осетия — Алания |
+83,3 % |
Очень сильное увеличение (свыше 100 %) |
2 |
Кабардино-Балкарская Республика; Чеченская Республика |
+252,1 %; +768,6 % |
Динамика инвестиций в основной капитал на малых предприятиях СКФО в 2014 году относительно 2013 годом позволяет отметить, что приток средств, направляемых на развитие и расширение данных предприятий, возрос, что открывает больше возможностей для маневрирования направлений их деятельности и выхода на новые рынки.
Анализ оборота малых предприятий и инвестиций в их основной капитал в субъектах СКФО показал, что наиболее эффективно функционируют малые предприятия Ставропольского края, а наименьшие показатели оборота в 2014 году отмечены в Чеченской Республике, где, однако, ситуация улучшается (70,8 % прироста оборота в сравнении с 2013 годом). Ситуация ухудшилась только в Республике Северная Осетия — Алания (сокращение оборота -14,6 %).
Инвестиции в основной капитал малых предприятий, осуществляемые в большей степени за счет привлеченных средств, должны быть грамотно использованы для развития малых предприятий СКФО, чтобы повысить показатели оборота их продукции.
Государство должно содействовать развитию малых предприятий, осуществляя следующие действия:
− производить финансирование малых предприятий, функционирующих в стратегически важных отраслях;
− снижать налоговые ставки, применительно к малым предприятиям;
− предоставлять льготные кредиты на формирование и развитие малых предприятий;
− развивать информационную среду для передачи важных сведений индивидуальным предпринимателям, начинающим свое дело;
− содействовать выходу на рынок новых малых предприятий [4, с.75].
В субъектах СКФО функционируют фонды финансирования предприятий малого и среднего бизнеса, через которые осуществляется инвестирование средств в развитие хозяйствующих субъектов. Однако важна не только финансовая помощь, но и развитие информационной среды, научно-технической базы, совершенствование финансового законодательства РФ и правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, разработка эффективной системы кредитования малых предприятий. Комплексная реализация этих мер на федеральном и региональном уровне позволит повысить результаты деятельности функционирующих субъектов малого бизнеса, а также послужит инструментом стимулирования создания новых предприятий и их прогрессивного развития, что является залогом успешности экономики всего федерального округа [2, с.312].
Только экономически обоснованная и продуманная политика государства в сочетании с грамотной политикой малых предприятий позволит улучшить показатели предприятий этого уровня, переведя их на высшую ступень развития.
Литература:
- Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития // — М.: Финансы и статистика, 2014. — 193 с.
- Беляева С. В. Методы оценки уровня развития малого предпринимательства в разрезе федеральных округов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика». — СПб.: ИзПК СПбГИЭУ, 2007. — № 2 (15). — 403 с. — С. 312–315.
- Беляева С. В. Оценка развития малого бизнеса в Южном федеральном округе // Предпринимательство. — М.: НП ИБК, 2008. — № 3. 194 с. ISSN 0869–7051, — С. 26–30.
- Беляева С. В. Кластерный подход к оценке инвестиционного развития региона на примере Ставропольского края // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. — 249 с. — С. 75- 80.
- Беляева С. В. Малое предпринимательство в регионах Российской Федерации: оценка, анализ, тенденции, перспективы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ставропольский государственный аграрный университет. Ставрополь, 2008.
- Социально-экономическое положение федеральных округов // Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2014. — 2432 с. — URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_20/Main.htm (дата обращения: 15.12.2015)