Развитие элементарных математических представлений — исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике. Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Работая с дошкольниками уже не первый год, мы сочли возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста — с 4–5 лет.
Свой выбор сделали по нескольким причинам:
1. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) и что развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
2. Группа детей, с которыми работаем, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых.
Цель работы — создание условий для формирования логического мышления игровыми математическими средствами.
Основными задачами нашей работы являются:
- Формировать приемы логических операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умение обдумывать и планировать свои действия.
- Развивать у детей вариативное мышление, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Сущность работы заключается в подборе и систематизации, а также апробации материала по математическому развитию дошкольников, подборе развивающих заданий и занимательного материала для формирования основ логики.
Ожидаемые результаты: Так как логическое мышление в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно благодаря созданию предметно-пространственной среды и использование различных видов деятельности при решении логических задач, через организацию разнообразных форм работы: НОД, совместной деятельности в режимных моментах. Использование игровых приемов в соответствии с тематическим планированием у детей естественным образом формируется логическое мышление, независимо от уровня его развития. Конечно же, созданию условий уделяется первостепенное значение. Какой же современный материал может помочь нам в развитии математических способностей? В нашей группе мы используем игровой набор «Дары Фребеля», «Счетные шарики», «Математические весы», «Математическая яблонька» и т. п.
Организация работы сдошкольниками. Вся работа опирается на развивающую среду, которая содержит дидактические игры и развивающие игры — игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Мы используем их в различных видах работы: НОД, математических развлечениях (играх на плоскостное моделирование, Танграм и др., задачах-шутках, занимательных задачках), играх и упражнениях с родителями.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Потому все занятия по математике стараемся проводить, объединив все части занятия одной игровой целью, сюжетом. Например, изучая тему недели «Едем, плывем, летим» в один из дней мы с детьми путешествовали по Самарской области. Мы предложили детям построить любое транспортное средство (корабль, машину, велосипед и т. п.). Какой материал можно использовать? Кубики из игрового набора «Дары Фребеля» (5в, 6, 4, 5р,); кольца и полукольца (набор J1); палочки разного цвета и длины (набор№ 8); геометрические фигуры (набор № 7). Чем можно заменить билеты на транспортное средство? (Счетные шарики). Взаимодействуя с ними, дети самостоятельно распределили места в транспорте и порядок посадки. Чтобы приготовить обед для пассажиров, можно взять «Математические весы», материал из уголка экспериментирования — крупу, ложечки разного размера, ситечко и др. Работая с таким разнообразным материалом, дети приходят к выводу, что измерить можно и воду, и песок и ленточку, но только с помощью подходящей мерки — стаканчика, палочки и др.
Мы используем следующие игровые приемы:
Введение в игровую ситуацию;
Актуализация и затруднение в игровой ситуации;
Открытие детьми нового знания;
Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение;
Итог.
В своей работе мы активно привлекаем родителей в жизнь ДОУ, используем такие виды работы: мастер-классы, совместную деятельность, развлечения и др. Так, на мастер-классе «Знакомство с математикой», мы поделились опытом работы с детьми и продемонстрировали возможности дидактического материала «Дары Фребеля». Вместе с детьми мы приготовили приглашения родителям на мастер-класс. На нашей встрече родители в процессе общения давали друг другу практические советы, вместе с детьми решали различные задачки, придумывали варианты решения проблем. В группе мы живем тематическими неделями, например «Профессии» и приглашаем наших родителей как помощников — консультантов. Иногда нужно осветить какую-либо тему, выйти за рамки привычного, и в таких случаях родители помогают более глубоко погрузиться в тему. На одном из мастер-классов папа познакомил детей с профессией полицейского. Дети с интересом слушали рассказ о профессии, задавали много вопросов.
Пожалуй, еще рано судить об изменении уровня психического развития детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Временной промежуток достаточно мал. Однако, наблюдая за дошколятами, можно смело утверждать, что:
а) Все дети знакомы с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации.
б) несколько воспитанников испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
в) Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого).
г) Работа по развитию логики, мышления на основе игровых упражнений дает свои результаты.