Работа воспитателя — это постоянный контакт с детьми. Поэтому необходимо устанавливать с детьми такие отношения, какие у них установлены с близкими людьми, чтобы дети начали так же доверять воспитателю, как и доверяют близким людям. Очень приятно, когда дети охотно идут в группу. При встрече улыбаются, чем — то радуют, что — то интересное рассказывают, чем — то делятся. Каждый ребёнок развивается по — своему, а значит, и подход к каждому ребёнку должен быть — индивидуальный. Очень важно, знакомство с родителями. Знание, в какой семье, и в каких условиях, живёт каждый ребёнок, помогает нам создать в группе уютную, спокойную, доверительную атмосферу, понять каждого ребёнка Некоторые родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение — ни детский сад, ни начальная школа — не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, счёту, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. Поэтому мы рекомендуем родителям, как правильно организовать подготовку ребёнка к школе. Вот несколько советов в помощь родителям:
Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он чего-то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал.
Помните, ребёнок 5–6 лет не может работать долго, 15–20 минут — вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.
Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.
Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.
Развивайте образные представления ребёнка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.
Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.
Известно, что интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придаёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.
Стиль нашего поведения к детям такой: не позволять детям делать всё, что им заблагорассудиться, но и не запрещать. В некоторых случаях, чётко определяем для детей, что им можно и что нельзя. Также своим поведением мы показываем ребёнку пример, когда необходимо сдерживать эмоции, а когда не сдерживать. Одна из задач, это вовремя увидеть когда ребёнку нужно уделить внимание, чтобы не чувствовал себя забытым и никому не нужным. Все мы знаем, что школа ждёт не столько образованных детей, сколько психологически подготовленных к учебному труду. Это значит, что дети должны обладать нравственно-волевыми качествами, такими как, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованности и самое главное дисциплинированность. Дети должны уметь общаться, уметь слушать собеседника, не перебивая его, избегать грубости, вульгаризмов. Если все эти качества будут наблюдаться у детей, тогда учиться они будут с удовольствием, учёба не превратиться для них в тяжкое бремя.
В настоящее время многие родители стараются детей отдавать в школу с семи лет. Это правильный подход к детям, готовность ребёнка к обучению опирается на достаточное развитие мозга. В это время дети начинают подчиняться своему поведению, у них возрастает уровень самооценки собственных поступков. Осуществляя подготовку к школе, необходимо учитывать особенности детей.
Одарённые дети отличаются выраженным познавательным отношением к окружающему миру. Они очень активны на организованной образовательной деятельности, быстро и точно выполняют задания, сохраняют высокую работоспособность. Эти дети любят новые дела и творческие задания, обладают широким кругом умений. Они активно проявляют интерес к школе и неплохо читают. Казалось бы, такие дети, не нуждаются в каком — то особом педагогическом воздействии, но это не совсем так. Для таких детей, мы создаём условия, которые способствуют дальнейшему интеллектуальному развитию. Такие дети получают наиболее сложные задания, которые повышают требования к качеству их выполнения, стимулировать самостоятельность мышления и творчество.
Дети у которых возникают проблемы с организованной образовательной деятельностью, неплохо справляются с заданиями и с другими видами деятельности, но только при наличии образца и наших объяснений. Эти дети с удовольствием участвуют в знакомых делах, в привычных условиях чувствуют себя уверенно и достигают хороших результатов. Опыт показывает, что трудности у данных детей вызывают новые ситуации, непривычные условия деятельности, то есть где проявляется необходимость проявлять самостоятельность и творчество в решении проблемы. В таких случаях дети становятся, скованны, нерешительны, так как бояться сделать неверный ход. Они очень чувствительны к отрицательным оценкам воспитателя. Даже небольшая неудача выбивает детей из колеи и снижает активность. Характерно, что эти ребята не нуждаются в нашей помощи, им достаточно лишь нескольких указаний, подтверждающих правильность их усилий, и они успешно справляются с заданием.
Дети, которые испытывают трудности, т. е. отстают от сверстников в развитии и в овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям, не могут долго сосредотачиваться на заданиях. В своей работе они учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками воспитателя. Знания об окружающем у них поверхностны, познавательные интересы неустойчивы и часто снижены. Но дети не самостоятельны, они нуждаются в постоянном контроле и нашей помощи. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к занятиям. Успех в преодолении недостатков развития детей испытывающих трудности можно достичь при условии совместных действий воспитателя и родителей.
Родителям мы даём конкретные рекомендации, касающиеся организации занятий с детьми дома, развития их кругозора и речевой активности. Объясняем, как правильно оценивать действия ребёнка: поощрять его усилия, подбадривать, доброжелательно и терпеливо разбирать с ребёнком его ошибки, неточности и стимулировать к получению более высокого результата. Совместно с родителями обучая, развивая и поддерживая детей, необходимо способствовать преодолению пассивности, скованности, неумелости дошкольников. Важно помнить, что потом, в школе дети будут спокойны, сосредоточены, аккуратны и прилежны, если в семье родители систематически будут заниматься с детьми еще в дошкольном возрасте. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому в работе мы обращаем внимание на развитие мелкой моторики. Таким образом, решаются сразу две задачи: во-первых, косвенным образом происходит влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, происходит подготовка к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики является важной частью подготовки к школе.
Все, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.
Каждому воспитателю, работающему в выпускной группе детского сада, приходится много раз отвечать на вопрос родителей: «как ведёт себя мой ребёнок на организованной образовательной деятельности?». Как он справляется с заданием? Не отстаёт ли от других? Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Но почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок? Наши дети часто играют, любят играть в дидактические игры с правилами. Использование дидактических игр с правилами естественно и закономерно введут ребёнка в учебную деятельность. При этом наша задача состоит в том, чтобы научить ребёнка, выслушать инструкцию, освоить её правила, овладеть учебно-игровыми действиями, проконтролировать действия оценить результат. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция — важнейшие черты свободной игровой деятельности, они выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника. В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общение с взрослыми и сверстниками. Дети, стоящие у порога школы, непременно должны обладать элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут их «помощниками» в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умение передавать труд, учёбу, игру, отдых.
Любая деятельность — игра, труд, организованная образовательная деятельность — требуют определённой подготовки. Поэтому педагогам необходимо воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, отслеживать, чтобы дошкольники любое дело выполняли старательно и не бросали его на полпути. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место. До школы дети должны усвоить определённую систему знаний, умений и навыков, также у них должны быть сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Организованная образовательная деятельность дошкольников должна быть организована педагогами так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять различные задания. И главное, чтобы дошкольники учились совместно обсуждать, а их обсуждения были направлены на коллективный поиск правильного ответа, чтобы каждый ребёнок проявлял, как можно больше активности, рассуждал, высказывал своё мнение, не боялся при этом ошибиться.
«Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». В этом то и есть наше предназначение!
Литература:
- http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei.
- Айзман М. И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994.
- Андриеш В. А.,Бубнова С. Ю.,Зайцева И. А., Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г., с. 11.
- Буре Р. С., Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада — М.: Просвещение, 1987 — с. 96