Почему люди лгут | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тихонова, Э. В. Почему люди лгут / Э. В. Тихонова, Т. С. Рябова, Ю. Ю. Шаматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 643-646. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26457/ (дата обращения: 19.12.2024).



The paper investigates the results of empirical research of motives lie among students 1 and 5 courses and the teaching staff.

Keywords: lie, deception, motives lie, students, teaching staff.

Психология лжи как самостоятельная отрасль психологической науки возникла относительно недавно. Однако уже античные авторы, начиная с Платона и Аристотеля, пытались разобраться в сущности лжи и обмана.

Открытия в этой области появились всего около двадцати лет назад, когда вышло на свет первое издание книги Пола Экмана «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», ставшая нонсенсом среди населения. Книга раскрывает всю сущность лжи, её причины, формы, мотивы распознавания. Вслед за Полом Экманом последовал ряд научных работ Сэма Харриса, Дэвида Хокинса, Александра Ривера, Памелы Мейер и других писателей. Обилие публикаций на тему лжи и обмана говорит нам о том, что эта тема актуальна как никогда в современном обществе.

Объектом исследования выступили студенты и профессорско-преподавательский состав АФ ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Предмет исследования — отношение ко лжи разных возрастных категорий.

Целью научного исследования является определение мотивов лжи разных возрастных групп.

Начну с аксиомы, с которой не нужно спорить и которую не нужно доказывать. Аксиома эта очень проста: все люди врут, абсолютно все, без исключения. Кто-то врет ежедневно, кто-то каждую неделю, а кто-то раз в год. Но это ничего не меняет. Врут все. При желании, каждый из нас может вспомнить пару-тройку случаем обмана, которые Вам вполне удались. И, скорее всего, у каждого есть случаи, когда ваш обман был раскрыт. Следовательно, Вы допустили определенные промахи и ошибки, которые позволили распознать вашу ложь.

Прежде чем, мы перейдем к мотивам, которые побуждают людей к сокрытию правды, следует раскрыть само определение лжи.

С. И. Ожегов в своем толковом словаре дает следующее определение лжи: «ложь — намеренное искажение истины, неправда, обман» [4].

Oxford dictionary даетследующееопределение: «an intentionally false statement», «used with reference to a situation involving deception or founded on a mistaken impression» [3]. (перевод: заведомо ложное заявление, использует применительно к ситуации, связанной с обманом или основанной на ошибочном впечатлении).

Ж. Мазипохарактеризовываетложь, как «the deliberate attempt, whether successful or not, to conceal, fabricate, and/or manipulate in any other way factual and/or emotional information, by verbal and/or nonverbal means, in order to create or maintain in another or in others a belief that the communicator himself or herself considers false» [2, с.148]. (перевод: преднамеренная попытка (успешная или нет) скрыть, сфабриковать и/или манипулировать фактическую и/или эмоциональную информацию вербальными и/или невербальными средствами, чтобы создать или поддержать в другом или в других веру, которую сам коммуникатор считает ложной). По мнению Пола Экмана, «ложь или обман (автор считает эти два понятия синонимичными) — это действие, в котором один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды. [1, с. 23]. Следовательно, можно сделать вывод, что ложь — умышленное действие, заведомо не соответствующее истине.

Согласно автору, в настоящее время «ложь настолько естественна, что ее без обиняков можно отнести почти ко всем сферам человеческой деятельности». [1, с. 18]. С этим невозможно не согласиться, врут все. Родители скрывают от своих детей правду, к которой дети, по их мнению, не еще не готовы. Немного спустя подростки начинают обманывать своих родителей, считая, что правда недоступна родительскому пониманию. Точно так же лгут друг другу школьники и учителя, врачи и больные, студенты и преподаватели, адвокаты и их клиенты, приятели, мужья и жены. Однако у всех существуют свои мотивы, побуждающие скрывать правду от собеседника.

Пол Экман в своей книге выделяет различные мотивы обмана. По его мнению люди лгут, чтобы:

  1. «избежать наказания
  2. получить какую-то выгоду, которую иначе получить очень сложно
  3. защитить другого человека от наказания
  4. защититься от угрозы физического насилия
  5. вызвать восхищение у других
  6. избежать неловкой ситуации
  7. избежать стыда
  8. получить власть над другими, контролирую поступающую информацию» [1, с. 331].

Взяв эти мотивы как основные для скрытия правды, мы провели эмпирическое исследование в виде анкетирования, в котором принимали участие студенты 1 (17–18 лет), 5 (22–23 лет) курсов и профессорско-преподавательского состава (30–60 лет). Результаты исследования представлены в диаграммах:

Рис. 1. Курс 1

Рис. 2. Курс 5

Рис. 3. Профессорско-преподавательский состав

По результатам исследования, можно сделать вывод, что мотивы студентов 1 и 5 курсов во многом совпадают: наиболее популярными среди них являются «избежание наказания» (1 курс: 56 %; 5 курс 36 %), «получение выгоды» (1: 52 %; 5: 24 %) и «избежание неловкой ситуации» (1: 40 %; 5: 32 %). Совсем иначе представлены ответы преподавателей: самыми распространенными мотивами выступают «получение выгоды» (36 %), «защита другого человека» (24 %) и «избежание неловкой ситуации» (32 %). Согласно результатам проведенного исследования, подведем итог: Все люди врут (на вопрос «всегда ли вы честны со своими родными и близкими?» 100% участников анкетирования ответили «нет».), и лгут они на протяжении всей своей жизни. Сначала они обманывают для того, чтобы защитить себя от наказания, вызвать восхищение среди окружающих, в более взрослом возрасте они начинают лгать ради защиты может быть близкого, а может и малознакомого человека, который попросил помощи. Они обманывают ради того, чтобы получить выгоду и власть над другими, которые иначе получить очень сложно.

На вопрос «почему люди врут?» нет однозначного ответа.Ведь в современном мире вряд ли найдется человек, который никогда бы не лгал. Ученые доказали, что в среднем человек лжет трижды в десять минут. Однако у нас всегда есть выбор: солгать или сказать правду.

Литература:

  1. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. — Спб.: Питер, 2015. — 384с.: ил. — (Серия «Сам себе психолог»).
  2. Masip. Defining deception // anales de psicología. — 2004. — № 1. — с. 147–172.
  3. Oxford dictionary. — URL: http://www.oxforddictionaries.com (Датаобращения: 20.03.15).
  4. Толковый словарь С. И. Ожегова. — URL: http://www.ozhegov.org (Дата обращения: 20.03.15).
Основные термины (генерируются автоматически): ложь, неловкая ситуация, профессорско-преподавательский состав, курс, обман, правда, Психология лжи.


Ключевые слова

студенты, ложь, обман, мотивы лжи, профессорско-преподавательский состав., профессорско-преподавательский состав

Похожие статьи

Определение особенностей учебной адаптации студентов первого курса (на примере Арзамасского филиала ННГУ имени Н. И. Лобачевского)

В статье представлены особенности адаптации студентов первого курса к учебной деятельности на примере Арзамасского филиала ННГУ. Обозначены критерии успешной учебной адаптации.

Сравнительный анализ склонности к компьютерной зависимости студентов и преподавателей ИНПО

В статье представлены краткие сведения о проведении эмпирического исследования на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова ИНПО «Сравнительный анализ склонности к компьютерной зависимости студентов и преподавателей ИНПО». Выводы были сделаны на основании полученн...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Результаты исследований особенностей формирования системы учебной деятельности у студентов

В статье приводятся результаты исследований учебной деятельности студентов факультета физического воспитания Термезского государственного университета.

Влияние темперамента на успеваемость студентов

В данной работе авторами были проанализированы результаты тестирования и опроса учащихся Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера и Пермского национального исследовательского политехнического университета. Бы...

Филологический факультет Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова: организация научной деятельности

В обзорной статье раскрывается сложный процесс научной деятельности Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова в период реформирования системы высшего образования. При этом особое внимание уделено исследовательской работе и инно...

Особенности этнической идентичности современных студентов (на примере Московского института лингвистики)

В данной статье приводятся основные результаты исследования этнической идентичности студентов Московского института лингвистики. В основу измерения этнической идентичности студентов положена методика «Типы этнической идентичности» разработанная Г. У....

Уровень мотивации студентов к обучению

В статье проводится анализ уровня мотивации студентов 2, 3 и 4 курсов специальности «Управление персоналом» к обучению в вузе. Мотивация разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — основана на личностных предпочтениях студента, сформированных до ...

Психологические особенности личности, влияющие на сокрытие информации при опросе с использованием полиграфа (обзор литературы)

Данный обзор проведён в рамках первой части дипломной работы, посвящённой исследованию психологических особенностей личности, влияющих на сокрытие информации при проведении опроса с использованием полиграфа (детектор лжи). В статье рассматриваются за...

Об эффективности государственной политики в области донорства крови и ее компонентов

Авторы статьи подводят итоги социологического опроса, проводившегося среди студентов-медиков ГБОУ ВПО ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера: определяют как уровень информированности, так и уровень удовлетворенности респондентов деятельностью государства в...

Вегетативная дисфункция: сравнительная характеристика среди студентов 1 и 6 курсов КазНМУ им.С. Д. Асфендиярова

Синдром вегетативной дистонии является одной из распространенных патологий со стороны нервной системы. Он значительно влияет на трудоспособность. Наше исследование было направлено на выявление вегетативной дисфункции среди студентов 1 и 6 курсов, фак...

Похожие статьи

Определение особенностей учебной адаптации студентов первого курса (на примере Арзамасского филиала ННГУ имени Н. И. Лобачевского)

В статье представлены особенности адаптации студентов первого курса к учебной деятельности на примере Арзамасского филиала ННГУ. Обозначены критерии успешной учебной адаптации.

Сравнительный анализ склонности к компьютерной зависимости студентов и преподавателей ИНПО

В статье представлены краткие сведения о проведении эмпирического исследования на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова ИНПО «Сравнительный анализ склонности к компьютерной зависимости студентов и преподавателей ИНПО». Выводы были сделаны на основании полученн...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Результаты исследований особенностей формирования системы учебной деятельности у студентов

В статье приводятся результаты исследований учебной деятельности студентов факультета физического воспитания Термезского государственного университета.

Влияние темперамента на успеваемость студентов

В данной работе авторами были проанализированы результаты тестирования и опроса учащихся Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера и Пермского национального исследовательского политехнического университета. Бы...

Филологический факультет Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова: организация научной деятельности

В обзорной статье раскрывается сложный процесс научной деятельности Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова в период реформирования системы высшего образования. При этом особое внимание уделено исследовательской работе и инно...

Особенности этнической идентичности современных студентов (на примере Московского института лингвистики)

В данной статье приводятся основные результаты исследования этнической идентичности студентов Московского института лингвистики. В основу измерения этнической идентичности студентов положена методика «Типы этнической идентичности» разработанная Г. У....

Уровень мотивации студентов к обучению

В статье проводится анализ уровня мотивации студентов 2, 3 и 4 курсов специальности «Управление персоналом» к обучению в вузе. Мотивация разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — основана на личностных предпочтениях студента, сформированных до ...

Психологические особенности личности, влияющие на сокрытие информации при опросе с использованием полиграфа (обзор литературы)

Данный обзор проведён в рамках первой части дипломной работы, посвящённой исследованию психологических особенностей личности, влияющих на сокрытие информации при проведении опроса с использованием полиграфа (детектор лжи). В статье рассматриваются за...

Об эффективности государственной политики в области донорства крови и ее компонентов

Авторы статьи подводят итоги социологического опроса, проводившегося среди студентов-медиков ГБОУ ВПО ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера: определяют как уровень информированности, так и уровень удовлетворенности респондентов деятельностью государства в...

Вегетативная дисфункция: сравнительная характеристика среди студентов 1 и 6 курсов КазНМУ им.С. Д. Асфендиярова

Синдром вегетативной дистонии является одной из распространенных патологий со стороны нервной системы. Он значительно влияет на трудоспособность. Наше исследование было направлено на выявление вегетативной дисфункции среди студентов 1 и 6 курсов, фак...

Задать вопрос