В здоровом теле — здоровый дух. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Именно в современных условиях выросла роль спортивного права.
Любое международное соревнование благотворно влияет на то место, где оно проводится: меняется общий облик места (зрительно), и духовно-патриотическая сторона народа (пропагандируется здоровый образ жизни). Но вместе с тем, подготовка и организация любого спортивного соревнования требует капитальных вложений. Если вложения будут «правильными» то, в местах, где проводятся любые международные соревнования, наблюдается:
рост уровня продажи недвижимости и её удорожание;
появление новых рабочих мест;
увеличение доходов от туризма и множество других положительных явлений.
Почему именно спорт приносит доход, завоевывает интересы миллионов людей, которые и являются источником доходов. По началу спорт необходимо поделить на любительский и профессиональный. Именно профессиональный спорт — источник огромных доходов, исчисляемых в миллиардах не только нашей валюты, но и иностранной. Исключительность продукта профессионального спорта заключается в следующих специфических чертах:
- В элементах постоянной новизны. Спортивные соревнования — всегда новое зрелище, которое практически никогда не повторяет предыдущее. Каждый новый старт, поединок, игра — это вновь открывающееся зрелище, захватывающее и незабываемое событие, приковывающее к себе внимание огромных масс людей самых разных национальностей и вероисповеданий;
- В элементах сохраняемости услуги. Принято считать, что услуга не может сохраняться, то есть момент ее оказания и потребления совпадают во времени. Для многих видов услуг это утверждение верно (например, для транспортных). Однако зрелищно-массовые услуги профессионального спорта имеют свою специфику. В частности, они обладают свойством сохраняемости и воспроизводимости, то есть одно и то же спортивное зрелище может быть записано на видеоноситель и впоследствии воспроизводиться на телевидении, через Интернет или на мобильных телефонах. И всякий раз обладатель прав на спортивно-зрелищную услугу извлекает коммерческую выгоду;
- В массовости, коллективности потребления. Соревнования профессиональных спортсменов практически всегда (за исключением специальных форм наказания, когда матчи проводятся без зрителей) проходят в присутствии множества болельщиков, привлекают повышенное внимание электронных и печатных СМИ. Помимо этого, спортивные игры и чемпионаты активно обсуждаются в среде любителей спорта, в кругу знакомых и коллег. Иными словами, спортивно-зрелищным услугам органически присуща массовость потребления, то есть потребления сразу многими лицами. Именно эта особенность продукта профессионального спорта используется в рекламном деле для получения вторичных экономических эффектов, которые состоят в расширении известности и привлекательности рекламируемых товаров и услуг, и, как следствие, стимулированию сбыта и потребления.
Цена услуг на спорт выше, если спорт становится известным, общепринятым. Препятствием является не долгосрочность спортсменов, ведь их «срок службы» в профессиональном спорте чаще всего короток. Поэтому, многие из известных спортсменов (массового спорта: например футбола, баскетбола и т. п.) имеют второе (неспортивное) образование. Значит ли это, что за свою кратковременную карьеру, они должны заработать денег на всю жизнь? Огромные деньги прокручиваются в таких видах спорта, как бейсбол, баскетбол, американский футбол и хоккей на льду в США, европейский футбол, японский бейсбол. Только несколько команд стали поистине мировыми брендами, например «Янкиз» или «Манчестер Юнайтед», и лишь немногие игроки, такие как Майкл Джордан или Тайгер Вудс, стали мировыми знаменитостями.
Рассматривая экономические отношения в сфере профессионального спорта, необходимо отметить особую систему трудовых отношений, существующих на рынках труда спортсменов-профессионалов. Подобная система отношений «работодатель-спортсмен» не имеет близких аналогов для иных профессий и рынков.
Основные характерные черты рынков труда профессиональных спортсменов:
особый вид товара, торгуемого на рынках — спортсмены. Основным объектом сделок купли-продажи на рынках труда профессиональных спортсменов являются конкретные индивиды — как носители спортивных умений и знаний. Работодатели покупают спортсменов на рынках труда в буквальном смысле, приобретая не только их услуги, но и в значительной степени ограничивая права спортсменов — право на свободу передвижения, выбора распорядка дня, рациона питания, напитков и многого другого. Вместе с заключением контракта спортсмен-профессионал получает целый набор предписаний и ограничений. На этот набор накладывается система самоограничений с целью достижения высокого результата. Таким образом, рынок труда профессиональных спортсменов — особая система отношений, при которой обычный спектр гражданских прав индивида ограничивается. В период действия срока контракта спортсмен может быть вопреки его желанию передан в аренду в другой клуб или перепродан в иной город или страну. И это не система добровольного и узаконенного рабства. Просто на этих рынках иначе нельзя. Как показала многолетняя практика, именно такая система трудовых отношений носит на сегодняшний день оптимальный характер.
особая система отбора и найма профессиональных спортсменов. Рынки труда профессиональных спортсменов мало похожи на традиционные — на них не функционируют службы занятости (биржи труда), не публикуются информационные бюллетени с перечнями открытых вакансий и квалификационных требований. Здесь все иначе. Специальные тренеры-селекционеры из спортивных организаций разного уровня «просеивают» рынок, отслеживая успехи и неудачи отдельных спортсменов. Замеченных перспективных спортсменов берут на заметку, дают им денежную оценку и затем приглашают на работу. В то же время спортсменов, не демонстрирующих обнадеживающих результатов, переводят в резерв или дублирующий состав. Если сторонний клуб предлагает за него приемлемую цену — не задумываясь, продают. При этом циркуляция кадров происходит на рынках труда профессиональных спортсменов латентно, скрытно от внешнего наблюдателя, то есть действует в условиях закрытости и соблюдения коммерческой тайны.
специальная система ценообразования. Вопрос о цене того или иного спортсмена на профессионально-ориентированных рынках труда очень важен по нескольким причинам. Во-первых, цены на профессиональных спортсменов, как правило, весьма высоки, во-вторых, потенциальные таланты спортсмена и его возможности неопределенны, в-третьих, профессиональный спорт весьма рискован в плане получения травм и повреждений. В профессиональном спорте очень часто неверно оценивают тех или иных индивидов, так что зачастую работодателям приходится покупать «кота в мешке». Следовательно, система ценообразования в профессиональном спорте в значительной степени основана на субъективных оценках и прогнозах, что делает сферу спортивного бизнеса довольно рискованной сферой деятельности.
особая система посредничества. Ритм жизни профессиональных спортсменов таков, что практически все свое время они проводят на сборах, тренировках и соревнованиях. Поэтому самостоятельно заниматься поисками новой, более высокооплачиваемой работы спортсмены-профессионалы не имеют возможности. В то же время такая потребность у спортсменов существует. Нуждаются в притоке новых кадров и работодатели. Образовавшуюся нишу заполняют специальные посредники — агенты, которые сводят вместе спрос и предложение.
Пример со спортом показывает не то, что в экономике некоторых стран неправильно оцениваются различные виды деятельности, а скорее то, как хорошо работает рынок труда. Гонорары спортсменов персонифицированы и зависят только от их личных достижений. В этом спорт полностью отличается от любой другой отрасли, где суммы заработной платы охватывают большие категории людей и где очень сложно вычислить, какова производительность труда отдельного человека или отдельной группы. Даже если мы располагаем данными об индивидуальных уровнях оплаты, производительность труда должна вычисляться с учетом таких показателей, как квалификация, опыт работы или семейное положение. Что касается спортивных звезд, то здесь существуют объективные показатели для измерения результатов каждого спортсмена.
Литература:
- Морозов С. И., Васильева А. С. Экономическое влияние Олимпийских игр на экономику региона и страны проведения (на примере зимней Олимпиады 2014 г.)// Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 7–9.
- Литвин А. В. Экономика спорта: теоретический аспект и перспективы развития. -М.: 2006.