В современных условиях развития глобализации экономики, информационные потоки непосредственно влияют на эффективность финансово-хозяйственной деятельности организаций. Поэтому необходимо проводить мероприятия по укреплению информационной безопасности, как части экономической безопасности страны и всех хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: информационные потоки, глобализация, дилеры, контрагенты, эффективность.
Прошлый век значительно изменил движение информационных потоков, которые мы наблюдаем сегодня. Это было связано с глобализацией экономики и появлением и развитием глобальной сети Интернет. Развитие глобализации привело к становлению единого экономического пространства, в котором хозяйствующие субъекты зависимы друг от друга. Они развиваются взаимосвязано друг с другом: совершенствование товарных рынков усиливает глобализацию и наоборот.
С развитием сетевых коммуникаций и компьютерных технологий возник новый инструмент взаимодействия хозяйствующих субъектов. Стал развиваться электронный бизнес. Транзакции между экономическими агентами стали проходить в режиме real-time, практически круглосуточно, вне зависимости от расстояния и географического положения. Для совершения товарного обмена стало достаточным подключения мобильного устройства к Интернет, что привело к увеличению транзакций и их продуктивности, но привело к актуализации потребности повышения надежности и безопасности информационного обмена, и, в конечном итоге, экономической безопасности.
Под экономической безопасностью в статье автор понимает совокупность условий и причин, обеспечивающих независимость государственной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. В последнее время появилось много документов, регламентирующих деятельность товарных рынков в условиях современной экономики [1].
Экономическая безопасность в рамках устойчивого развития может трактоваться как совокупность внутренних ресурсов, включающих такое состояние экономики и уровень развития средств производства, при которых обеспечивается социально-экономическая стабильность общества, и экономическое развитие страны не зависит от влияния и действия внешних факторов. Отметим, что национальные интересы России в информационной сфере заключаются в «соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа [2].
Никакое крупное промышленное предприятие с большим количеством сотрудников, в том числе мобильных, со сложной разветвлённой сетью партнёров, поставщиков, дистрибьюторов, с собственной дилерской сетью, конкурирующее на открытом рынке с ведущими мировыми компаниями не может обойтись без электронных коммуникаций. Организация современной торгово-сбытовой политики предприятий [3–5] связана с надежностью передачи информации по открытым каналам доступа. Поэтому, учитывая, что важной, конфиденциальной, в том числе критичной информации реально много, защита и организация работы с ней должна строиться на самых передовых технологиях. Приоритетными направлениями развития являются знания, позволяющие реализовать поставленные перед страной первоочередные задачи социально-экономического развития [6].
Так, например, в работе Л. В. Глуховой рассматриваются организационно-экономические механизмы по скорейшему продвижению программы Министерства Финансов в сфере финансового рынка за счет усиления функций контроля и снижения рисковых ситуаций [7].
Исследуем эффективность функционирования товарных рынков на примере автопрома. В 1991 году страна «взяла курс» на рыночную экономику. Все скрепляющие и объединяющие государственные механизмы, регулирующие сбалансированную деятельность российского автопрома, были разрушены. Существующая на заводе сервисно-сбытовая сеть практически перестала существовать в прежнем виде [8]. Спецавтоцентры, которые были главным звеном системы сбыта, выживали, как могли. Период адаптации к новым экономическим условиям хозяйствования был достаточно тяжелым на протяжении 10 лет.
В начале 2000-х завод стал постепенно выстраивать свою сбытовую сеть. Появились дистрибьюторы, прямые дилеры, региональные дилеры, началась аттестация партнёров, оценка качества взаимодействия. Примерно к 2011 году положение с дилерской сетью на заводе нормализовалось и стало выходить на уровень лучших мировых стандартов. Политика завода в отношении системы сбыта стала более действенной и управляемой. Появились чёткие критерии работы дилерских центров, система проверок с выставлением оценок, постоянный мониторинг, премии, скидки за качество оказания услуг, различные акции — завод фактически вынуждал своих дилеров выходить на новый, современный уровень работы.
Дилерская сеть — это уникальная, не имеющая аналогов технология продвижения товаров через собственные склады предприятия, территориально расположенные в различных точках страны, плюс фирмы-дилеры, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, но связанные договором с заводом и все вместе объединённые посредством сети Интернет в единую информационную структуру.
Конкуренция на потребительском рынке, растущие требования населения к качеству товаров и торговому обслуживанию, повышение заинтересованности работников в наилучших конечных результатах хозяйственной деятельности предприятий требуют постоянного совершенствования методов организации и управления. Сегодня рынок характеризуется наличием таких моделей как:
B2B (Business-to-Business) — «взаимоотношения между коммерческими организациями»;
B2C (Business-to-Customer) — «взаимоотношения между организацией и конечным потребителем»;
B2G (Business-to-Government) — «взаимоотношения между организацией и правительством»
В условиях современных бизнес-моделей рынка (например, B2B, B2C), большинство производственных систем заинтересовано в построении дилерской сети. Дилерская сеть становится и основным каналом продаж, и базой для более целенаправленного обеспечения маркетинговых задач стратегического развития производства: реклама, PR, конкурентный анализ и т. п.
Немаловажным фактором является и то, что дилерскую сеть можно использовать как базу для построения сети сервисных центров с целью поддержки клиентов. Поэтому в настоящее время можно уверенно утверждать, что успешно функционирующая дилерская сеть — одно из основных конкурентных преимуществ большинства крупных компаний.
В Приволжском Федеральном округе находится самая развитая дилерская сеть в России. Сто сорок дилерских центров расположены в 14 регионах округа. Ежегодно, в Приволжском Федеральном округе, продаются 35 % всех автомобилей LADA. Дилерская сеть Приволжского Федерального округа отражена в таблице 1. Она хорошо развита, покрывает все регионы округа.
Таблица 1
Дилерская сеть вПФО
Регион |
Количество дилерских центров |
Кировская Область |
5 |
Мордовская Республика |
3 |
Нижегородская Область |
11 |
Оренбургская Область |
8 |
Пензенская Область |
7 |
Пермская Область |
12 |
Республика Башкортостан |
24 |
Республика Марий-Эл |
2 |
Республика Татарстан |
18 |
Самарская Область |
28 |
Саратовская Область |
9 |
Удмуртская Республика |
6 |
Ульяновская Область |
4 |
Чувашская Республика |
3 |
Итого |
140 |
Сегодня экономику страны можно рассматривать только как инновационную, в которой требуется быстрое устойчивое развитие через информатизацию и интеллектуализацию знаний, формирование высокотехнологичной инфраструктуры общества [9]. Поэтому следует персоналу организации направить усилия на совершенствования своих знаний в области информационной безопасности, как части экономической безопасности страны и всех хозяйствующих субъектов.
Литература:
- Государственная Программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». [Электронный ресурс]. Источник: http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/fcp/8/gosudarstvennaya_programma.pdf
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»». [Электронный ресурс]. Источник: http://www.kremlin.ru/news/15232
- Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. http://old.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/10
- Политика ОАО «АВТОВАЗ». [Электронный ресурс]. Источник: http://www.avtovaz.ru/index.php?id=201
- «Годовой отчёт открытого акционерного общества «АВТОВАЗ» за 2012 год». [Электронный ресурс]. Источник: http://www.lada.ru/files/reports/2012rus.pdf
- Глухова Л. В. Определение приоритетов государственной поддержки управления и развития функционирования национальной инновационной системы /Л. В. Глухова //Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. Тольятти.: № 1 (9), 2010, С. 118–123
- Глухова Л. В., Шерстобитова А. А. Государственный финансовый менеджмент: управление рисками в сфере финансового рынка // Школа университетской науки: парадигма развития.2013. № 1 (8) с.7–13
- Глухова Л. В., Губанова С. Е. Информационная безопасность: этапы становления дилерской сети в структуре ОАО АВТОВАЗ // VIII Международная научно-практическая конференции «Наука — промышленности и сервису». 7–9 ноября 2013 г. Тольятти.: 2013.
- Шерстобитова А. А. Особенности развития финансовой политики РФ в условиях экономических санкций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 3 (18). С. 73–76.