Педагогические условия взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы по воспитанию студенческой молодежи (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 02.03.2016

Статья просмотрена: 276 раз

Библиографическое описание:

Макаров, А. В. Педагогические условия взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы по воспитанию студенческой молодежи (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога) / А. В. Макаров, М. Р. Феофилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 709-711. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26473/ (дата обращения: 16.10.2024).



Данная статья посвящена рассмотрению педагогических условий организации взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога).

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, студенчество, вуз, формы, средства, методы и технологии социально-культурной деятельности, студенческое самоуправление волонтерская деятельность, педагогическая практика.

В современной социокультурной ситуации одним из приоритетов молодежной политики является реализация принципа межведомственного взаимодействия между социальными институтами, обусловливающими качественное развитие личности. Рассматривая проблему воспитания в студенческой среде, целесообразно обратить внимание на взаимодействие воспитательного пространства вуза с учреждениями социально-культурной сферы.

В нашем исследовании данная проблема изучается на примере описания опыта сотрудничества факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» с МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога на протяжении 2011–2015гг., с которым заключен договор о сотрудничестве.

Рассмотрим основные педагогические условия взаимодействия данных учреждений:

1) интеграция деятельности вуза и Дворца молодежи в рамках педагогической практики, во время которой студент-практикант под руководством преподавателя-методиста от кафедры и методиста социально-культурного учреждения знакомится с социальным паспортом базы прохождения педпрактики, принимает участие в подготовке и проведении развивающих, социальных, воспитательных мероприятий, разрабатывает и проводит зачетные мероприятия. Особое место занимает деятельность студентов-практикантов в условиях работы т. н. летних пришкольных лагерей, функционирующих на базе Дворца молодежи. Такая форма работы получила название инструктивно-методического лагеря «Шаг в лето». В рамках инструктивно-методического лагеря студенты имеют возможность разработать и апробировать свои сценарные планы как элемент методической деятельности, организовать работу временного разновозрастного отряда, проявив лидерские качества, необходимые отрядному вожатому, педагогическое мастерство и др.

Формат организации летних пришкольных лагерей позволяет студентам применить на практике знания, полученные в ходе учебных занятий в рамках предметной подготовки по профилям психолого-педагогического направления. Однако условия временного коллектива пришкольного лагеря требуют дополнительной помощи практикантам в аспекте психолого-педагогического сопровождения указанных групп. Анализ проводимых мероприятий за отчетный период позволяет сделать вывод, что наиболее популярны среди детско-юношеской аудитории патриотические акции («День России»), игровые программы в стиле «стартинэйджер», эстафеты, творческие мастер-классы и др. формы («Танцуй, пока молодой», «Робинзонада», «Легко, если вместе» и др.).

2) поддержка студенческих инициатив в аспекте деятельности органов студенческого самоуправления позволяет прийти к выводу, что приоритетными направлениями совместной деятельности являются волонтерство и здоровый образ жизни как идеология современной молодежи [1]. Данное направление сотрудничества особенно актуально, так как добровольческий ресурс востребован как при проведении мероприятий по проекту «Кипарис» [2], станционных интерактивных программ на летних спортивных дворовых площадках (например, конкурсной программы «Палитра лета» для детей, проживающих в микрорайоне «Русское поле» г. Таганрога), акций к календарным праздникам (Дню России, «Масленичный разгуляй», «315 признаний в любви Таганрогу», «Весенняя неделя Добра», «Вектор дружбы», «Малые Олимпийские игры» и др.), так и тематических программ («Все стили в силе», «Шаг навстречу» и др.).

Большое количество мероприятий направлено на повышение уровня антинаркотической культуры и реализации позитивных ценностей в молодежной среде (конкурсная программа в интерактивном режиме «Мое здоровье — мое будущее», «Экстремальный забег», спортивные соревнования между молодыми семьями «Здоровая семья — счастливая страна», информационно-профилактическая тренинг-сессия «Жить — это интересно!», программа по профилактике конфликтов «Путешествие в страну «ДРАКОНиЯ», открытый кураторский час «Молодежные субкультуры: жизнь вне общества или источники разнообразия модных стилей?» и др.);

3) интерес к реализации студенческих инициатив со стороны администрации вуза и Дворца молодежи формируется в процессе проведения круглых столов, дискуссионных встреч студенческого актива с руководством указанных учреждений: вопрос об итогах и перспективах развития студенческого самоуправления неоднократно рассматривался во время встреч с деканом, Студенческого совета и др.; отчетного мероприятия участников 2-го форума волонтеров «Под флагом Доброй Воли», круглых столов «Развитие толерантности как приоритетное направление социально-педагогической деятельности», «Под сенью «Кипариса», «Перспективы развития волонтерского движения в г. Таганроге. Добровольчество — стиль жизни», тематического практического семинара «Содружество волонтеров с воспитанниками детского дома как условие, способствующее успешной социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обучающего семинара для студентов-волонтеров по подготовке к профориентационной работе со школьниками, Областного семинара-совещания заместителей директоров детских домов по учебно-воспитательной работе «Социокультурная проектная деятельность как средство социализации воспитанников детского дома» и др.;

4) отдельный блок социально-культурных мероприятий реализуется в рамках деятельности клубных объединений Дворца молодежи. Так, члены Клуба молодых семей неоднократно становились участниками тематических мастер-классов по кардмейкингу, твистингу, психопластике и др., подготовленных студентами-волонтерами; вместе с участниками «Школы выживания» Дворца молодежи студенты-волонтеры помогли организовать практическую игру на местности «Мир без опасности», главной целью которой было приобретение знаний и умений о способах деятельности в экстремальных условиях, и др.

5) тесное взаимодействие учреждений высшего образования и социальной-культурной сферы позволяет максимально использовать широкие возможности моделирования и проектирования социально-культурных программ. При этом содержание воспитания как формирования базовой культуры личности студента помогает ему переключаться с позиции зрителя, участника на позицию модератора, организатора различных мероприятий эстетической направленности — таких, как творческая встреча с писателями Л. А. Юзефовичем и Т. А. Сотниковой в рамках VI-го и VII-го Чеховских книжных фестивалей; праздничные программы в рамках «Чеховской декады» «Любил он смех без злобной шутки», «Он звал потомков землю украшать.».., салон общения «Жизнь прекрасна»; вечер русской поэзии «Отговорила роща золотая», посвященный 120-летию со дня рождения С. А. Есенина; творческая встреча из цикла музыкальных программ «Гений чувства», посвященных 175-летию П. И. Чайковского, музыкальный салон «Времена года»; конкурс литературного мастерства «Души прекрасные порывы»; мастер-класс по групповой импровизации «Актер на час» и др.

В рамках цикла творческих встреч «Есть интересные люди в Таганроге» студенты познакомились с такими известными представителями различных профессий, как зав. Отделом Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника А. А. Цымбал и участницей Олимпийских игр в г. Лондоне, чемпионкой мира по прыжкам на батуте В. Ворониной и др.

6) использование инновационных форм с опорой на лучшие традиции воспитательного процесса позволяет получать важный эмоционально-образный контакт с молодежной аудиторией в таких мероприятиях экологической направленности (акция «Скверная пятница», акция «Войди в природу другом», посвященная Дню птиц и др.); патриотической направленности (интерактивная военно-патриотическая игра «Большие маневры», танцевальный флешмоб «Молодежь — ветеранам», фестиваль военных песен в Центре социального обслуживания населения г. Таганрога, молодежная акция «Дороги Победы», мастер-класс по социальному проектированию и др.; «внутренних» воспитательных мероприятиях для студентов (Посвящение в студенты, День учителя и др.), проводимых на базе Дворца молодежи, и др.

7) совместное освоение информационной среды предполагает активную работу в оформлении основного контента официальных сайтов, а также продвижение информации о реализуемых проектах в социальных сетях;

8) развитие учебно-методического сопровождения в рамках магистерской программы «Педагогика социально-культурной деятельности» в условиях вуза позволяет обобщать накопленный опыт и тиражировать информацию о полученных результатах в рамках межведомственного взаимодействия.

Таким образом, рассмотрение вопроса о педагогических условиях взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы по воспитанию студенческой молодежи определяется условиями педагогической практики, наличием совместных социально-культурных проектов, основными направлениями волонтерской деятельности, поддержкой инициатив представителей студенческого самоуправления со стороны администрации учреждений обоих типов, деятельностью клубных объединений Дворца молодежи, использованием инновационных форм с опорой на лучшие традиции воспитательного процесса, совместным освоением информационной среды, а также развитием учебно-методического сопровождения в рамках магистерской программы «Педагогика социально-культурной деятельности».

Литература:

  1. Макаров А. В. Здоровый образ жизни как идеология современной молодежи: профилактическая работа в условиях образовательной организации: Учебное пособие / Под редакцией А. Е. Фатеева. Таганрог, 2013. — 128с.
  2. Макаров А. В. К вопросу об организации социально-культурной деятельности в условиях вуза // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. — 2016. — № 1. — С. 230–234.
Основные термины (генерируются автоматически): таганрог, социально-культурная деятельность, баз Дворца молодежи, инструктивно-методический лагерь, межведомственное взаимодействие, мероприятие, педагогическая практика, рамка, социально-культурная сфера, студенческое самоуправление.


Ключевые слова

вуз, формы, педагогическая практика, студенчество, социально-культурная деятельность, средства, методы и технологии социально-культурной деятельности, студенческое самоуправление волонтерская деятельность, педагогическая практика.

Похожие статьи

Значение спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе (на примере Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний)

В данной статье нами были раскрыты некоторые основные организационные аспекты проведения спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе на примере Кузбасского института ФСИН России. Выделены профильные виды спорта, активно развивающиеся ...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза

Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов. Эффективность формирования компетенции зависит не только от пониман...

Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей

Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии»

В статье проводится анализ эффективности учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИТ». Излагаются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, как на уроке, так и в процессе самостоятел...

Здоровьсберегающий потенциал психофизиологических методов активизации познавательной деятельности

Статья посвящена использованию здоровьсберегающего потенциала психофизиологических методов активизации познавательной деятельности, как наиболее «органичного» способа реализации заложенных во ФГОС ООО 2-го поколения идей развития образования. На осно...

Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность

Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...

Развитие творческих способностей у дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

В статье представлено содержание работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Представлен опыт предметно-развивающей среды, непосредственной образовательной деятельности...

Похожие статьи

Значение спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе (на примере Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний)

В данной статье нами были раскрыты некоторые основные организационные аспекты проведения спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе на примере Кузбасского института ФСИН России. Выделены профильные виды спорта, активно развивающиеся ...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза

Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов. Эффективность формирования компетенции зависит не только от пониман...

Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей

Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии»

В статье проводится анализ эффективности учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИТ». Излагаются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, как на уроке, так и в процессе самостоятел...

Здоровьсберегающий потенциал психофизиологических методов активизации познавательной деятельности

Статья посвящена использованию здоровьсберегающего потенциала психофизиологических методов активизации познавательной деятельности, как наиболее «органичного» способа реализации заложенных во ФГОС ООО 2-го поколения идей развития образования. На осно...

Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность

Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...

Развитие творческих способностей у дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

В статье представлено содержание работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Представлен опыт предметно-развивающей среды, непосредственной образовательной деятельности...

Задать вопрос