Данная статья посвящена рассмотрению педагогических условий организации взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы (на примере МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога).
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, студенчество, вуз, формы, средства, методы и технологии социально-культурной деятельности, студенческое самоуправление волонтерская деятельность, педагогическая практика.
В современной социокультурной ситуации одним из приоритетов молодежной политики является реализация принципа межведомственного взаимодействия между социальными институтами, обусловливающими качественное развитие личности. Рассматривая проблему воспитания в студенческой среде, целесообразно обратить внимание на взаимодействие воспитательного пространства вуза с учреждениями социально-культурной сферы.
В нашем исследовании данная проблема изучается на примере описания опыта сотрудничества факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» с МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога на протяжении 2011–2015гг., с которым заключен договор о сотрудничестве.
Рассмотрим основные педагогические условия взаимодействия данных учреждений:
1) интеграция деятельности вуза и Дворца молодежи в рамках педагогической практики, во время которой студент-практикант под руководством преподавателя-методиста от кафедры и методиста социально-культурного учреждения знакомится с социальным паспортом базы прохождения педпрактики, принимает участие в подготовке и проведении развивающих, социальных, воспитательных мероприятий, разрабатывает и проводит зачетные мероприятия. Особое место занимает деятельность студентов-практикантов в условиях работы т. н. летних пришкольных лагерей, функционирующих на базе Дворца молодежи. Такая форма работы получила название инструктивно-методического лагеря «Шаг в лето». В рамках инструктивно-методического лагеря студенты имеют возможность разработать и апробировать свои сценарные планы как элемент методической деятельности, организовать работу временного разновозрастного отряда, проявив лидерские качества, необходимые отрядному вожатому, педагогическое мастерство и др.
Формат организации летних пришкольных лагерей позволяет студентам применить на практике знания, полученные в ходе учебных занятий в рамках предметной подготовки по профилям психолого-педагогического направления. Однако условия временного коллектива пришкольного лагеря требуют дополнительной помощи практикантам в аспекте психолого-педагогического сопровождения указанных групп. Анализ проводимых мероприятий за отчетный период позволяет сделать вывод, что наиболее популярны среди детско-юношеской аудитории патриотические акции («День России»), игровые программы в стиле «стартинэйджер», эстафеты, творческие мастер-классы и др. формы («Танцуй, пока молодой», «Робинзонада», «Легко, если вместе» и др.).
2) поддержка студенческих инициатив в аспекте деятельности органов студенческого самоуправления позволяет прийти к выводу, что приоритетными направлениями совместной деятельности являются волонтерство и здоровый образ жизни как идеология современной молодежи [1]. Данное направление сотрудничества особенно актуально, так как добровольческий ресурс востребован как при проведении мероприятий по проекту «Кипарис» [2], станционных интерактивных программ на летних спортивных дворовых площадках (например, конкурсной программы «Палитра лета» для детей, проживающих в микрорайоне «Русское поле» г. Таганрога), акций к календарным праздникам (Дню России, «Масленичный разгуляй», «315 признаний в любви Таганрогу», «Весенняя неделя Добра», «Вектор дружбы», «Малые Олимпийские игры» и др.), так и тематических программ («Все стили в силе», «Шаг навстречу» и др.).
Большое количество мероприятий направлено на повышение уровня антинаркотической культуры и реализации позитивных ценностей в молодежной среде (конкурсная программа в интерактивном режиме «Мое здоровье — мое будущее», «Экстремальный забег», спортивные соревнования между молодыми семьями «Здоровая семья — счастливая страна», информационно-профилактическая тренинг-сессия «Жить — это интересно!», программа по профилактике конфликтов «Путешествие в страну «ДРАКОНиЯ», открытый кураторский час «Молодежные субкультуры: жизнь вне общества или источники разнообразия модных стилей?» и др.);
3) интерес к реализации студенческих инициатив со стороны администрации вуза и Дворца молодежи формируется в процессе проведения круглых столов, дискуссионных встреч студенческого актива с руководством указанных учреждений: вопрос об итогах и перспективах развития студенческого самоуправления неоднократно рассматривался во время встреч с деканом, Студенческого совета и др.; отчетного мероприятия участников 2-го форума волонтеров «Под флагом Доброй Воли», круглых столов «Развитие толерантности как приоритетное направление социально-педагогической деятельности», «Под сенью «Кипариса», «Перспективы развития волонтерского движения в г. Таганроге. Добровольчество — стиль жизни», тематического практического семинара «Содружество волонтеров с воспитанниками детского дома как условие, способствующее успешной социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обучающего семинара для студентов-волонтеров по подготовке к профориентационной работе со школьниками, Областного семинара-совещания заместителей директоров детских домов по учебно-воспитательной работе «Социокультурная проектная деятельность как средство социализации воспитанников детского дома» и др.;
4) отдельный блок социально-культурных мероприятий реализуется в рамках деятельности клубных объединений Дворца молодежи. Так, члены Клуба молодых семей неоднократно становились участниками тематических мастер-классов по кардмейкингу, твистингу, психопластике и др., подготовленных студентами-волонтерами; вместе с участниками «Школы выживания» Дворца молодежи студенты-волонтеры помогли организовать практическую игру на местности «Мир без опасности», главной целью которой было приобретение знаний и умений о способах деятельности в экстремальных условиях, и др.
5) тесное взаимодействие учреждений высшего образования и социальной-культурной сферы позволяет максимально использовать широкие возможности моделирования и проектирования социально-культурных программ. При этом содержание воспитания как формирования базовой культуры личности студента помогает ему переключаться с позиции зрителя, участника на позицию модератора, организатора различных мероприятий эстетической направленности — таких, как творческая встреча с писателями Л. А. Юзефовичем и Т. А. Сотниковой в рамках VI-го и VII-го Чеховских книжных фестивалей; праздничные программы в рамках «Чеховской декады» «Любил он смех без злобной шутки», «Он звал потомков землю украшать.».., салон общения «Жизнь прекрасна»; вечер русской поэзии «Отговорила роща золотая», посвященный 120-летию со дня рождения С. А. Есенина; творческая встреча из цикла музыкальных программ «Гений чувства», посвященных 175-летию П. И. Чайковского, музыкальный салон «Времена года»; конкурс литературного мастерства «Души прекрасные порывы»; мастер-класс по групповой импровизации «Актер на час» и др.
В рамках цикла творческих встреч «Есть интересные люди в Таганроге» студенты познакомились с такими известными представителями различных профессий, как зав. Отделом Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника А. А. Цымбал и участницей Олимпийских игр в г. Лондоне, чемпионкой мира по прыжкам на батуте В. Ворониной и др.
6) использование инновационных форм с опорой на лучшие традиции воспитательного процесса позволяет получать важный эмоционально-образный контакт с молодежной аудиторией в таких мероприятиях экологической направленности (акция «Скверная пятница», акция «Войди в природу другом», посвященная Дню птиц и др.); патриотической направленности (интерактивная военно-патриотическая игра «Большие маневры», танцевальный флешмоб «Молодежь — ветеранам», фестиваль военных песен в Центре социального обслуживания населения г. Таганрога, молодежная акция «Дороги Победы», мастер-класс по социальному проектированию и др.; «внутренних» воспитательных мероприятиях для студентов (Посвящение в студенты, День учителя и др.), проводимых на базе Дворца молодежи, и др.
7) совместное освоение информационной среды предполагает активную работу в оформлении основного контента официальных сайтов, а также продвижение информации о реализуемых проектах в социальных сетях;
8) развитие учебно-методического сопровождения в рамках магистерской программы «Педагогика социально-культурной деятельности» в условиях вуза позволяет обобщать накопленный опыт и тиражировать информацию о полученных результатах в рамках межведомственного взаимодействия.
Таким образом, рассмотрение вопроса о педагогических условиях взаимодействия вуза с учреждениями социально-культурной сферы по воспитанию студенческой молодежи определяется условиями педагогической практики, наличием совместных социально-культурных проектов, основными направлениями волонтерской деятельности, поддержкой инициатив представителей студенческого самоуправления со стороны администрации учреждений обоих типов, деятельностью клубных объединений Дворца молодежи, использованием инновационных форм с опорой на лучшие традиции воспитательного процесса, совместным освоением информационной среды, а также развитием учебно-методического сопровождения в рамках магистерской программы «Педагогика социально-культурной деятельности».
Литература:
- Макаров А. В. Здоровый образ жизни как идеология современной молодежи: профилактическая работа в условиях образовательной организации: Учебное пособие / Под редакцией А. Е. Фатеева. Таганрог, 2013. — 128с.
- Макаров А. В. К вопросу об организации социально-культурной деятельности в условиях вуза // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. — 2016. — № 1. — С. 230–234.