В статье рассмотрены проблемы работы с трудновоспитуемыми детьми, преодоление их порочных качеств.
Ключевые слова: характер, аномалия, асоциальный, трудно воспитуемый ребенок, негативные последствия, бесконтрольность.
The article deals with the problems of working with difficult educability children overcome their evil qualities.
Keywords: character, anomaly, antisocial, difficult educability child, the negative effects of a lack of control.
После обретения Узбекистаном независимости значительно усилилось внимание к молодежи как к творцам нашего будущего. Особо важные изменения происходят в сфере народного образования. Сегодня на каждом шагу можно ощущать положительные изменения в образовании и воспитании учащихся.
В настоящее время весь мир признает усилия Узбекистана, направленные на правильное воспитание молодого поколения как одного из факторов дальнейшего развития. Как надо смотреть в будущее? Как надо воспитывать их? Подобные вопросы на сегодняшний день волнуют каждого творчески мыслящего и ответственного педагога.
Как подчеркивает Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов — «Новая модель образования ведет к формированию свободной личности, самостоятельно мыслящей в обществе. Мы будем иметь возможность воспитать личность с крепкой волей, с полной верой, имеющей определенные цели в жизни и осознающей ее ценность».
Из практики известно, что каждый ребенок имеет собственный характер. Некоторые из них, будучи «аномальными» или «асоциальными», трудновоспитуемые. Трудновоспитуемые дети — это те, кто остаются без внимания, не получили должного воспитания, оказались брошенными на произвол судьбы. Они появляются вследствие совершенных кем-то, когда-то ошибок, отсутствия индивидуального подхода к ним в процессе воспитания. Иначе говоря, это дети, которые оказались в стороне от нормального образовательно-воспитательного процесса, которые и не могли установить нормальных отношений с другими учениками, выразить свои душевные переживания. Стало быть, выражение «трудновоспитуемый» не сводится лишь к его негативной характеристике, к тому, что он дурной, испорченный и ненадежный ребенок. Необходимо уделить особое внимание, проявлять индивидуальное отношение и подход к трудновоспитуемому ребенку.
Не секрет, что в процессе образования приходится сталкиваться с трудновоспитуемыми детьми. В настоящее время разработаны научные методы воспитания по индивидуальному подходу к таким ученикам, а также способы преодоления их моральных недостатков, преодоление их порочных качеств. Согласно исследованиям ученых, кроме социальных причин, возникновения трудновоспитуемых, капризных, аморально неустойчивых детей, существуют также педагогические и психологические факторы. Ребенок, прежде чем ступить на порог школы, в течение своей 6–7 летней жизни развивает свое мировоззрение и характер. Признавая, что воспитание ребенка — совместный долг семьи и школы, необходимо иметь в виду, что семья все-таки является первостепенным воспитателем в этом процессе.
Семья, придающая большое значение приобретению ребенком знаний, контролирует его домашние работы, помогает ему справиться с трудными заданиями, и наоборот, семья, не заботившаяся об учебе своего ребенка, считает, что ему достаточно лишь уметь писать и считать. С подобным отношением можно столкнуться у некоторых школьных учителей. Такое недостаточное внимание не может не оказывать негативного влияния на детей. Это приводит к неуспеваемости ребенка, и ребенок постепенно становится трудновоспитуемым. По словам русского педагога Сухомлинского, «доверие к стремлениям ребенка – это проявление мудрости, человеческой терпеливости».
Трудновоспитуемый ребенок с детства крайне нуждается во внимании и любви. Необходимо проявлять доброту и заботливость в воспитании ребенка, особенно в работе с трудновоспитуемыми детьми. Нет единой причины формирования трудновоспитуемых детей. Вместе с тем, нет всеобщего целительного средства, избавляющего ребенка от такого состояния. Известно, что слабость общественного контроля, невнимательность семьи, верхоглядство на воспитание ребенка могут вызывать негативные последствия. В связи с этим можно в качестве примера привести следующий нелицеприятный случай, имевший место в городе Джизаке.
Р.Х. родился в 1995 году, проживает в махалле Иттифок города Джизака. 28 сентября 2009 года он сидел с несколькими парнями более старшего возраста в одном из ресторанов города Джизака и вся компания принимали спиртные напитки. По неизвестным причинам они избили молодого человека, который обслуживал их. Один из клиентов, наблюдавший за ними, вмешивается в скандал с целью разъединить их. Оставив в покое обслуживающего, нетрезвые парни избили того человека, который хотел примирить их и в результате он скончался из-за тяжелого ранения. Суд выносит решение о лишении свободы на 16–17 лет каждому из совершивших преступление, в результате которого погиб человек. А несовершеннолетнего Р.Х суд приговорил к 8 годам пребывания в исправительной колонии, учитывая его несовершеннолетие.
Имеется несколько причин появления подобных ситуаций: хорошая материальная обеспеченность, невнимательность родителей и учителя, вспыльчивость ребенка, отсутствие интереса у родителей к тому, как проводит их ребенок свой досуг, его бесконтрольность и др.
По этому вопросу мы были в махалле Р. Х., беседовали с его соседями. По их мнению, поскольку его родители были постоянно на работе, они не уделяли достаточно внимания воспитанию сына. Когда мы беседовали в школе с учителями, они сказали, что Р. Х. в начальных классах учился хорошо, но когда перешёл в старшие классы, его успеваемость ухудшилась. Следовательно, сотрудничество семьи и школы не было налажено должным образом, ибо если бы оно осуществлялось, контролировалось школьными учителями и родителями, в том числе и то, как Р. Х. проводит свое свободное время, то такой прискорбный случай не произошёл бы. В связи с этим приводим мнение американских психологов-практиков. Они утверждают что, прежде всего, необходимо влиять на ребенка по линии предотвращения негативных явлений в воспитании ребенка. Для этого нужно подготовить ребенка к тому, чтобы он сам себя старался изменить, то есть:
не теряться под влиянием внешней среды;
учиться тому, чтобы преодолевать разные личные трудности.
По мнению большинства ученых, можно преодолевать трудности в воспитании ребенка путем достижения определенной меры его психического развития. В целом, в психическом развитии человека и в формировании личных качеств решающее значение имеют внешняя среда и воспитание. Кроме того, сильным фактором, влияющим на формирование личности человека, является передача накопленного опыта детям в качестве средства воспитания.
В заключение можно сказать, что для предотвращения порочных качеств ребенка и их ликвидации необходимо обратить особое внимание на следующие пункты:
во-первых, определить возрастные особенности психического развития каждого подростка;
во-вторых, изучить изменения, происходившие в воспитании ребенка;
в-третьих, разработать специальные меры, направленные на нормализацию психического развития трудновоспитуемого ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно рекомендовать следующее:
усилить контроль учителей, родителей, а также общественности на территории школы, на улице;
учить ребенка способам эффективного использования его свободного времени и прослеживать, как это реализуется;
привлекать его в различные кружки, учитывая его интересы и способности;
повышать активность, давать поручения по его возможностям, связанные с участием в различных мероприятиях, проводящихся в школе, на вечерах и в кругу своих сверстников;
приобщать его к различным видам общественно-полезного труда;
применять различные способы поощрения по отношению к нему.
Литература:
- Каримов И. А. Узбекистан на пороге обретения независимости. — Т: Узбекистан, 2011. — 176с.
- Аникеева Н. П. Психологический дух в коллективе. –Т.: 1993
- Каримова В. М. Принципы социальной психологии. –Т.:1994.
- Садиков Б. Материалы на трудно воспитуемых подростков –Термиз.:2003.
- Турахонова Р. Психология трудно воспитуемых детей и обучить их. –Т.: “Укитувчи”, 1987.
- Шоумаров Г. Б. и другие. Совет психолога к матерям. -Т.:2002.