В статье анализируются особенности исчисления и уплаты НДС. Автором делается вывод о том, что налоговое законодательство должно строиться на основе всеобщих правовых принципов свободы, справедливости, равенства и ответственности.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, налогообложение, НДС, налоговое обязательство.
В условиях формирования и развития рыночной системы хозяйствования налогообложение является основным механизмом регулирования предпринимательской деятельности. Успешное развитие Российской Федерации во многом зависит от того, насколько справедливо и экономически обоснованно выстроена налоговая система, законодательно четко закреплены элементы налогового обязательства [1]. Формирование налогового законодательства, оказывающего стимулирующее воздействие на развитие предпринимательской деятельности, является важнейшим условием эффективного функционирования всей экономики [2].
Налог на добавленную стоимость является федеральным, косвенным налогом. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации его плательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели. Исчисление данного фискального платежа осуществляется с учетом следующих характеристик существенных элементов налогообложения:
основным объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации;
налоговую базу составляет выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, полученная как в денежной, так и в натуральной формах, включая оплату ценными бумагами;
налогообложение производится по ставке 0 процентов, 10 процентов, 18 процентов;
налоговый период равен кварталу;
налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога на основании документов бухгалтерского и налогового учета; сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз;
по общему правилу уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Для этого они обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие, что объем полученной ими выручки не превышает предельного размера, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.
Судебная практика исходит из того, что основная обязанность налогоплательщика заключается в информировании налоговых органов, поэтому уведомление об освобождении от уплаты НДС может быть представлено и после начала применения освобождения.
Налогоплательщику не может быть отказано в праве на освобождение от уплаты НДС только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.
Источников сведений о выручке организации, индивидуального предпринимателя за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета. При определении выручки не учитываются поступления по операциям, освобожденным от налогообложения; а также доходы по реализации подакцизных товаров [3].
НДС — один из самых сложных в расчете налогов. Поскольку он является косвенным, то есть включается в цену товара в виде торговой надбавки, законодательно предусмотрен механизм возмещения НДС из бюджета — если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Это привело к появлению фиктивных фирм-однодневок, которые, фактически не осуществляя предпринимательскую деятельность, нацелены на получение необоснованной налоговой выгоды [4].
Суды при разрешении налоговых споров в части возмещения НДС оценивают действия налогоплательщиков через призму обоснованности экономических расходов и решают вопрос об их добросовестности (недобросовестности).
Недобросовестными признаются налогоплательщики, которые:
неправомерно уменьшили суммы налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, полученным от должника при принятии залогового имущества в качестве залогового кредитора, а также были аффилированы со своим контрагентом [5];
на момент предъявления платежных поручений на уплату налога на добавленную стоимость у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате этого налога в бюджет, а также отсутствовали денежные средства на счете, поскольку фактическое их зачисление на счет налогоплательщика в размере, необходимом для уплаты налога, не производилось в связи с отсутствием на корреспондентском счете банка достаточного количества денежных средств [6];
контрагенты налогоплательщика обладают признаками недобросовестных налогоплательщиков, не обладают необходимыми специализированными трудовыми, материальными, техническими ресурсами для выполнения заявленных налогоплательщиком спорных работ; лица, числящиеся в качестве руководителей спорных организаций-контрагентов, не подтверждают обстоятельства совершения каких-либо сделок с налогоплательщиком, выполнения в пользу последнего каких-либо работ, подписания первичной документации [7];
представленные материалы в совокупности свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика и направленности его действий на получение необоснованной налоговой выгоды в виде занижения налоговой базы от реализации спорных ценных бумаг [8].
За последние годы внесены существенные изменения в акты законодательства о налогах и сборах, нацеленные на борьбу с незаконными действиями налогоплательщиков.
С 1 января 2015 года определенные категории налогоплательщиков — организаций обязаны представлять налоговые декларации в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. В случае нарушения данного правила ФНС России и ее территориальные органы вправе приостановить операции налогоплательщиков-организаций по их счетам в банке и переводов их электронных денежных средств.
Книги покупок и продаж стали составной частью налоговой декларации по НДС. Налоговые органы вправе в рамках камеральной налоговой проверки проверить соответствие сведений об операциях, отраженных в налоговой декларации по НДС покупателя, сведениям об этих операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС продавца. Противоречия между ними говорят о совершении налогового правонарушения.
Ужесточены правила регистрации вновь создаваемых юридических лиц. Например, необходимое для государственной регистрации заявление должно быть удостоверено подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке [9].
Данные законодательные изменения в полной мере соответствуют требованиям всеобщих правовых принципов свободы, справедливости, равенства и ответственности. Они позволяют рассматривать налоговое право как высшую социальную ценность [10].
Литература:
- Мирошник С. В. Финансовое обязательство как основа инновационного развития финансового права// Вопросы экономики и права. 2012. № 1.
- Мирошник С. В. Правовой стимул: понятие, структура//Бизнес в законе. 2013. № 5.
- Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»// Вестник ВАС РФ. 2014. № 7.
- Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»// Вестник ВАС РФ. 2006. № 12.
- Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2015 № 304-КГ15–15108 по делу № А45–16362/2014// СПС «Консультант Плюс».
- Определение Верховного Суда РФ от 17.09.2015 № 307-КГ15–10912 по делу № А13–5760/2014// СПС «Консультант Плюс».
- Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.12.2015 № Ф05–16594/2015 по делу № А40–106891/14// СПС «Консультант Плюс».
- Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2015 № 307-КГ14–8272 по делу № А56–50155/2013// СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»// Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431; Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4363.
- См.: Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.