Социальная политика понимается как целенаправленная деятельность государства по перераспределению ресурсов среди граждан с целью достижения благополучия. В структуре социальной политики центральное место занимает социальное обеспечение, социальная защита, социальная помощь, социальная работа.
Таким образом, эти элементы образуют и определяют социальную политику и от функционирования этих элементов зависит общественное развитие. Более развернуто можно пояснить, что элементами социальной политики становятся: поддержка семьи, детей, матерей, людей с ограниченными возможностями, пожилых и одиноких людей; медицинское страхование; социальное обслуживание; бытовое обслуживание населения, отдельные программы социальной серы (здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и т. д.), миграционная политика, адресная политика. Исходя из вышеизложенного, направлениями социальной политики можно определить — оказание помощи социально уязвимым слоям, развитие страхования, активизацию способностей человека для реализации собственного потенциала, что является также целью социальной работы.
С первых дней становления независимого государства в Узбекистане были расставлены приоритеты развития государства. Социальная политика в Республике Узбекистан является приоритетным направлением модернизации общества. Наглядным подтверждением этому является один из пяти принципов «узбекской модели», который сформулировал Президент Республики И. А. Каримов. «Обеспечить достойную и свободную жизнь, благополучие людей, живущих на нашей земле, создать все необходимые условия для того, чтобы каждый человек мог реализовать свои права и потенциальные возможности, — вот те важнейшие задачи, которые мы ставим перед собой при реформировании и обновлении общества» — этот принцип является главенствующим при осуществлении реформ в нашем государстве. [1]
Основой осуществления социальной политики в Узбекистане является законодательная база, Конституция РУ, международные конвенции, декларации, к которым Узбекистан присоединился после принятия независимости. В республике в области социальной политики приняты и действуют законы «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан», «О государственном пенсионном обеспечении граждан», «Об охране здоровья граждан», «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман)», «Об образовании», «Об органах самоуправления граждан», «О негосударственных некоммерческих организациях», «Об общественных фондах», «О благотворительности», «О гарантиях прав ребенка», «О ратификации конвенции о минимальном возрасте для приема на работу», «О противодействии торговли людьми», «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних». В рамках существующей социальной политики реализуются комплексные социальные программы, целью которых является концентрация общественных усилий, государственных инициатив, подкрепленных финансированием из государственного бюджета развитие определенной области социальной сферы. Так среди государственных программ имеющих социальную направленность объявляются каждые года развития республики.
Все это является свидетельством того, насколько большой вклад в республике осуществляется в социальную сферу. Это отражает период времени, когда правительство и общество совместно прилагают усилия на решение актуальных социальных проблем государства, а не просто обозначение отдельных годов развития государства. Так, например, только в 2007 году были приняты 26 законов и нормативно-правовых актов [2].
Высокую значимость социальной сферы отражает и отчисления из государственного бюджета. В Узбекистане в расходы государственного бюджета на социально–культурную сферу включаются расходы на образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту малоимущих слоев населения [3].
Характерной чертой социальной политики Узбекистана является опора на национальные традиции, коллективные формы взаимопомощи и поддержки населения. Известно, что на Западе характерной чертой оказания социальной помощи является опора на индивидуализм, «Восток же предполагает демократию, основанную на идее коллективизма, патернализма, приоритете общественного мнения» [4]. Действительно, опираясь на традиции, использование знаний о менталитете нашего народа, «для которого характерна высокая духовность, стремление к просвещенности, образованности, справедливости» [5], способствует стабильному развитию общества, достигаются высокие цели государства.
Особую роль в осуществлении социальной политики нашего государства играет махалля, своеобразный институт социальной помощи, имеющий долгую историю. С обретением Узбекистаном независимости роль и значение махалли в жизни общества значительно повысились. Были созданы надежные правовые условия развития органов самоуправления граждан. Учитывая национальные и социокультурные особенности нашего народа, махалля сочетает в себе и роль центра по оказанию помощи населению. Такой порядок существовал много веков назад. Именно здесь возможно было получить как материальную, так и моральную помощь. Необходимо отметить что роль и значение в жизни общества этого института значительно повысились с обретением Узбекистаном независимости. Были созданы надежные правовые условия развития органов самоуправления граждан, по Указу Президента Республики Узбекистан образован Республиканский фонд «Махалля», который был создан с целью укрепления статуса махалли, целью которого является оказание социальной помощи малообеспеченным слоям населения, основное направление деятельности фонда является развитие социально — экономического и культурного уровня, оказание различной помощи населению, обогащение национальных обычаев и традиций, координация и улучшение деятельности махаллинских комитетов [6].
В махалле оказывают материальную поддержку малообеспеченным семьям, проявляют заботу об одиноких престарелых гражданах и инвалидах. Через органы самоуправления совместно с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан оказывается адресная социальная поддержка малообеспеченных семей и семей с детьми. Самоуправление граждан, постепенная передача им части государственных полномочий и что особенно важно, расширения прав и роли негосударственных, общественных структур в более тесном выражении и защите профессиональных и социальных структур населения — в этом конкретно проявляется суть нашей концепции политического устройства: «От сильного государства к сильному гражданскому обществу». Исходя из вышеописанного, махалля действительно является механизмом реализации адресной социальной политики Узбекистана. Но в условиях быстро развивающегося и модернизирующегося общества комплексное решение проблем возможно при участии социальных служб, осуществляющих профессиональную помощь нуждающимся.
Литература:
- Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент: Узбекистон, 1997. –С.204
- Каримов И. А. Доклад Президента Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 15-летию Конституции Республики Узбекистан. Наша главная цель-неуклонно следовать курсом построения свободного общества и благополучной жизни. www.press-service.uz Дата обращения к ресурсу:1.02.2011
- Касымова Г. Актуальные вопросы государственного бюджетирования в условиях трансформируемой экономики// Perspectives of Innovations, Economics & Business, Volume 1, 2009. — P.64
- Каримов И. А. основные принципы общественно- политического и экономического развития Узбекистана. Доклад на I сессии Олий Мажлиса РУ.23.02.1995.Ташкент, Узбекистан,1995. –С.10
- Каримов И. А. основные принципы общественно- политического и экономического развития Узбекистана. Доклад на I сессии Олий Мажлиса РУ.23.02.1995.Ташкент, Узбекистан,1995. –С.8
- Ўзбекистон Республикаси. Энциклопедик маълумотнома. — Тошкент: Давлат илмий нашриёти, 2002. — Б. 225–226.