Экспериментальной базой исследования стал Северо-Кавказский филиал Московского гуманитарно-экономического института в г. Минеральные Воды, Ставропольского края. В эксперименте принимали участие студенты-первокурсники группы очного отделения в количестве 30 человек, получающие высшее образование по основной образовательной программе 080507.65 Менеджмент организации.
Проведение констатирующего этапа исследования по методике «Диагностика адаптивности, дезадаптивности (методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса К., Даймонда Р.)» позволило получить данные, которые занесены в таблицу 1
Таблица 1
Результаты диагностики адаптивности, дезадаптивности (методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса К., Даймонда Р.) со студентами 1 курса Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарно-экономического института
Код студента |
Адаптация норма 68–136 |
Самопринятие норма 22- 42 |
Принятие других норма 12–24 |
Эмоциональный комфорт норма 14–28 |
Интернальность норма 14–28 |
Стремление кдоминированию норма 10–20 |
01 |
110 |
34 |
18 |
14 |
28 |
20 |
02 |
120 |
37 |
20 |
16 |
26 |
13 |
03 |
67 |
42 |
20 |
14 |
28 |
14 |
04 |
34 |
12 |
10 |
12 |
10 |
13 |
05 |
38 |
18 |
8 |
12 |
8 |
5 |
06 |
78 |
36 |
16 |
28 |
24 |
14 |
07 |
120 |
40 |
16 |
26 |
20 |
15 |
08 |
100 |
25 |
15 |
20 |
25 |
16 |
09 |
95 |
22 |
17 |
22 |
23 |
18 |
10 |
46 |
16 |
10 |
10 |
8 |
14 |
11 |
89 |
40 |
16 |
16 |
20 |
15 |
12 |
85 |
40 |
20 |
20 |
19 |
20 |
13 |
91 |
32 |
21 |
21 |
25 |
16 |
14 |
95 |
30 |
18 |
19 |
20 |
18 |
15 |
100 |
24 |
22 |
18 |
20 |
20 |
16 |
106 |
28 |
20 |
18 |
19 |
20 |
17 |
90 |
26 |
20 |
20 |
18 |
14 |
18 |
54 |
20 |
8 |
8 |
14 |
17 |
19 |
51 |
20 |
6 |
8 |
14 |
15 |
20 |
43 |
18 |
6 |
8 |
8 |
10 |
21 |
98 |
42 |
12 |
24 |
26 |
14 |
22 |
69 |
28 |
12 |
24 |
28 |
15 |
23 |
76 |
30 |
16 |
19 |
24 |
15 |
24 |
48 |
16 |
10 |
6 |
14 |
20 |
25 |
88 |
26 |
24 |
18 |
16 |
20 |
26 |
90 |
40 |
22 |
17 |
17 |
16 |
27 |
90 |
36 |
23 |
18 |
28 |
15 |
28 |
130 |
35 |
20 |
20 |
26 |
13 |
29 |
123 |
33 |
21 |
24 |
24 |
12 |
30 |
50 |
15 |
6 |
24 |
25 |
10 |
Общие данные |
Норма: 22 чел. (73 %) Отклонение: 8 чел. (27 %) |
Норма: 22 чел. (73 %) Отклонение: 8 чел. (27 %) |
Норма: 22 чел. (73 %) Отклонение: 8 чел. (27 %) |
Норма: 23 чел. (77 %) Отклонение: 7 чел. 23 %) |
Норма: 26 чел. (87 %) Отклонение: 4 чел. (13 %) |
Норма: 29 чел. (97 %) Отклонение: 1 чел. (3 %) |
Таблица 1 наглядно демонстрирует, что данная группа студентов-первокурсников по показателю «адаптация» характеризуется как адаптируемая к требованиям ВУЗа, однако 8 студентов имеют отклонения от нормы по этому показателю.
«Самопринятие» и «принятие других» зафиксировано, как аналогичный результат показателю «адаптивность», а именно — 22 человека –норма, и 8 отклонение от нормы.
«Эмоциональный комфорт» в новых условиях жизнедеятельности испытывают 23 студента и 7 человек «эмоциональный дискомфорт».
Показатель «интернальности» распределил студентов на две группы: 26 человек–норма и 4 человека –отклонение от нормы.
Практически все студенты склонны к стремлению к доминированию — их 29 человек, и лишь один студент не проявляет данной направленности.
В диаграмме 1 отображены все показатели данной методики в кривых нормы и ее отклонения.
Рис. 1. Показатели диагностики адаптивности, дезадаптивности (методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса К., Даймонда Р.) со студентами 1 курса Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарно-экономического института (в кривых нормы и отклонения)
Диаграмма 1 наглядно демонстрирует расхождения между критериями нормы и отклонения по всем показателям, особенно по показателю стремление к доминированию (97 % к 3 %), который определяется как иерархия социальных отношений, предполагающая борьбу за приоритетные позиции. Характеризуется стремлением контролировать свое социальное окружение, воздействовать на других, давать советы, обольщать, убеждать, приказывать, запрещать, отговаривать 1, с.52–60. Лишь один человек в данной группе является ведомым, проявляющий зависимость, тенденцию полагаться на чужое мнение, не конкурировать, не соревноваться с другими людьми, такие студенты стараются оставаться в тени.
В данном исследовании нас особенно интересует показатель «адаптация» в выборке. 73 % студентов (22 человека) адаптировались к условиям ВУЗа. Их индивидуальные особенности психической деятельности, присущие студентам личностные характеристики, интеллектуальное развитие, свойства темперамента, эмоционально-волевые качества, мотивации сыграли важную роль в успешности адаптации к условиям обучения в вузе, наряду с физиологическими, морфологическими и биохимическими особенностями организма.
И лишь 8 человек (27 %) процесс адаптации еще не осуществили, они характеризуются нарушением приспособляемости к изменившимся условиям среды обучения у них снижены также показатели: принятия других, самопринятие; эмоциональный комфорт; интернальность.
По результатам второй методики «Диагностика уровня стрессоустойчивости (Бостонский тест на стрессоустойчивость)» была составлена таблица 2.
Таблица 2
Показатели диагностики уровня стрессоустойчивости (Бостонский тест на стрессоустойчивость)» со студентами 1 курса Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарно-экономического института.
Уровень стрессоустойчивости |
Баллы |
Код |
Высокий |
5 |
01 |
Высокий |
6 |
02 |
Средний |
12 |
03 |
Низкий |
32 |
04 |
Низкий |
34 |
05 |
Высокий |
5 |
06 |
Средний |
14 |
07 |
Высокий |
6 |
08 |
Высокий |
6 |
09 |
Низкий |
34 |
10 |
Средний |
15 |
11 |
Высокий |
7 |
12 |
Высокий |
8 |
13 |
Высокий |
8 |
14 |
Средний |
12 |
15 |
Средний |
16 |
16 |
Средний |
16 |
17 |
Низкий |
36 |
18 |
Низкий |
36 |
19 |
Низкий |
34 |
20 |
Средний |
18 |
21 |
Средний |
24 |
22 |
Средний |
22 |
23 |
Низкий |
34 |
24 |
Средний |
23 |
25 |
Средний |
25 |
26 |
Высокий |
6 |
27 |
Высокий |
8 |
28 |
Высокий |
4 |
29 |
Низкий |
36 |
30 |
Общие данные: 11 человек (37%) – высокий уровень стрессоустойчивости 11 человек (37%)–средний уровень стрессоустойчивости 8 человек (26%)–низкий уровень стрессоустойчивости |
||
В данной выборке студентов по 11 человек (всего 22 студентов 74 %) диагностирован высокий и средний уровень стрессоустойчивости. У этих студентов стрессоустойчивость обеспечивает им «достаточный уровень прочности» и сопротивляемости препятствиям, а, следовательно, они могут ставить перед собой цели, соответствующие высокому уровню притязаний.
И у 8 человек (26 %) –низкий уровень стрессоустойчивости, эти студенты имеют нарушения в социальном взаимодействии, характеризуются эмоциональной нестабильностью, высоким уровнем тревожности, низким уровнем саморегуляции.
По методике «Шкала психологического стресса PSM-25» (Т. А. Немчин) были получены результаты, занесенные в таблицу 3.
Таблица 3
Результаты исследования по методике «Шкала психологического стресса PSM-25» (Т.А.Немчин) со студентами 1 курса Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарно-экономического института.
Уровень стресса |
Баллы |
Код |
Низкий |
92 |
01 |
Низкий |
96 |
02 |
Низкий |
90 |
03 |
Высокий |
132 |
04 |
Высокий |
134 |
05 |
Низкий |
95 |
06 |
Средний |
114 |
07 |
Низкий |
96 |
08 |
Низкий |
96 |
09 |
Высокий |
134 |
10 |
Низкий |
75 |
11 |
Низкий |
97 |
12 |
Низкий |
98 |
13 |
Низкий |
98 |
14 |
Средний |
112 |
15 |
Низкий |
86 |
16 |
Средний |
116 |
17 |
Высокий |
136 |
18 |
Высокий |
136 |
19 |
Высокий |
134 |
20 |
Средний |
118 |
21 |
Средний |
124 |
22 |
Средний |
22 |
23 |
Высокий |
134 |
24 |
Средний |
123 |
25 |
Низкий |
85 |
26 |
Низкий |
96 |
27 |
Низкий |
95 |
28 |
Низкий |
95 |
29 |
Высокий |
136 |
30 |
Общие данные: 15 человек (50%) – низкий уровень стресса 7 человек (24%)–средний уровень стресса 8 человек (26%)– высокий уровень стресса |
||
По данной методике выяснилось, что 26 % студентов-первокурсников характеризуются высоким уровнем стресса. Обучение в высшем учебном заведении для них является стрессом. Они испытывают проблемы с финансами, жилищные проблемы, им сложно самостоятельно обеспечить себя питанием, они испытывают сложности с приобретением знаний, с переработкой большого количества информации на парах в период учебной деятельности.
Половина исследуемых студентов (50 %) демонстрируют низкий уровень стресса в адаптационный период к требованиям вузовского обучения. И 24 % — средний уровень стресса. У данной категории студентов процесс приобщения к условиям вузовского образовательного процесса протекает благополучно, они становятся субъектами новых видов деятельности и отношений и, следовательно, готовность этих студентов к изменившимся условиям обучения ориентирует их на качественные изменения в структуре их личности как будущего профессионала.
Таким образом на этапе констатирующего эксперимента, были сделаны следующие выводы:
- Данная студенческая группа, состоящая из тридцати человек в своем составе имеет 73 % студентов (22 человека) адаптированными к условиям ВУЗа. Их индивидуальные особенности психической деятельности, присущие студентам личностные характеристики, интеллектуальное развитие, свойства темперамента, эмоционально-волевые качества, мотивации сыграли важную роль в успешности адаптации к условиям обучения в вузе, наряду с физиологическими, морфологическими и биохимическими особенностями организма. И лишь 8 человек (27 %) процесс адаптации еще не осуществили, они характеризуются нарушением приспособляемости к изменившимся условиям среды обучения.
- В данной выборке студентов по 11 человек (всего 22 студентов 74 %) диагностирован высокий и средний уровень стрессоустойчивости. У этих студентов стрессоустойчивость обеспечивает им «достаточный уровень прочности» и сопротивляемости препятствиям, а, следовательно, они могут ставить перед собой цели, соответствующие высокому уровню притязаний. И у 8 человек (26 %) –низкий уровень стрессоустойчивости.
- Половина исследуемых студентов (50 %) демонстрируют низкий уровень стресса в адаптационный период к требованиям вузовского обучения. И 24 % — средний уровень стресса.
Диагностическое выводы позволяют утверждать, что студенты –первокурсники подвержены высокому уровню стресса, низкому уровню стрессоустойчивости в период начала обучения в ВУЗе и именно у таких студентов наблюдаются отклонения от нормы адаптации.
Литература:
- Аракелов, Г. Г. Стрессфакторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества / Г. Г. Аракелов, В. В. Аршинова, Г. Е. Жданова.// Психологическая наука и образование. — 2008.№ 2. — С.52–60.