Порядок формирования конституционных судов федеральных земель ФРГ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 29.02.2016

Статья просмотрена: 3766 раз

Библиографическое описание:

Урбаева, А. П. Порядок формирования конституционных судов федеральных земель ФРГ / А. П. Урбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 524-527. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26513/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье рассматривается порядок формирования конституционных судов федеральных земель Германии. Проанализированы конституции федеральных земель и законы о земельных конституционных судах. Рассмотрены процедура формирования состава судей, требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей земельных конституционных судов, срок полномочий, и др. Опыт немецкого конституционного правосудия представляет большой интерес для относительно молодой системы конституционного судебного надзора Российской Федерации, находящейся на этапе формирования.

Ключевые слова: порядок формирования, конституционное правосудие Германии, федеральные конституционные суды ФРГ, органы конституционного контроля, Федеральный конституционный суд.

В рамках представленной статьи освещается вопрос об особенностях формирования земельных конституционных судов ФРГ. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что вопрос конституционных судов земель ФРГ в разные годы рассматривался С. А. Авакьяном [1, 2], В. А. Кряжковым [5], А. М. Брусиным [3], В. В. Кровельщиковой [4], Е. О. Юсуповой [11], М. А. Свистуновой [10].

Так, статьи С. А. Авакьяна (1996, 1997) представляют собой пояснения, перевод и комментарии законов об органах конституционного контроля двух немецких земель: Баварии и Мекленбурга-Передней Померании [1, 2]. В. А. Кряжков в своей статье «Конституционные суды земель Германии» (1995) обобщает состояние системы конституционного контроля после воссоединения «старых» и «новых» земель [5]. Диссертационное исследование А. М. Брусина затрагивает проблемы защиты конституционных прав и свобод личности ФКС и конституционными судами земель ФРГ [3]. Работа Е. О. Юсуповой (2006) посвящена сравнительно-правовому анализу деятельности конституционного суда Республики Башкортостан РФ и земли Бранденбург ФРГ по защите прав человека [11]. Диссертация В. В. Кровельщиковой (2004) охватывает генезис судебного конституционного контроля в землях ФРГ [4]. В монографии С. Г. Павликова обосновывается неизбежность специфического развития судебных систем федеративных государств (на примере России и Германии) [9].

С 1951 г. в г. Карлсруэ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов (палат) по 8 судей в каждом. По данным официального сайта ФКС ФРГ за период своего существования с 07.09.1951 г. по 31.12.2015 г. подлежало рассмотрению 220353 дела. Большую часть составляли конституционные жалобы (96,58 %), абстрактный и конкретный нормоконтроль (1,72 %), запрет политических партий (0,01 %), прочие процессы, напр., разрешение споров о компетенции(1,68 %), более ранние процессы, которые велись до 1960 г. (0,01 %) [8].

Нормативно-правовой базой для отправления правосудия служит Основной закон ФРГ 1949 г. с последними изменениями от 23.12.2014, а также Закон о Федеральном Конституционном Суде ФРГ от 12.03.1951 года, конституции федеральных земель и законы о земельных конституционных судах, где конкретизируются нормы о составе судов, порядке их формирования, полномочиях судей и пр. Последние изменения к Закону о ФКС были приняты 31.08.2015 [8]. Разграничение компетенции между ФКС и конституционными судами земель основано на том, что ФКС контролирует соблюдение Основного закона, а земельные — конституций земель. В данных вопросах они не вмешиваются в дела друг друга.

Как отмечает экс-судья земли Бранденбург Р. Вилль, «развитие конституционного правосудия в различных регионах ФРГ тесно связано с их конституционной историей, и на этом основании конституции и суды земель можно разделить на три группы. Первую группу составляют земли, конституции которых вступили в силу до принятия Основного закона ФРГ (1949), а конституционные суды возникли, соответственно, ранее Федерального конституционного суда (1951). Они стали образцами для федерального законотворчества и государственного строительства. В эту группу входят следующие земли: Бавария, Гессен, Рейнланд-Пфальц и Бремен. Во вторую группу входят земли, которые приняли свои конституции и учредили конституционные суды после вступления в силу Основного закона, но до объединения Германии. Они ориентируются на Основной закон и Федеральный конституционный суд. К этим землям относятся: Северный Рейн-Вестфалия, Гамбург, Баден-Вюртемберг, Саар, Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония. Третью группу составляют «новые» федеральные земли: Бранденбург, Саксония, Саксония-Анхальт, Мекленбург-Передняя Померания, Тюрингия и Берлин. Они приняли свои конституции и создали конституционные суды уже после объединения Германии, на основе более чем сорокалетнего конституционного опыта страны» [4, с. 133–134].

Например, в федеральной земле Берлин еще в конституции 1950 г. в ст. 72 предусматривалось формирование Конституционного суда, но ввиду особого политического статуса Берлина в разделенной на сектора Германии данный орган конституционного судебного контроля появился только четыре десятилетия спустя. 23.11.1995 была принята Конституция земли Берлин, а 08.11.1990 — Закон о Конституционном суде. 26 марта 1992 года в ландтаге прошли первые выборы судей конституционного суда федеральной земли Берлин [7].

Последней землей, в которой был образован конституционный суд, стал Шлезвиг-Гольштейн. До учреждения земельного органа конституционного судебного контроля в соответствии со ст. 99 Основного закона ФРГ и ст. 44 Конституции земли Шлезвиг-Гольштейн полномочия конституционного суда земли были возложены на ФКС. В 2006 г. в ст. 44 конституции федеральной земли были внесены изменения. С 01.09.2008 г. конституционный суд Шлезвиг-Гольштейна функционирует в полном объеме.

Порядок формирования состава судов может быть основан на выборном принципе или путем назначении на должность. Процедура избрания судей в Германии осуществляется исключительно парламентским путем. Как было отмечено, правом избрания судей наделены парламенты земель (ландтаги): в Берлине и ганзейских городах Бремен, Гамбург они именуются Bürgerschaft (парламент), что по существу не меняет положения дел. Данные города имеют исторически сложившийся статус отдельных федеральных земель.Например, Президент и вице-президент, а также пять членов суда Берлина избираются ландтагом, большинством в 2/3 голосов при тайном голосовании.

Срок полномочий судьи Конституционного суда Берлина равен семи годам. Переизбрание на второй срок исключено. Избирающий орган, т. е. ландтаг не связан кандидатурами на должность судей, которые включены в список Федерального министерства юстиции, и может учитывать других кандидатов.

Квалификация и профессиональный опыт кандидатов должны отвечать высоким требованиям. Что касается возрастного ценза, то он не является единым для всех шестнадцати земель ФРГ. Для судей ФКС согласно §4 ч.1 Закона о Федеральном конституционном суде минимальный возрастной порог равен 40 годам. Например, в самой большой по территории федеральной земле Баварии, а также в северном Шлезвиг-Гольштейне он также составляет 40 лет. В Берлине, Бранденбурге и Сааре установлен возрастной ценз, соответствующий 35 годам.Предельный возраст пребывания в должности судьи не должен превышать 68 лет.

Количественный состав судейского корпуса зависит от объема работы, территории и населения федеральной земли, и варьируется от 7 до 22 судей. Общее количество судей Конституционного суда Берлина — 9 человек, также как в Саксонии, Гамбурге, Рейнланд-Пфальце, Нижней Саксонии, Баден-Вюртемберге, 7 судей составляют конституционные суды таких земель, как Бремен, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Северный Рейн-Вестфалия. Ландтаг земли Саар избирает 8 судей, в то время как Гессен — 11. Наиболее интересен в этом плане Баварский конституционный суд, состоящий из Президента, 22 профессиональных судей и 15 прочих членов, которые должны обладать знаниями публичного права. Президент выбирается из президентов трех Верховных судов Баварии (Мюнхен, Нюрнберг, Бамберг). Как показывает статистика официального сайта ФКС ФРГ, чаще всего Конституционный суд возглавляет представитель Мюнхенского Верховного суда [8].

В двенадцати землях Германии каждый член Конституционного суда должен иметь своего заместителя. Тем не менее, в Баварии заместители предусмотрены только для 15 из 38 членов Конституционного суда земли. Профессиональные судьи и Президент суда заместителей не имеют. В Берлине, Северном Рейне-Вестфалии, Бранденбурге и Гессене должности заместителей отсутствуют. В федеральной земле Бремен для каждого из семи членов суда необходимо выбрать по два заместителя.

Законодательно закреплен принцип гендерного равенства, напр., в состав Конституционного суда Берлина должно входить не менее трех представителей одного пола.

Установление сроков полномочий судей, предельного возраста пребывания в должности позволяет обновлять состав конституционного суда, делать его подвижным. Срок полномочий в федеральных землях колеблется от 5 лет (в Тюрингии) до 12 лет (в Мекленбурге-Передней Померании). В Бранденбурге судьи имеют право занимать должность в течение 10 лет. Для преодоления кадрового «застоя» в конституционных судах существует также практика периодической ротации его состава на одну треть. Например, при общем девятилетнем сроке полномочий членов конституционного суда Баден-Вюртемберга его состав обновляется на одну треть каждые три года. Конституционный суд состоит из трех групп по трое судей в каждой. Первая группа, включающая в себя Председателя и его заместителя, должна быть представлена профессиональными судьями, члены второй группы должны иметь право занимать судебную должность, но не работать судьями, к третьей группе требование указанные требования не предъявляются. В Баварии профессиональные судьи входят в состав конституционного суда в течение 8 лет, в то время как прочие члены суда и их заместители избираются ландтагом на 5 лет. В федеральной земле Гессен срок полномочий пяти профессиональных судей не должен превышать 7 лет, в то время как шесть остальных членов избираются на период деятельности ландтага.

Нередко конституция или закон оговаривают невозможность (либо возможность) избрания судей на второй срок. Запрет на переизбрание конституционного судьи на новый срок является гарантией его независимости, по крайней мере, в отношении тех органов, которые участвуют в его назначении (избрании). Переизбрание на второй срок возможно в большинстве земель ФРГ.

Членами конституционных судов федеральных земель не могу быть представители законодательных органов власти и правительства. К примеру,в земле Баден-Вюртемберг законодательно закреплено требование о том, что члены конституционного суда и их заместители не могут входить в состав Бундестага, Правительства Федерации, парламента или правительства земли и не могут быть госслужащими.

Важно отметить, что конституционные суды работают не на постоянной основе, техническое обеспечение их деятельности осуществляется аппаратами других судов, а судьи осуществляют свою деятельность по совместительству. Только в Баварии на постоянной основе исполняет свои полномочия Генеральный секретарь суда.

В. В. Кровельщикова вслед за В. А. Кряжковым указывает на то, что «двойной статус председателя и профессиональных судей, — по существу ядра конституционного суда, выводит из-под его контроля соответствующие высшие и, отчасти, иные земельные суды, способен породить противоречия, когда, с одной стороны, судьи конституционных судов руководствуются нормами об этих судах, а с другой — должны подчиняться общему законодательству о судьях». По её мнению, это обусловило то, что «в России субъекты Федерации не восприняли немецкий опыт формирования конституционных (уставных) судов и технического обеспечения их деятельности аппаратами других судов» [5, c. 18].

Тем не менее, немецкая система конституционного судебного контроля представляет интерес для конституционных (уставных) судов Российской Федерации, поскольку процесс формирования судебных органов субъектов РФ еще не закончен. Все земли ФРГ имеют четко проработанную нормативно-правовую базу в виде земельных конституций, законов о конституционных судах. В данных НПА регламентируется порядок формирования органов судебного контроля. Вопрос о том, в какой степени модель немецкого конституционного правосудия может быть ассимилирована в российских условиях, остается открытым.

Литература:

  1. Авакьян С. А. Закон о Баварском Конституционном Суде (пояснения, перевод и комментарии) / С. А. Авакьян // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. — 1996. — № 4. с. 88–89.
  2. Авакьян С. А. Закон о Конституционном Суде земли Мекленбург-Форпоммерн. (ФРГ): пояснения, перевод, комментарии / С. А. Авакьян // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. — 1997. — № 6. с. 60–87.
  3. Брусин А. М. Защита конституционных прав и свобод личности как направление деятельности Федерального Конституционного Суда и конституционных судов земель ФРГ: сравнительно-правовой аспект: дисс. к. юр. наук / А. М. Брусин; Санкт-Петербургский государственный университет. — Санкт-Петербург, 2002. — 162 с.
  4. Вилль Р.Политические права и свободные выборы: сборник докладов. — М.: Институт права и публичной политики, 2005. — 288 с.
  5. Кровельщикова В. В. Конституционные суды земель Германии: дисс. к. юр. наук / В. В. Кровельщикова, Томский государственный университет. — Томск, 2004. — 189 с.
  6. Кряжков В. А. Конституционные суды земель Германии / В. А. Кряжков // Государство и право. — 1995. — № 5. — с. 117–27.
  7. Официальный сайт Конституционного суда федеральной земли Берлин ФРГ. URL: http://www.berlin.de/sen/justiz/gerichte/lverfgh/ (дата обращения 24 февраля 2016).
  8. Официальный сайт Федерального Конституционного суда Германии. URL: http://www.bundesverfassungsgericht.de/ (дата обращения 24 февраля 2016).
  9. Павликов С. Г. Системы судов субъектов федеративного государства. — М.: Изд-во «ЮРКОМПАНИ», 2012. — 516 с. — (серия «Актуальные юридические исследования»).
  10. Свистунова М. А. Судебный конституционный контроль в Федеративной Республике Германии: конституционно-правовой статус Федерального конституционного суда: дисс. к. юр. наук / М. А. Свистунова; Московская государственная юридическая академия. — Москва, 2007. — 198 с.
  11. Юсупова Е. О. Защита прав человека конституционными судами субъектов федеративных государств: на примере Республики Башкортостан РФ и Земли Бранденбург ФРГ: дисс. к. юр. наук / Е. О. Юсупова; Башкирский государственный университет. — Уфа, 2006. — 167 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конституционный суд, Берлин, суд, судья, Федеральный конституционный суд, Бавария, земля, Бранденбург, конституционный контроль, федеральная земля.


Ключевые слова

порядок формирования, конституционное правосудие Германии, федеральные конституционные суды ФРГ, органы конституционного контроля, Федеральный конституционный суд., Федеральный конституционный суд

Похожие статьи

Принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные отраслевые принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Исходя из особой специфики данного судопроизводства и отсутствия специального закона, автор проводит анал...

Место и роль Конституционного суда в судебной системе Российской Федерации

Постоянному обсуждению подвергаются решения органов Конституционного контроля, как в теоретическом, так и практическом плане. Конституционный суд Российской Федерации является одним из базовых органов в системе разделения власти. В данной статье опис...

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в единой судебной системе РФ

В статье рассматриваются пути решения проблем связанных с Конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации в единой судебной системе Российской Федерации. Статья ориентирована на улучшение и образование Конституционных (уставных) су...

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации как дополнительная гарантия защиты прав несовершеннолетних

Настоящая статья посвящена вопросам совершенствования механизма защиты прав несовершеннолетних в России в органах конституционного правосудия субъектов Российской Федерации. Анализируя вопросы конституционного правосудия, автор приходит к выводу о це...

Проблемы правового регулирования проведения депутатских слушаний в субъектах Российской Федерации

Данная статья освещает возможные проблемы правового регулирования проведения процедуры депутатских слушаний на уровне субъектов РФ. В статье рассматриваются особенности процедуры депутатских слушаний, состоящих из нескольких этапов. Практически в каж...

Взаимодействие Президента РФ с судебной властью

В настоящей статье рассматриваются вопросы взаимодействия Президента РФ с судебной властью, а также назначение на должность судей судебной системы РФ, порядок прекращения полномочий судей с акцентом на изменения, внесённые Законом РФ о поправке к Кон...

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: быть или не быть?

В данной статье анализируются вопросы целесообразности и актуальности учреждения конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации, а также приводятся различные причины отсутствия или наличия конституционных (уставных) судов в том или...

Конституционно-правовые гарантии судьи Конституционного Суда РФ

Исследование посвящено конституционно-правовым гарантиям судей Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ). Анализируется их особый статус, назначение, а также гарантии, предоставляемые Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционно...

Специальные органы при Президенте РФ

В статье освещаются органы, создаваемые при Президенте Российской Федерации, раскрываются сферы деятельности и полномочия консультативно-совещательных органов, в создании количества которых Президент РФ не ограничен. На основании литературных источни...

Организационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей

В настоящей статье рассмотрен анализ организационно-правового обеспечения деятельности, осуществляемой мировыми судьями. Перечислен ряд задач, которые в настоящее время стоят перед указанными судебными органами. Рассмотрены действия государства по ре...

Похожие статьи

Принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные отраслевые принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Исходя из особой специфики данного судопроизводства и отсутствия специального закона, автор проводит анал...

Место и роль Конституционного суда в судебной системе Российской Федерации

Постоянному обсуждению подвергаются решения органов Конституционного контроля, как в теоретическом, так и практическом плане. Конституционный суд Российской Федерации является одним из базовых органов в системе разделения власти. В данной статье опис...

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в единой судебной системе РФ

В статье рассматриваются пути решения проблем связанных с Конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации в единой судебной системе Российской Федерации. Статья ориентирована на улучшение и образование Конституционных (уставных) су...

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации как дополнительная гарантия защиты прав несовершеннолетних

Настоящая статья посвящена вопросам совершенствования механизма защиты прав несовершеннолетних в России в органах конституционного правосудия субъектов Российской Федерации. Анализируя вопросы конституционного правосудия, автор приходит к выводу о це...

Проблемы правового регулирования проведения депутатских слушаний в субъектах Российской Федерации

Данная статья освещает возможные проблемы правового регулирования проведения процедуры депутатских слушаний на уровне субъектов РФ. В статье рассматриваются особенности процедуры депутатских слушаний, состоящих из нескольких этапов. Практически в каж...

Взаимодействие Президента РФ с судебной властью

В настоящей статье рассматриваются вопросы взаимодействия Президента РФ с судебной властью, а также назначение на должность судей судебной системы РФ, порядок прекращения полномочий судей с акцентом на изменения, внесённые Законом РФ о поправке к Кон...

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: быть или не быть?

В данной статье анализируются вопросы целесообразности и актуальности учреждения конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации, а также приводятся различные причины отсутствия или наличия конституционных (уставных) судов в том или...

Конституционно-правовые гарантии судьи Конституционного Суда РФ

Исследование посвящено конституционно-правовым гарантиям судей Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ). Анализируется их особый статус, назначение, а также гарантии, предоставляемые Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционно...

Специальные органы при Президенте РФ

В статье освещаются органы, создаваемые при Президенте Российской Федерации, раскрываются сферы деятельности и полномочия консультативно-совещательных органов, в создании количества которых Президент РФ не ограничен. На основании литературных источни...

Организационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей

В настоящей статье рассмотрен анализ организационно-правового обеспечения деятельности, осуществляемой мировыми судьями. Перечислен ряд задач, которые в настоящее время стоят перед указанными судебными органами. Рассмотрены действия государства по ре...

Задать вопрос