Этико-аксиологическая детерминация социальной работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 29.02.2016

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Хадисова, К. В. Этико-аксиологическая детерминация социальной работы / К. В. Хадисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 852-855. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26530/ (дата обращения: 19.12.2024).



Социальная работа, являясь определенным видом профессиональной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как ее внутренними, так и внешними факторами. Ценность человека является гуманистическим базисом, фундаментальным основанием духовно-нравственного измерения и ориентиром социальной работы. Высшим гуманистическим смыслом социального развития признается отношение к человеку как высшей ценности бытия. Как свидетельствует генезис социальной работы, она оформилась не только как необходимый социокультурный институт, обеспечивающий помощь человеку в трудной жизненной ситуации, но и реализовывать основной принцип гуманизма — относиться к человеку как к высшей ценности.

Гуманизм — это сложное и многоплановое явление, в широком смысле этого слова употребляется как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Гуманистическое мировоззрение, возникшее еще в эпоху Возрождения, сыграло огромную роль в становлении теории и практики социальной работы. Его сущность состояла в признании человека высшей ценностью, в исключительном, неотъемлемом и естественном характере его прав и свобод. Гуманизм проявляется в таких ценностных ориентациях и установках как «человечность», «уважение», «ответственность», «любовь», «забота», «моральный закон», «долг». Огромный вклад в развитие гуманизма внесли и философы-просветители, которые рассматривали вопросы помощи человеку и его ценности. К ним относились Ж..-Ж.. Руссо, Д. Дидро, М. Монтень, Д. Милль, И. Бентам, И. Кант. В своих трудах они рассматривали идеи ценности человека, справедливости, способы достижения равенства в обществе, гармонизации общественных отношений. И. Кант исходил из принципа нравственного долга заботы об окружающих.

Тенденция развития к гуманистическому мировоззрению отражает нравственную эволюцию цивилизованного общества. Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Именно поэтому в социальной работе находит отражение практической реализации гуманистических идей. В теории социальной работы гуманизм — это мировоззрение, выступающее в современном цивилизованном мире в роли положительного социального идеала. По своим целевым функциям гуманизм, находящий свое отражение в целях и задачах, принципах социальной работы является действующей тенденцией гармоничного развития личности, способствующей обогащению ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности.

Основная стратегия социальной работы состоит в изучении человека, в его целостности его мира, его индивидуальности и универсальности. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Формирование мира человека — сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение и оценка вещей [2].

Гуманистическая модель социальной работы выражается в психолого-ориентированных моделях, то есть её базис составляют психологические концепции, модели, подходы. Гуманистическая психология исходит из экзистенциальных установок о том, что человек находится в вечном становлении и развитии, сам является творцом себя на основе свободы выбора, осознания смысла жизни и реализации своих возможностей. К представителям гуманистической психологии относятся К. Роджерс (теория и индирективная психотерапия, Я-концепция), А. Маслоу (теория самоактуализации), Г. Олпорта (теория личностных черт), Ш. Бюлер (о жизненном пути личности), Ф. Франкл (логотерапия), идеи Р. Мэйя. Основу концепции К. Роджерса составляет разработанная им клиент-центрированная (или личностно-центрированная) терапия, которая является одно из ключевых принципов работы социального работника с клиентом. Человек, находящийся в пограничной, трудной жизненной ситуации, находится близко к моменту переоценки своей жизненной ситуации и осознании себя как субъекта деятельности. И социальный работник, работающий в рамках гуманистической парадигмы должен показать клиенту, что, опираясь на ресурсы внутренние ресурсы самого клиента, путем тесного взаимодействия они способны решить проблемную ситуацию.

Гуманистическая модель социальной работы опирается на ряд принципов:

 Человек свободен по-своему чувствовать, переживать, воспринимать жизнь, и потому он ответственен за свои поступки.

 Природа человека не может быть определена исчерпывающим образом, поскольку человек — это не только то, что он есть, но и то, кем он может быть, т. е. он не просто субстанция, но и проект, становление, обещание, надежда, мечта и идеал. Он стремится к развитию, и возможности его роста, прорыва за границы уже существующего беспредельны.

 Человек должен признавать за другими право самостоятельно и свободно творить свою жизнь, ценить внутренний мир другого человека.

 Любой опыт в жизни человека, даже оцениваемый личностью как негативный, — это полезный, значимый и уже неотъемлемый от внутренней жизни индивидуальный опыт человека, достойный уважения и признания [3].

В заключении можно отметить, что социальная работа является важным элементом современного общества. Социальная работа — это один из механизмов государства, цель которого заключается в достижении устойчивого динамичного развития общества посредством повышения эффективности функционирования каждой личности, в первую очередь дезадаптированной, социально незащищенной. При этом благо отдельного человека выступает основой достижения блага общества. Качество и уровень социальной работы во многом отражают самосознание нации, степень цивилизованности и демократичности государства. Теория и практика социальной работы непосредственно связана с человеком, с взаимоотношениями между личностью и коллективом, между социальными группами, между личностью, обществом и государством. Данный вид социальной деятельности направлен на реализацию процесса социализации человека, на совершенствование общественных отношений, на проведение в жизнь идей гуманизма и справедливости. Основная цель социальной работы заключается в том, чтобы сохранять комфортное, безопасное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1997. — 269 с.
  2. Кудишина А. А. Основные принципы гуманистической психологии. — М.: «Академия» 2009. — 348 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, гуманистическое мировоззрение, высшая ценность, гуманистическая модель, гуманистическая психология, личность, социальный работник, трудная жизненная ситуация.


Задать вопрос