Современная ситуация в образовании является непростой. Растет число детей с различными нарушениями речи. Как указывают Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова: «Подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет». Наблюдается увеличение речевых патологий и среди детей дошкольного возраста. Большинство таких детей имеют грубые речевые нарушения, следствием которых становятся затруднения в возможности использования различных методик по преодолению трудностей речевого развития.
Речевые нарушения, встречающиеся у детей, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письму и чтению. Это отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Увеличение численности лиц с нарушениями речи стало одной из основных причин для активного использования логопедических занятий. Известно, что речевое развитие ребенка дошкольного возраста происходит через тесный эмоционально-личностный контакт и зависит от характера взаимодействия с ним родителей, педагогов, воспитателей, а так же от содержания обучения и воспитания.
Именно поэтому одним из важнейших звеньев помощи детям с речевыми проблемами является логопедические занятия, которые должны осуществляться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для оказания помощи детям дошкольного и школьного возраста специалисты зачисляют их на занятия, где широко используются различные принципы, методы и приемы коррекции речевых нарушений. Кроме этого, развитие современного общества предъявляет новые требования к образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания учебных программ, результатам и результативности их деятельности.
На логопедических занятиях наряду с традиционной методикой активно используются нетрадиционные методы коррекционного воздействия такие, как сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и др.
В книге М. В. Киселевой «Арт — терапия в работе с детьми» большое внимание уделяется тому, что применение нетрадиционных методов взаимодействия с детьми на логопедических занятиях признано одним из эффективных средств, своевременной профилактики и коррекции нарушений в речевом развитии. [1, с. 57]
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, но хочется остановиться на одном, который является целесообразным и эффективным: песочная терапия.
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом и одним из основателей психоанализа. Благодаря Юнгу создание песочных картин переместилось в психологическую плоскость и существует в настоящий момент. Он считал, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. [1, с. 20]
Наблюдения и опыт многих зарубежных и российский исследователей показали, что перенос обучающих и коррекционно-развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, значительным образом повышается интерес к занятиям, т. е наблюдается резкое возрастание познавательной активности. С другой стороны, развитие познавательных процессов происходит более гармонично.
Мы считаем, что использование метода песочной терапии в современном обществе является значимым, т. к. первые контакты детей между собой происходят, как правило, в песочнице во время игры.
Метод песочной терапии активно применяется на логопедических занятиях для развития мелкой моторики, работы над фонетической стороной речи, лексической, грамматической стороной речи, работа над формированием фразовой речи, а так же помогает создать положительный эмоциональный настрой на занятие и способствует установлению контакта с ребенком.
При проведении логопедических занятий в дошкольном возрасте работа с песком начинается сразу после выявления нарушений речи у ребенка. Так же использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в работе с детьми. В дошкольном образовательном учреждении логопедом используются игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи: [3, с. 29]
диагностика внутреннего состояния ребенка;
развитие диафрагмального дыхания;
развитие мелкой моторики;
развитие фонетической стороной речи;
развитие лексической стороной речи;
развитие грамматической стороной речи;
работа над формированием фразовой речи.
Занятия с использованием песочной терапии проводятся для детей, начиная с младшей группы, по 15–20 минут, как правило, по подгруппам или фронтально. С детьми подготовительной и старшей групп занятия могут быть как подгрупповыми, так и индивидуальными.
Логопед проводит занятия по песочной терапии в уютной и дружественной обстановке. На занятиях специалист сначала даёт возможность ребёнку познакомиться с оборудованием, с правилами игры на песке. Это вступительный, игровой этап занятий. Далее специалист предлагает ребёнку смоделировать сюжетную линию: либо сказочную (фантазийную), либо реальную (с использованием различных фигурок). Это основной этап занятий по песочной терапии. Логопед в этот момент внимательно наблюдает и оценивает поведение и реакции ребёнка, а так же это помогает установить контакт с ребенком, который необходим при проведении занятий.
При отборе материала для занятия необходимо использовать принцип индивидуального подхода в обучении, принцип доступности, соблюдение принципа постепенного усложнения материала и др.
Так, например, при автоматизации звуков необходимо учитывать фонетические требования, соблюдение постепенного нарастания произносительных трудностей, связанных с воспроизведением различного типа слогов и слов. Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех, которого они достигают в играх, является стимулом, для дальнейшего осуществления деятельности. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи логопедом необходим тщательный контроль над речевой деятельностью ребенка, тек же необходимо обращать внимание, на то, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания.
Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различного рода задания в общепринятой учебной обстановке.
Как правило, дети с речевыми расстройствами испытывают трудности в письме, чтении, счете, трудности ориентирования в пространстве, отсутствием к обобщению. Сочетание песочной терапии и использование дидактических игр позволяет обогатить словарь ребенка, уточнить знание предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, одежда, посуда и т. д. Дети с удовольствием заучивают «чистоговорки», стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.
Игры, с использованием песочной терапии можно условно разделить на три направления: [3 c. 26]
- Обучающие игры (направлены на развитие тактильно — кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук). Важным в обучающих играх является то, что ребенок говорит о своих ощущениях, происходит развитие внимания, памяти, мышления, фонематического слуха.
- Познавательные игры (направлены на познание ребенком окружающего нас мира).
- Проективные игры (направлены на осуществление психологической и логопедической диагностики, а так же коррекции и развития ребенка).
Нами проводилось экспериментальное исследование на базе образовательного учреждения дошкольной ступени с детьми подготовительной группы. Для занятий было взято 10 детей, логопедическое заключение у которых фонетико-фонематическое нарушение речи, дизартрия.У этой группы детей было нарушено произношение звука [Ш]. Звук всей группе детей был поставлен, но не автоматизирован.
Нами были разработаны упражнения по автоматизации [Ш] изолировано, в слогах и словах с использованием метода песочной терапии. Занятия проводились 3 раза в неделю, продолжительностью 20 минут, перед занятием проговаривались правила использования песка, проводилась артикуляционная гимнастика так же с использованием песочной терапии.
Цель эксперимента: выявление особенностей использования песочной терапии при автоматизации звука на логопедическом занятии.
Задачи эксперимента:
научить детей играть с песком;
развивать мелкую моторику;
активизировать познавательную деятельность ребенка;
развивать пространственные представления;
улучшить психологическую обстановку на логопедическом занятии с помощью песочной терапии;
разнообразить приемы и методы работы с детьми при автоматизации звука;
повысить интерес у детей к логопедическим занятиям;
вызвать у детей интерес к речевому материалу и работе с ним.
При проведении занятий с детьми с использованием песочной терапии, отмечалась их активность, повышалась работоспособность. У детей значительно возрос интерес к логопедическим занятиям, а так же дети чувствовали себя более успешными на занятиях.
Результатом эксперимента является, то, что у всех детей удалось автоматизировать звук [Ш] изолировано, в слогах и словах в течение одного месяца. При помощи песочной терапии это удалось сделать быстрее, чем при использовании традиционных методов автоматизации.
Таким образом, анализируя полученные данные в ходе проведенного исследования, мы пришли к выводу, что применение метода песочной терапии способствует более полному включению детей в образовательную деятельность, прочному запоминанию и повышению эффективности коррекционного процесса.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой особую невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на самовыражении ребенка по средствам творчества и свободного выражения переживаний, благодаря которому происходит регулирование внутреннего напряжения и поиск путей дальнейшего развития.
В заключение можно отметить, что игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, особенно при наличии у ребенка речевых нарушений, в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Так же песочницу можно использовать в качестве диагностического и развивающего средства.
Литература:
- Киселева М. В. Арт — терапия в работе с детьми: рук. Для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. — СПБ: Речь, 2008. — 160с.
- Кудинова М. А. Песочная игротерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи // Дошкольное образование — 2006. — № 1. — с. 16–20
- Семенова Н. А. С разрешения песочной феи: опыт использования игр с песком // Школьный психолог. — 2011. — № 16. — с. 19–31