Социальные проблемы антиобщественных действий молодежи и их профилактика в условиях образовательных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скачок, В. Е. Социальные проблемы антиобщественных действий молодежи и их профилактика в условиях образовательных учреждений / В. Е. Скачок, И. Ю. Кожекина, Э. С. Коротина, О. Л. Пантелеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 592-594. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26538/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время, проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих социум проблем относятся такие проблемы как распространение наркомании, СПИДа, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Молодежь — это особая социально-демографическая группа граждан страны, которая определяет её будущее. Для этого необходимо проработать различные механизмы для успешной социализации и самореализации. [3, 167 стр.]

Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Противоречия между открытыми возможностями и негативными последствиями процессов приводит к социальным конфликтам, различным отклонениям в поведении молодежи. Высокий накал конфликтов обусловлен обычно тем обстоятельством, что возможности, которые открываются для молодежи, находятся где-то в отдаленном будущем, что отрицательно сказывается уже сегодня.

Возрастные пределы и социальные статусы, различные социально-психологические особенности формируют некий образ молодежи, который стремится влиться в общественный строй, культуру и присущие данному социуму закономерности социализации. Таким образом, с одной стороны процесс акселерации ускорил физическое и половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. Но с другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с которым ассоциируется известная неполнота социального статуса.

Усложнение критериев социальной зрелости и признания в обществе в своей совокупности дают молодому человеку чувство весомости, а также соответствующий социальный статус. Правда стоит отметить, что их символическое значение не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность данных возрастных границ, хотя большинство склоняется, что нижняя граница молодежи между 14 и 16 годами, а верхняя примерно между 25 и 30 годами.

Решая вопрос жизненных ориентиров, отметим, что у молодёжи довольно слабое о них представление. Необходимость обозначить базовый ориентир в обществе, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой — обнаружило неспособность многих из них включиться в новую социальную реальность. К сожалению, нынешние социально-экономические программы почти не учитывают позицию молодёжи в процессе общественного развития. Таким образом, необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

Мировоззрение является выражением целостности духа, целостность эпохи создается под влиянием определенного уровня знаний и умений, а также под действием общественных интересов тех или иных социальных групп. Речь, идет собственно, о самоопределении человека в мире, о поисках им своего пути в обществе, о потребности понять себя, осмыслить свою жизнь и судьбу. Все эти проблемы важны для человека, затрагивают самую суть его бытия. [1, 5 стр.] Таким образом, потребности и подлинные цели в образовательных учреждениях помогают выделить обучающему на его дальнейшем пути.

В наши дни, когда происходит смена модели социально-экономического вектора страны, рынок адаптирует молодежь на совершенно иной тип поведения — активный, целеустремленный, предпринимательский.

Управляя своей жизнью в обществе, каждый человек решает массу жизненных задач. В этом и проявляется личность, что она может решать эти задачи. Одно и то же затруднение, решается разными молодыми людьми совершенно различными способами.

Молодежь очень восприимчива к разным экстремальным ситуациям, которые возникают в обществе, государстве и мире, как следствие неадекватная реакция на них проявляется в виде различных отклонений от нормальных социальных отношений. Как показывает практика, они бывают положительными, такими как художественное, научное творчество, а могут быть и негативными.

К последним относятся различные социальные патологии, такие как пьянство, наркомания, проституция, бродяжничество, преступления и другие. Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социума, а также десоциализированные — так называемые трудные подростки, которые ввиду различных обстоятельств не считаются полноценными членами определенной социальной группы.

Влияние на формирование негативного поведения у молодежи являются различные условия: у кого-то улица, у кого-то это семья, возможно конфликты в учебном или трудовом коллективе и т. д. Культурно-досуговая характеристика большинства молодежи с антиобщественным поведением существенно ниже сверстников, в том числе по причине проникновения по разным каналам праздных стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентациями нашего общества.

Антиобщественной поведением у молодежи тоже входит в ряд привычного. Нормой становятся культы жестокости и силы, половой распущенности и наркотиков, воображаемый культ вседозволенности и безнаказанности, порождая зависть и готовность использовать любые способы приобщения к красивой жизни, возможности не отказать себе в любых желаниях, даже если это причиняет другим ущерб, моральный или физический ущерб. Как показывают исследования, молодёжь отличается следующими характеристиками:

 довольно пренебрежительное использование культурного досуга;

 просмотр видео и телевидения, многочасовое бесцельное пользование компьютерной техникой преимущественно как трата свободного времени;

 чрезмерно доверительное отношение к информации, полученной в своей малой группе, где в основном проводится свое свободное время;

 ничтожность круга интересов, а также лояльное отношение к пассивно-потребительскому досугу и другим негативным его формам.

Для социализации личности необходимо усвоение норм и ценностей группы и общества. Личность должна обладать:

 обязанностями;

 правом — стремлением к собственной и уважением чужой независимости;

 призванием, т. е. самобытностью. [2, 94–95 стр.]

Для осознания причин антиобщественных действий молодежи можно отметить основные социальные проблемы, решение которых является для государства и общества первостепенной задачей. Одну из таких проблем можно обозначить как экономическое неравенство, благодаря которому огромная часть молодежи относится к слою малообеспеченных людей. Многие молодые семьи считают первичной задачей одеть и обуть, а также, чтобы их дети были сыты, а только затем на перспективу рассматривается такая проблема как воспитание.

Вторая по значимости социальная проблема молодежи — это трудности при трудоустройстве по профессии, как следствие, низкая квалификация молодых специалистов. Это взаимосвязано с неким романтическим мировоззрением российской молодежи, которое произошло под веянием товарно-сырьевой экономики. Большинство молодых людей при выборе своей будущей профессии ориентируются больше не на профессиональный и личностный рост, а исходят из правила, стая во главу угла зарабатывание денег.

Как подчеркивается в зарубежных исследованиях, связь между безработицей в сфере молодежи и социальным исключением прослеживается довольно четко, так как отсутствие возможности найти хоть какую-нибудь работу, не говоря уже о высокоприбыльной, рождает ощущение бесполезности, что в свою очередь подвигает к незаконным действиям, а значит и к антиобщественным деяниям.

Следующей немаловажной проблемой у молодежи является сохранность здоровья и ведение положительного образа жизни. Здесь отмечаются следующие угрозы, такие как заражение СПИДом и другими заболеваниями, передающихся половым путем, наркомания, курение, алкоголизм, высокий уровень травматизма, проблемы репродуктивной способности у молодёжи, увеличение психических расстройств, суицидальные проявления, в значительной мере низкая физическая культура и довольно поверхностные знания о здоровом образе жизни.

Четвертая причина из перечисленных — это правовой нигилизм. Вся социально-политическая пассивность кроется в присутствие более значимых проблем, например занятые поиском заработка, ощущении никчемности и бесполезности гражданской позиции и т. д. За последнее время с помощью активных мер активность молодежи повысилась, но трудности, однако, в этой сфере остались.

И, в заключение, одной из основных по значимости проблем в среде молодежи, остается проблема самоопределения, когда в эпоху компьютеризации и увеличения роли средств информации, распространения массовой культуры и культа потребительства, трудно найти какие-либо ориентиры, кроме материальных.

Как свидетельствует практика, люди часто сталкиваются с проблемами, которые сами не могут решить. Поэтому поддержка лиц, подверженных антиобщественному поведению просто необходима. Проведение профилактических работ является довольно эффективным средством для предотвращения усугубления ситуации и нормализации его внутреннего душевного состояния.

Профилактические действия по работе с молодежью в образовательных учреждениях представляют целый комплекс мероприятий педагогического характера по предупреждению любых отклонений. Единая профилактика по средствам групповых занятий, которые объединяют коллектив школьников или студентов, формируя положительную атмосферу и доносящую до молодежи истинные ценности в современном обществе. Также разработан комплекс мер и проводится работа в малых группах или конкретными лицами, у которых сформированы явно антиобщественное поведение или подверженные влиянию плохих компаний.

В таких серьезных случаях, в рамках образовательных учреждений, проводятся различные встречи и беседы с самим обучающимся, а также его родителями, возможно присутствие не только кураторов, но и профильных преподавателей, психологов, родительского комитета, руководства образовательных учреждений, представителей администраций и других объединений.

Наблюдается противоречие в жизненных установках. Изначально, способность рыночных преобразований устанавливать связи с необходимыми людьми признавалась молодежью в числе самых важных, в то время как в настоящее время становятся важными и предприимчивость, образованность, гибкость, готовность к переменам. На смену предвзятому отношению, что в жизни можно добиться многого только благодаря помощи родственников, родителей или знакомых приходит мысль, что личный вклад и активная жизненная позиция может привести каждого к успеху.

Подводя итог, можно констатировать, что для преодоления социальных проблем антиобщественных поведения молодежи требуется единый комплексный подход. От грамотной работы всего государства, занимающихся проблемами антиобщественного поведения, в том числе и образовательных учреждений, зависит явность принимаемых мер. Всё это, и многое другое, делается исключительно с одной составляющей целью — воспитать многогранную и образованную личность, конкурентоспособного на нынешнем рынке труда с позитивным мышлением и подлинными ценностями.

Литература:

  1. История философии: учебник / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск: Выш. шк., 2012. — 988с.
  2. Основы социологии и политологии: учебное пособие для колледжей и техникумов / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — СПб: СпецЛит, 2012. — 256 с.
  3. И. Н. Байкова. Социально-педагогические проблемы антиобщественных действий молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 2. Стр. 166–172
Основные термины (генерируются автоматически): антиобщественное поведение, молодежь, проблема, общество, социальная проблема молодежи, свободное время, учреждение.


Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Проблемы воспитания младших школьников из асоциальных семей и методы их решения

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Особенности межличностных отношений в группах сверстников в условиях дополнительного образования

Профилактика межличностных конфликтов в подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Проблемы воспитания младших школьников из асоциальных семей и методы их решения

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Особенности межличностных отношений в группах сверстников в условиях дополнительного образования

Профилактика межличностных конфликтов в подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде

Задать вопрос