Бюджет развития и формирование инвестиционной политики в регионах Кыргызской Республики
Хамрабаев Абдурасул Абдусаттарович, доцент;
Кокуева Эльмира Сатыбалдыевна, старший преподаватель
Университет экономики и предпринимательства (г. Джалал-Абад, Кыргызстан)
Региональная структура инвестиций связана с уровнем развития и инвестиционной привлекательности региона. В статье говорится о влиянии инвестиций на экономические и социальные развития того или иного региона.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, реальные инвестиции, структура инвестиций, проект развития.
Budget of the development and shaping investment politicians in region Kyrgyz Republic
Regional structure investment is connected with level of the development and investment attractiveness of the region. In article is spoken about influence investment on economic and social developments that or other region.
Keywords: Investments, investment attractiveness, real investments, structure investment, project of the development.
С обретением независимости Кыргызстан взял курс на построение демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Сложность переходного этапа усугублялась разрывом многосторонних хозяйственных связей, ликвидацией института централизованных субвенций и соответствующим сокращением объемов внешней торговли и производства. Все это негативно сказалось на процессах инвестиционной деятельности в республике.
Стимулирование отечественных и иностранных инвестиций позволит повысить объем капитальных вложений в экономику республики, так как низкая инвестиционная активность ухудшает перспективу ее конкурентоспособности и отрицательно отражается на сроках проведения экономических и социальных реформ. В связи с этим одной из важнейших задач является организация эффективной работы по привлечению, координации и управлению внешней помощью. Привлечение иностранных инвестиций в экономику республики способствует решению следующих основных проблем ее социально-экономического развития:
освоение невостребованного научно-технического потенциала, продвижение кыргызских товаров и технологий на внешний рынок;
содействие в расширении и диверсификации экспортного потенциала и развитии импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами в целях ускорения их освоения и развития;
создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства, освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
содействие развитию производственной и социальной инфраструктуры, особенно в депрессивных районах.
Государственные инвестиции являются важным элементом общей программы государственных расходов. Бюджет развития составляет около 20 % общих государственных расходов. В последние годы государственные инвестиции в основном финансировали за счет международных доноров. Некоторые из них находятся за пределами бюджета, что подрывает роль бюджета в распределении ресурсов приоритетным областям и программам. Хотя интегрирование этих расходов в структуру бюджета займёт определённое время.
В Кыргызстане инвестиции состоит из реальных инвестиций. Темп прироста реальных инвестиций за последние исследуемые пять лет составил 78,2 %. Львиная доля реальных инвестиций приходится на инвестирование в основной капитал и растет быстрыми темпами, темп прироста опережает общую сумму инвестиций и составляет 85,8 % (табл. 1). В то же время сокращаются прочие инвестиции (в капитальный ремонт основных средств и нематериальные активы).
Таблица 1
Структура инвестиций в Кыргызской Республике за 2009-2013 гг. [2]
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Изменение 2013 г. к 2009 г. (+,-) |
Всего инвестиций, млн. с. |
56768,1 |
51406,6 |
57487,9 |
81134,3 |
101174,6 |
44406,5 |
1. инвестиции в основной капитал, млн. с. |
52211,1 |
47915 |
52026,2 |
76196,4 |
97013,3 |
44802,2 |
То же в % к общей сумме инвестиций |
92,0 |
93,2 |
90,5 |
93,9 |
95,9 |
3,9 |
2. капитальный ремонт основных средств, млн. с. |
2479,2 |
2015,4 |
2533,3 |
2329,1 |
2342,3 |
-136,9 |
То же в % к общей сумме инвестиций |
4,4 |
3,9 |
4,4 |
2,9 |
2,3 |
-2,1 |
3. инвестиции в нематериальные активы, млн. сомов |
2077,8 |
1476,2 |
2927,9 |
2608,8 |
1819,0 |
-258,8 |
То же в % к общей сумме инвестиций |
3,6 |
2,9 |
5,1 |
3,2 |
1,8 |
-1,8 |
Инвестиции в основной капитал предусматривают вложения в создание новых и модернизацию действующих предприятий, т. е. увеличивает производственный капитал — основные средства и необходимые для их ритмичного функционирования оборотные средства.
Таблица 2
Источники инвестиций в основной капитал (капитальные вложения) за 2009-2013 годы [2]
|
Годы |
Изменение в 2013 г. к 2009 г.(+,-) |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
Всего инвестиции, млн. сомов |
42496,9 |
44333,3 |
49369,2 |
73222,2 |
82874,5 |
40377,6 |
в т. ч. 1. внутренние, в % |
70,6 |
77,3 |
73,8 |
67,0 |
63,5 |
-7,1 |
из них: 1.1. республиканский и местный бюджет, % |
15,2 |
9,0 |
11,6 |
5,2 |
4,6 |
-10,6 |
1.2. средства предприятий и организаций, % |
18,8 |
35,7 |
37,4 |
40,2 |
35,5 |
16,7 |
1.3. кредиты банков, % |
5,9 |
7,2 |
0,7 |
1,2 |
0,9 |
-5,0 |
1.4. средства населения и благотворительной помощи резидентов КР |
30,8 |
25,4 |
24,2 |
20,4 |
22,5 |
-8,3 |
2. внешние, в % |
29,4 |
22,7 |
26,2 |
33,0 |
36,5 |
7,1 |
из них: 2.1. иностранные кредиты, % |
17,5 |
10,9 |
16,9 |
24,4 |
15,0 |
-2,5 |
2.2. прямые иностранные инвестиции, % |
9,3 |
8,2 |
5,7 |
5,3 |
18,9 |
9,6 |
2.3. иностранные гранты и гуманитарной помощи |
2,7 |
3,6 |
3,6 |
3,3 |
2,7 |
|
Доля инвестиций за счет внутренних источников в 2013 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 7,1 процентного пункта. В то же время существенно изменилась структура инвестиций, где наблюдалось увеличение доли вложений за счет внутренних источников, а объем инвестиции проектов, осуществляемых за счет иностранных грантов и гуманитарной помощи за эти годы стабильны.
В Республике активизировалась инвестиционная деятельность. Объем инвестиций в 2013 году по сравнению с 2009 годом возрос в три раза. Если рассмотреть ее по источникам финансирования, то рост объема инвестиций произошел за счет кредитных ресурсов. За анализируемый период инвестиции, финансируемые иностранными грантами и гуманитарной помощи, выросли на 10 %, кредитами — в 4,8 раза, софинансируемые бюджетом — в 1,8 раза. Незначительное повышение грантовых источников инвестиций сопровождено улучшением экономики страны. В структуре инвестиций в 2009 году гранты составили 43,1 %, а в 2013 году — 16,1 %. В целом наблюдается рост уровня инвестиции в отношении Республиканского бюджет (табл.3). На софинансирование проектов мобилизовано 804,4 млн. сом.
Таблица 3
Инвестиционный бюджет Кыргызстана за 2009 -2013 гг. (млн. с.) [2]
Источники инвестиций |
Годы |
2013 г. в % к 2009 г. |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
Софинансирование |
454,9 |
498,8 |
626,4 |
549,4 |
804,4 |
1,8 |
Грант |
2 632,5 |
2355,2 |
4 681,2 |
4 731,0 |
2 945,3 |
1,1 |
Кредит |
3 023,8 |
5 979,5 |
8 478,2 |
15 629,2 |
14 495,2 |
4,8 |
Итого инвестиций |
6111,2 |
8833,5 |
13785,8 |
20909,6 |
18 244,9 |
3,0 |
Бюджет КР |
58628,2 |
68781,2 |
91544,1 |
107236,5 |
104271,3 |
1,8 |
Доля инвестиций в бюджете, в % |
5,2 |
8,7 |
9,3 |
14,6 |
13,9 |
|
Территориальная (региональная) структура инвестиций связана с уровнем развития и инвестиционной привлекательности региона. Она существенно оказывает влияния на экономические и социальные развития того или иного региона.
В 2013 году объем инвестиций в основной капитал составил 97013,3 млн. сомов, что на 24,7 процента больше, чем в 2012 г. В структуре инвестиций вложения в основной капитал занимали 95,6 %. Аналогичное положение наблюдается и в другие годы. Объемы инвестиции в 2013 году по сравнению с предыдущим годом увеличились во всех регионах, за исключением Джалал-Абадской, Иссык-кульской и Ошской областей. Данные показывают что, 29,8 % инвестиций привлекаются в г. Бишкек, Иссык-кульской области — 19,3 %, Чуйской области — 15,8 % (табл.4).
Таблица 4
Инвестиции по территории КР (млн. с.). [2]
|
2012 г., всего |
2013 г. |
2013 г. в % к 2012 г. |
|||
Всего |
В том числе |
Структура, в % к итогу |
||||
Основной капитал |
То же в % |
|||||
Баткенская область |
1759,0 |
2649,5 |
2328,2 |
87,9 |
2,6 |
150,6 |
Джалал-Абадская |
10380,8 |
10156,3 |
9654,9 |
95,1 |
10,0 |
97,8 |
Иссык-кульская |
19939,6 |
19576,1 |
19201,4 |
98,1 |
19,3 |
98,8 |
Нарынская |
521,5 |
1981,2 |
1782,5 |
90,0 |
2,0 |
379,9 |
Ошская |
4815,4 |
3615,2 |
3549,8 |
98,2 |
3,6 |
75,1 |
Таласская |
855,0 |
2732,6 |
2525,2 |
92,4 |
2,7 |
319,6 |
Чуйская |
10731,7 |
16027,5 |
15596,1 |
97,3 |
15,8 |
149,3 |
г Бишкек |
19437,6 |
30132,9 |
28535,2 |
94,7 |
29,8 |
155,0 |
г. Ош |
2869,7 |
6653,5 |
6444,3 |
96,9 |
6,6 |
231,* |
Предприятия без областного деления |
9824,0 |
7649,8 |
7395,7 |
96,7 |
7,6 |
77,9 |
По Республике |
81134,3 |
101174,6 |
97013,3 |
95,6 |
100 |
124,7 |
Отраслевая структура инвестиций направлена на повышение экономической эффективности приоритетных отраслей и осуществление структурных изменений в экономике. Изучение отраслевой структуры инвестиций позволяет организовать сбалансированность в развитии различных отраслей экономики, за счет достижения рациональной отраслевой структуры в позитивном направлении. Основная часть инвестиций в основной капитал в Кыргызстане (76 %) распределено в четырех отраслях: горнодобывающая промышленность (26,1 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (15,1 %), транспорт и связь (12,9 %), обрабатывающая промышленность (11,9 %). Быстрое развитие этих отраслей обеспечивает эффективность функционирования экономики Республики в целом.
Вместе с тем, проведенное нами исследование показывает, что соотношение уровня инвестиции в сельское хозяйство в общем объеме реального сектора экономики остается крайне низким. Такое положение свидетельствует о несоответствии политики Правительства с действительностью. На всех уровнях государственного управления говорят об огромных инвестициях, направляемых аграрному сектору — как приоритетному отраслью экономики страны. В этой связи, возникает необходимость при планировании инвестиций на ближайшую перспективу обратить внимание на наличие этих перекосов в отраслевой структуре (табл. 5).
Таблица 5
Отраслевая структура инвестиций в основной капитал (в % к итогу) [2]
|
Годы |
Изменение |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
Инвестиции, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
В том числе |
|
|
|
|
|
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
1,7 |
1,8 |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
-0,4 |
Горнодобывающая промышленность |
8,1 |
24,9 |
21,2 |
27,3 |
26,1 |
-18,0 |
Обрабатывающая промышленность |
9,9 |
6,3 |
3,8 |
10,3 |
11,9 |
2,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
13,8 |
10,9 |
5,7 |
14,2 |
15,1 |
1,3 |
Строительство |
0,3 |
0,1 |
0,6 |
0,1 |
0,6 |
0,6 |
Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
3,0 |
3,2 |
2,2 |
2,9 |
2,7 |
-0,3 |
Гостиницы и рестораны |
4,0 |
2,3 |
1,6 |
1,6 |
1,2 |
-2,8 |
Транспорт и связь |
17,9 |
17,9 |
28,3 |
15,2 |
12,9 |
-5,0 |
Финансовая деятельность |
1,6 |
1,6 |
1,1 |
1,3 |
1,0 |
-0,6 |
Операция с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям |
12,1 |
1,7 |
0,8 |
0,9 |
0,4 |
11,7 |
Государственное управление |
0,5 |
2,0 |
1,0 |
0,3 |
3,6 |
3,1 |
Образование |
2,6 |
1,7 |
3,2 |
3,0 |
2,6 |
- |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
0,5 |
1,0 |
0,6 |
0,6 |
0,8 |
0,3 |
Предоставление коммунальных и персональных услуг |
1,2 |
1,4 |
1,8 |
1,1 |
0,9 |
-0,3 |
Изучение структуру инвестиций позволяет правительству при помощи государственных бюджетных и привлеченных средств, планировать на перспективу развития того или иного отрасли и территории с учетом интересов страны в целом.
Аграрный сектор экономики был и остается ключевым в обеспечении продовольственной безопасности страны и занятости населения, а также является многопрофильным. В целом, по Республике с 1992 года по настоящий момент в аграрный сектор было привлечено 821,5 млн. долларов США, из которых кредиты составили 58,8 %, а гранты — 41,2 %. Учитывая то, что аграрный сектор пока остается убыточным и нерентабельным в него не идут частные инвестиции. В последние годы отмечается снижение объема грантовых средств и увеличение кредитных средств. Снижение объема средств гранта, по нашему мнению, связано с последствиями финансового кризиса в странах-донорах.
Ниже приведена сводная таблица по проектам в секторе сельского хозяйства и ирригации в разрезе областей на 2012-2014г. В целом из областей, можно выделить Чуйскую область, на которую приходится большая часть финансирования проектов в данном секторе. В частности, это связано с двумя проектами: "Улучшение управления водными ресурсами" и "Сельскохозяйственные услуги и инвестиции", основная реализация которых приходится на Чуйскую область.
Таблица 6
Бюджет проектов развития в секторе сельского хозяйства и ирригации по областям 2012-2014 гг. (в тыс. долл. США) [3]
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Баткенская область |
1919,6 |
1997,1 |
1411,8 |
Джалал-Абадская |
1503,1 |
704,1 |
1484,2 |
Иссык-кульская |
3427,8 |
1282,2 |
63,5 |
Нарынская |
1159,1 |
863,9 |
1106,1 |
Ошская |
1200,8 |
667,5 |
1437,2 |
Таласская |
925,6 |
789,5 |
871,8 |
Чуйская |
13285,0 |
6408,6 |
10776,3 |
Республика, всего |
23421,2 |
12712,9 |
17150,9 |
В том числе, в % |
|
|
|
грант |
84,1 |
81,6 |
55,6 |
кредит |
15,9 |
18,4 |
44,4 |
По данным департемента водного хозяйства Министерства сельскогохозяйства и мелиорации КР реализация проектов сельского хозяйства и ирригации улучшают площадь орошаемой земли на 795,6 тыс. га или % от общей площади орошаемых земель Республики. Несомненно, это повысить урожайность сельскохозяйственных культур, что в свою очередь способствует улучшению благосостояния и снижению бедности сельского населения.
На наш взгляд, каждый проект развития должен воздействовать на экономическое и социальное развитие финансируемого сектора, а также отдачу. Однако из-за отсутствия мониторинга после завершения проектов невозможно отслеживать достигнутые результаты. Это происходит отсутствием ответственность Исполнительных агентств, в связи упразднением их после завершения проектов.
Большинство проектов развития оказали позитивное влияние на социально-экономические развитие, росту уровня жизни населения республики. Поступающий значительный объем внешней помощи, позволяет Правительству отбирать наиболее эффективные проекты для их последующего включения в бюджет развития.
Литература:
- Быков А.В. Активизация инвестиционного процесса на сельхозпредприятиях //АПК: экономика, управление. М. — 2013. — № 2.
- Инвестиции в Кыргызской Республике: 2010-2012. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. — Бишкек: 2013г.
- Кыргызстан в цифрах: Статистический сборник. — Бишкек: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2012.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследования предпринимательской прибыли капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) : Пер. с немецк. — М.: Прогресс, 1982.