Правовое положение судей закреплено Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» [1], а также ст. 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [2], в которых говорится, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Становление независимого суда является сложным процессом, который неразрывно связан с общей эволюцией социальной системы, изменением массового и профессионального правосознания, гражданской активностью населения.
Целью настоящей работы является выявление проблем гарантированности социальной защиты судей и предложение способов их решения. Исследование будет проведено сквозь призму гарантий независимости судей.
Систему конституционно-правовых средств, обеспечивающих независимость судей можно представить следующим образом:
1) система отбора и назначения на должности судей;
2) конституционно-правовые институты несменяемости, неприкосновенности судей и невмешательства в их деятельность;
3) процессуальные гарантии независимости судей;
4) социальная защита судей как средство обеспечения их независимости.
Высказанное предложение нуждается в сравнительном анализе с нормативным содержанием ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», непосредственно посвященной «гарантиям независимости судей». Законодатель считает необходимым перечислить следующие гарантии: во-первых, предусмотренную законом процедуру отправления правосудия; во-вторых, запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в-третьих, установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; в-четвертых, право судьи на отставку; в-пятых, неприкосновенность судьи; в-шестых, систему органов судейского сообщества; в-седьмых, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Именно последняя правовая гарантия и представляет для нас наибольший интерес, т. к. ее рассмотрение и позволят нам достичь цели настоящей работы.
Нельзя не отметить чрезмерно многословные формулировки гарантий независимости судей, характерные для нормативного содержания ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Это не соответствует общепринятым правилам юридической техники. Вместо «социальных гарантий» законодатель употребляет «предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу». Слова «вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия» можно было бы без особого ущерба заменить более лаконичными конструкциями: «вмешательство в правосудие», «вмешательство в отправление правосудия» или «вмешательство в деятельность судьи» [3].
Помимо правового определения и гарантированности социальной защиты судей, имеется и финансовая плоскость данной сферы. Обилие актов, регулирующих этот сектор бюджетного финансирования, само по себе обусловливает их несбалансированность и отсутствие системности.
В целом же в настоящее время финансирование судебной власти в России далеко от идеала, что очевидно из анализа Концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р, в которой прямо (в разделе IV) сказано: «Несмотря на ряд позитивных перемен, произошедших в сфере правосудия в результате реализации Программы до 2012 года, и значительное увеличение бюджетных расходов на органы правосудия, имеются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации этой сферы удовлетворяет общество» [4].
При этом очевидно, что судебная система нашей страны в целом финансируется недостаточно — у нас на нее приходится около 0,7 % ВВП, тогда как редко в какой стране эта доля меньше 2 % ВВП. А объем средств на социальные гарантии действующих судей составляет около 30 % от потребностей [5].
Решением данной проблемы может стать законодательное утверждение нормативов финансирования судов. В плане выработки способов решения проблем финансирования и эффективного использования выделенных средств должна существенно возрасти роль органов судейского сообщества России.
Имеются в настоящее время проблемы финансово-организационного характера, связанные с отсутствием надлежащих условий для организации медицинского обслуживания и реализацией права на санаторно-курортное лечение, как действующих судей, так и судей-отставников (а также членов их семей), да и сотрудников судов.
Независимость судебной системы находит свое выражение, прежде всего, в независимости конкретного судьи. И тут гарантированность в социальной защите в полном его объеме определяют независимость суда от каких — либо внешних факторов, от которых зависит судья, а именно таких как: предоставления льгот, лечения, отдыха, восстановления социально-психологического здоровья и т. д.
Судья является носителем государственной власти, поэтому его деятельность носит публичный характер даже тогда, когда он рассматривает частный спор. Судья также не должен забывать о своем статусе и предъявляемых к нему требованиях во внеслужебной деятельности [6].
В этой связи следует говорить о профессиональной и личной независимости судьи.
Профессиональная независимость судьи обеспечивается главным образом за счет того, что судопроизводство ведется в строгом соответствии с нормами процессуального права, суд создает всем участникам состязательного процесса равные условия. Необходимо исключить всякое непроцессуальное общение судьи с участниками процесса, влияние бизнеса на правосудие, попытки представителей органов исполнительной власти повлиять на решение суда и обеспечение эффективной защиты человека, его прав и свобод.
Личная независимость судьи обеспечивается за счет мер правовой защиты, материального и социального обеспечения судей. Судья должен получать достойную зарплату, социальное обеспечение, быть уверенным в том, что его не будут преследовать органы исполнительной власти и другие структуры в том случае, если он вынесет неправильное, с их точки зрения, решение.
Казалось бы, независимость суда как основополагающий конституционный принцип должна быть незыблемой, однако в настоящее время проблемы, связанные с независимостью судей, судебной власти, вновь обострились.
Общая нерешенность этих проблем, как и далекое от сбалансированности нынешнее состояние законодательного и иного нормативного правового регулирования комплекса вопросов, связанных с финансированием судебной власти, настоятельно требует радикального совершенствования всего организационно-правового механизма финансово-ресурсного обеспечения судебной системы страны. Безусловное соблюдение требований ст. 124 Конституции РФ [7] требует гарантированного обеспечения финансирования всей судебной системы страны в объемах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия, включая финансирование материальных и социальных гарантий независимости судей, уже установленных действующим федеральным законодательством.
И при разработке этого механизма неплохим ориентиром могло быть законодательное регулирование — как прежнее, так и действующее.
В заключение хотелось бы сказать, что только в ситуации, когда суды по-настоящему независимы и подчиняются только закону, обеспечивается подлинное уважение общества к суду, эффективная защита прав человека, гармония интересов личности, общества и государства.
В работе были выявлены проблемы гарантированности социальной защиты судей, а так же предложены способы решения указанных проблемы, которые выразись в том, что необходимо увеличить финансирование обеспеченности социальной защиты судей, активней вовлекать судейское сообщество в процесс выработки механизма эффективного использования финансовых средств, а также предоставить гарантии защиты от преследования органов власти в случае вынесения неверного решения.
Литература:
- Закон РФ от 26.06.1992 № 3132–1 (ред. от 04.06.2014) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. № 170. 29.07.1992.
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1. Ст. 1.
- Ермошин Г. Т. Полномочия органов судейского сообщества в обеспечении конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей // Российский судья. 2014. № 5
- Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 01.10.2012, № 40, ст. 5474.
- Тихомиров Ю. А. Об особенном и общем в содержании понятий «независимость судебной власти, судьи» и «самостоятельность судебной власти, судьи» // Российский судья. 2015. № 1
- Ершов В. В., Петухов Н. А. Правовые, социальные, организационные и кадровые гарантии деятельности судей // Российское правосудие. 2013. № 3(83).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, (дат. обр. 08.02.2016)