Особенности волевой сферы у детей с дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 02.03.2016

Статья просмотрена: 3859 раз

Библиографическое описание:

Киреенкова, С. Л. Особенности волевой сферы у детей с дизартрией / С. Л. Киреенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 690-692. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26569/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время проблема изучения волевой сферы детей с дизартрией стала очень актуальной. В последние годы в нашей стране стало рождаться больше детей со сложными нарушениями речи, которые сопровождаются нарушением других сфер личности. Одним из таких нарушений является дизартрия.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [3, с. 130].

Дизартрия — это патология, обусловленная органическим поражением центральной нервной системы. Из-за этого зачастую к данному нарушению прибавляется расстройство волевой сферы. Расстройство волевой сферы так же может возникнуть вследствие педагогической и социальной запущенности.

Давайте вначале разберемся, что же такое волевая сфера.

Человеческая деятельность сопровождается определенными действиями, которые можно разделить нa произвольные и непроизвольные. Основное различие между произвольными и непроизвольными действиями в том, что произвольные действия проводятся под контролем сознания и требуют усилий для достижения цели. Благодаря усилиям сознания, отдельные действия сливаются в одно. Данные усилия называют волевой регуляцией, или волей.

Воля —это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [2, с. 373].

Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия [3, с. 85].

По моему мнению, данные определения достаточно точно выражают сущность понятия, но во второе определение можно дополнить. Человек ведь преодолевает не только внутренние, но и внешние препятствия при достижении своей цели.

С помощью воли человек регулирует свою деятельность и поведение, следовательно, основная функция воли — сознательная регуляция деятельности индивидуума.

К волевым процессам относятся психические процессы, связанные с осознанием целей и с затратами волевых усилий, а так же высшие психические функции такие как произвольное внимание, произвольное запоминание, логическое мышление, произвольное воображение, речь, процессы высшего уровня регуляции деятельности такие как планирование, принятие решения, исполнение, контроль, оценка.

Мы знаем, что произвольные действия развиваются на основе непроизвольных действий. Самыми простыми непроизвольными движениями являются, например, мигание, глотание, чихание и другие. Такие непроизвольные движения называют рефлекторными. Так же к этим движениям относятся поднятие бровей при удивлении, сжатие зубов при гневе и так далее.

Для осуществления волевого поведения, необходимо определенное стремление к достижению цели. Например, человек хочет пить, поэтому он идет на кухню, набирает воду в стакан и пьет ee. Чтобы достигнуть данную цель, человеку приходится выполнить ряд действий. Некоторые из этих действий в силу времени и частому производству становятся непроизвольными. Для ребенка целью может послужить игрушка. В первые месяцы жизни к кроватке ребенка подвешивают мобили. Они могут быть самыми разнообразными, но обязательно яркими. Так же мобили могут быть музыкальные. Все эти качества привлекают внимание ребенка и позволяют достаточно длительное время удерживать его. Пытаясь добраться до игрушек, потрогать их, ребенок проявляет свою активность. Таким образом, мы видим, что предпосылки волевого поведения формируются уже в раннем детстве. Без предпосылок невозможно полноценное развитие воли, поэтому важно на протяжении всего времени развивать активность детей, ведь именно она позволяет осуществить волевые действия.

Важно не предупреждать желания ребенка, не вмешиваться при первых же затруднениях, а дать ребенку самому решить возникшую проблему. Но, не смотря на это, нужно направлять ребенка в нужное русло. Делать это нужно ненавязчиво.

Уже в начале второго года жизни ребенок на основе своих воспоминаний, например, об игрушке, может пойти ее искать в другую комнату. Часто ничто не может отвлечь ребенка, пока он достигнет своей цели. Появление мотивирующих представлений знаменует собой первоначальный этап в развитии воли [1, с. 121].

Воля связана не только с мыслительными действиями, но и c чувствами. Чем сильнее у человека чувства, которые он испытывает в отношении цели, тем адекватнее он будет добиваться её достижения. В расстройстве или гневе достижение цели может отдалится.

Волевые действия могут отличаться и уровнем сложности. Пример, когда человек хочет пить, он совершает несколько мелких простых действий. Если же рассмотреть ситуацию, когда человек собирается участвовать в кроссе, ему нужно заранее начать тренироваться. Эти действия являются более сложными, чем в предыдущем примере.

Не каждое действие, с помощью которого человек преодолевает препятствия, является волевым. Например, человек заблудился в лесу. Чтобы ему выжить и не встретить диких животных, ему приходится быстро залезть на дерево и там ждать помощи. Данные действия не являются внутренними установками человека, а совершаются в силу внешних причин.

Нарушения волевой сферы в основном проявляются в том, что дети непослушны, суетливы, склонны к неусидчивости, не выполнении указаний родителей и педагогов. Часто детям не хватает выдержки для выполнения задания, они часто не доделывают их до конца.

К основным волевым качествам личности относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, терпение, дисциплинированность. Это далеко не весь список волевых качеств, но, несомненно, эти качества способны организовать поведение, деятельность и, как следствие, жизнь.

Волевое развитие детей с дизартрией по этапам своего развития не отличается от детей с нормальным речевым развитием. Качественно же волевое развитие детей с дизартрией отличается от волевого развития детей с нормальным речевым развитием.

Дети часто отвлекаются на занятиях. Эти отвлечения проявляются в отвлечении на происходящее за окном, так же выполнение действий, не связанных с заданием. Например, ребенку дается задание нарисовать по образцу. Он начинает выполнять задание правильно, но нарисовав два-три элемента, ему надоедает, и он начинает рисовать что-нибудь свое, или отложит карандаш и будет рассматривать происходящее за окном.

Любое волевое действие является целенаправленным. Детей с нарушениями речи необходимо замотивировать, чтобы он захотел достичь той или иной цели, нужной для коррекции его нарушения. Для этого можно использовать различный стимульный материал (наглядные и сюжетные картинки, игрушки — герои занятий и т. д.). Ребенок должен осознать цель занятия, знать, чего он должен достичь. Для того чтобы ребенок достиг цели, важно, чтобы он контролировал свою деятельность. Это достаточно сложно для детей с нарушениями речи, так как у таких детей самоконтроль снижен.

Внимание детей с нарушениями речи необходимо постоянно привлекать картинным материалом, разнообразными заданиями. Ребенку быстро надоедает однообразие, поэтому он начинает отвлекаться. Именно поэтому так важно разнообразие на занятиях. Можно чередовать здания требующие максимальной концентрации с заданиями, которые помогут ребенку расслабится, например, физминутки, музыкальные паузы. Так же можно сопровождать занятия музыкой.

У детей с дизартрией нарушено произвольное запоминание. От этого может страдать запоминание инструкции, последовательность действий при выполнении того или иного задания. Ребенку понадобится не один раз повторить инструкцию и, возможно, сопроводить её наглядным показом или наглядным материалом. Дети с нарушением произвольного запоминания порой не могут запомнить фразы из 3–4 слов, следовательно и понять инструкцию им будет сложно.

Так же к волевой сфере относят терпение, выдержку и настойчивость. У детей с нарушениями речи эти качества ослаблены по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Терпение, настойчивость и выдержка помогут ребенку при выполнении заданий. Если эти качества у ребенка будут ослаблены, то при первой же трудности он легко отступит от задания и больше не захочет к нему возвращаться. Эти качества важны для детей не только для преодоления своего дефекта, но и для обучения в школе, институте и в дальнейшем для определения своего места в жизни. Вследствие этого необходимо эти качества у детей развивать, причем с раннего детства.

Нарушение таких качеств волевой сферы как решительность и смелость могут отразиться на преодолении дефекта. Ребенку будет сложно приступить к выполнению нового задания, артикуляционной гимнастики, а так же массажа, если он необходим для преодоления нарушения. Ребёнок будет бояться неизвестности, всего нового.

От самостоятельности ребенка зависит быстрейшее преодоление дефекта. Так как при дизартрии необходимо постоянное проведение артикуляционной гимнастики. Ребенок, изучив упражнения на занятии, может эти же упражнения выполнять самостоятельно дома. Так же на занятии ребенок без помощи логопеда, при достаточной степени самостоятельности, сможет решить задания, опираясь на свой прошлый опыт. Например, вначале ребенку даются простые графические диктанты, логопед показывает, как они выполняются, при затруднениях помогает ребенку. Затем, давая более сложные графические диктанты, ребенок по аналогии сможет их решить без помощи логопеда.

У детей с дизартрией необходимо развивать дисциплинированность, как, собственно, и у всех детей вообще. Благодаря дисциплинированности дети вовремя смогут выполнять задания, за определенное время, так же не будут забыть о выполнении заданий дома.

В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Было выявлено нарушение произвольного внимания, запоминая, так же детям свойственна низкая степень настойчивости, терпения. После проведения комплекса занятий с детьми данные нарушения волевой сферы были скорректированы. Дети стали внимательнее на занятиях, могут удерживать в памяти инструкцию более двух ступеней. Они стали терпимее в выполнении заданий, стараются доделать до конца, если что-то не получается, пытаются сделать правильно.

Таким образом, мы видим, что все компоненты волевой сферы, в большей или меньшей степени, влияют на развитие детей. Так же качества волевой сферы влияют на успешность учебной деятельности и конечно коррекционной. Необходимо с самого рождения начинать развивать волевые качества не только у детей с нарушениями развития, но и у их здоровых сверстников. Благодаря развитию волевой сферы детям во много легче будет обучаться и найти свое место в жизни.

Литература:

  1. Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В. К. Котырло. — Киев, 1971–200 с.
  2. Лопатина Л. В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций / Под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. // Логопедия: Методические традиции и новаторство. — М. — Воронеж, 2003. — 108–112 с.
  3. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 400 с.
  4. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2001. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, волевая сфера, действие, нарушение речи, волевое развитие детей, дизартрия, достижение цели, задание, нормальное речевое развитие, произвольное запоминание.


Задать вопрос