Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию творческих способностей детей
Борисенко Светлана Федоровна, воспитатель
МБДОУ г. Тулуна «Центр развития ребенка — детский сад «Гармония»
Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказываться от семейного воспитания, равно как и семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов. Все они призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», законе «Об образовании». Так, в Законе «Об образовании» в ст. № 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В соответствии с этим меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Сегодня педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по воспитанию.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Одной из форм работы с родителями является организация родительских клубов — как важнейшей составной части системы воспитания и образования в детском саду, развития творчества детей, направленной на самореализацию личности ребенка в социуме, на воспитание не потребителя, а дарителя: на то, чтобы в будущем он приносил пользу другим людям, был востребован в обществе. Тогда такая личность становиться удовлетворенной и счастливой.
Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, так как они определяли прогресс человечества. Исследования современных педагогов и психологов указывают на то, что творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве. Выготский Л. С. считает, что одним из важных вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т. Н. Дороновой, О. И. Давыдовой, Е. С. Евдокимовой, О. Л. Зверевой и др. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, в которой родители выступают в качестве заказчика и определяют направления работы образовательных учреждений.
Таким образом, актуальность проблемы: «Организация работы родительского клуба ДОУ по развитию творческих способностей детей» выявила существенные противоречия между реальным сотрудничеством семьи и дошкольного учреждения и новыми формами работы с родителями через организацию семейных клубов.
Для решения данной проблемы была поставлена цель: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- Изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
- Организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
- Разработать содержание, формы и методы интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
- Создавать условия для развития креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
- Обогащать эмоциональный мир ребенка, способствовать расширению микросоциума;
- Приобщить родителей к активному участию в различных видах детской деятельности.
Объект: педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет: содержание и формы педагогического просвещения.
Гипотеза: если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса реализуя следующие условия:
участие родителей в планировании совместной деятельности;
переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;
создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Центральным моментом прогнозируемого результата моей педагогической деятельности является:
отсутствие формализма в организации работы с семьей;
динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.
При планировании и организации исследования использовались общенаучные методы исследования:
теоретические: анализ и обобщение психологической, педагогической литературы;
эмпирические: наблюдения и последующий анализ работы воспитателя, анкетирование родителей, диагностика детей и воспитателя, беседы и др.;
гуманитарные методы: рефлексия, самоанализ, самонаблюдения и др.
Работа организовывалась в несколько этапов, осуществлялась в течение трех лет.
На первом этапе была изучена методическая литература на современном этапе, опыт коллег-педагогов других учреждений по взаимодействию с родителями через нетрадиционные формы работы. Также проведено диагностическое исследование с родителями и детьми через анкеты и тесты для детей и родителей, используя методики современных авторов (Акутина С. П., Столина В. В., Варга А. Я, Бернс А., Кауфман С., Степанова Е. Н и др.). Анализ полученных результатов позволил определить перспективу работы, познакомиться с семьями воспитанников, оценить творческий потенциал родителей.
На втором этапе исследования, на основе диагностических данных была разработана система мероприятий для сотрудничества родителей и дошкольного учреждения:
составление плана работы семейного клуба и реализация в педагогической деятельности;
составление плана кружка «Очумелые ручки» по развитию творческих способностей и реализация с детьми;
оформление альбомов из опыта семейного воспитания;
создание творческого портфолио группы и индивидуальных портфолио воспитанников;
участие родителей и воспитанников в творческих выставках и конкурсах;
организация проектной деятельности с детьми в сотрудничестве с родителями;
выставки творческих работ совместно с родителями и детьми;
участие родителей и детей в подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
совместное сотрудничество специалистов ДОУ и семьи в проведении муниципальных конкурсах по речевому, познавательному, художественно-эстетическому, музыкальному и физическому развитию;
создание предметно-развивающей среды в групповом помещении и на участке для прогулок в сотрудничестве с родителями;
отслеживание промежуточных результатов с детьми и родителями.
Корректировочный этап: планирование контрольных тестов, диагностик, анкетирования с родителями и детьми; обработка результатов; корректировка плана работы с родителями (при необходимости).
Чтобы сориентировать родителей в педагогическом процессе, в родительский уголок ежедневно и еженедельно, согласно тематическому планированию в ДОУ, выставлялись творческие работы детей, папки-передвижки, в которых были изложены основные виды деятельности детей, а также памятки, рекомендации для родителей по данной конкретной теме.
Выстраивая взаимодействие с родителями использовались как традиционные формы — это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы — устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п. Поэтому, планируя ту или иную форму работы, учитывались следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
Родительский клуб — это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Нетрадиционная форма работы с родителями, как организация «Родительский клуб» необходима, поскольку совместная деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно. Клуб интересных встреч способствует развитию положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, созданию необходимых условий для успешного развития ребенка в окружающей среде, приобщает родителей к жизни группы, что, в свою очередь, существенно облегчает труд педагога.
На заседаниях родительских клубов родители и дети участвовали в работе мастер-класса «Что подарить бабушке на 8 Марта?», «Портфолио ребенка», «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук» и др. Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы — досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года: физкультурные праздники, спортивные досуги и развлечения, игры-аттракционы. Организация фольклорных праздников: Осенины, Колядки, Масленица, русские посиделки и др. Активное участие принимают родители в подготовке и проведении вокальных и хореографических конкурсов на муниципальном уровне и организации творческих концертов для жителей города, детского учреждения. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются газеты, формируются альбомы с фотографиями.
Работа родительского клуба в группе способствовала:
созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей;
повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей;
развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
обобщению опыта семейного воспитания.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
Таким образом, подтвердилась гипотеза, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения.
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети — это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Литература:
- Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. — М.: «Белгор. гос. ун-т», 2009. — 177 с.
- Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое. — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. — 100 с.
- Дошкольная педагогика. / Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. — М.: «Просвещение», 2011. — 348 с.
- Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ «Сфера», 2010. — 112 с.
- Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: «Буки-Веди», 2013. — с. 41–42.
- Лобанок Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — М.: «Белый Ветер», 2011.