Оценка экономического роста бизнеса (на примере розничной сети «Магнит»)
Коротков Анатолий Владимирович, доктор экономических наук, профессор;
Брук Юлия Леопольдовна, студент
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Одной из приоритетных целей бизнеса является экономический рост и развитие предприятия. Экономический рост делает предприятие инвестиционно привлекательным, позволяет ему удовлетворять возрастающий спрос на продукцию, является одним из ключевых факторов изменения рыночной стоимости фирмы. В процессе экономического развития фирма адаптируется к условиям внешней среды, изменениям хозяйственной конъектуры. Экономический рост позволяет фирме оставаться конкурентоспособной.
Всё вышеперечисленное свидетельствует об актуальности данной темы.
Общим показателем динамики экономического роста обычно считается рост выручки, прибыли и рентабельности за определенный период времени. В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и т. д.
Общие и частные показатели всегда находятся в тесной взаимосвязи и нельзя судить об экономическом росте предприятия, опираясь только на один из них. Например, в качестве основного показателя экономического развития часто рассматривается максимизация прибыли предприятия. В то же время, процесс максимизации прибыли всегда тесно связан с увеличением риска, в случае реализации которого неизбежно ухудшение результатов деятельности предприятия. Поэтому максимизация прибыли не может выступать единственной основной целью деятельности фирмы.
Сеть магазинов «Магнит» — ведущая розничная сеть по торговле продуктами питания в России. «Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 2 108 населенных пунктах Российской Федерации.
Из всего множества факторов для анализа использовались следующие:
Количество открытых магазинов
Общее количество магазинов
Чистая выручка
Базовая прибыль на 1 акцию
Этих четырёх факторов достаточно, чтобы выявить и адекватно оценить основную тенденцию экономического роста розничной сети «Магнит».
ОАО «Магнит» публикует финансовую отчетность начиная с 2005 года, но для исследования были взяты данные за период начиная с 2006 года по 2013 год. Это связано с неоднородностью данных в отчетностях компании, а также с неадекватным поведением второй половины 2014 года.
В таблице 1 представлены данные по всем четырем выбранным показателям.
Таблица 1
Факторы экономического роста розничной сети «Магнит»
Год |
Кол-во открытых магазинов |
Общее количество магазинов |
Чистая выручка, млн. руб. |
Базовая прибыль на 1 акцию, долл. США |
2006 |
393 |
1 893,00 |
68 100,00 |
0,81 |
2007 |
304 |
2 197,00 |
94 035,00 |
1,34 |
2008 |
385 |
2 582,00 |
132 921,22 |
2,34 |
2009 |
646 |
3 228 |
169 860,97 |
3,27 |
2010 |
827 |
4 055 |
236 193,55 |
3,76 |
2011 |
1254 |
5309 |
335 699,95 |
4,69 |
2012 |
1 575 |
6 884 |
448 661,13 |
8,54 |
2013 |
1 209 |
8 093 |
579 694,88 |
11,83 |
В течение восьми лет количество магазинов «Магнит» в целом с каждым годом растет. В среднем ежегодно за изучаемый период времени в количество магазинов растет на 23 %.
Абсолютный прирост количества магазинов на конец 2013 года по сравнению с концом 2006 года составил 6200 штук (или 328 %).
Самое резкое увеличение количества магазинов зафиксировано в 2011 году, тогда количество магазинов увеличилось по сравнению с 2010 годом на 31 %.
Последние же два года (2012 и 2013 гг.) количество магазинов увеличивается на 29 % и 17 % соответственно.
Изменение количества открытых магазинов во времени описывается уравнением регрессии вида y = -18,356x3 + 252,63x2–811,94x + 1009,4. Коэффициент детерминации (R2) равен 0,96, что говорит о хорошо подобранной модели.
Изменение чистой выручки магазина описывается уравнением регрессии вида y = 9768,6x2–16144x + 81695. Коэффициент детерминации (R2) равен 0,99, что говорит о хорошо подобранной модели. Коэффициент корреляции (r) равен 0,964. Это свидетельствует о сильной зависимости чистой выручки от времени.
Опираясь на знания экономической теории, можно сделать вывод о том, что магазин находится в стадии роста.
Изменение чистой выручки под влиянием количества открытых магазинов описывается уравнением регрессии вида y = 9768,6x2–16144x + 81695. Коэффициент корреляции равен 0,89, следовательно, связь между признаками прямая и достаточно тесная. Коэффициент детерминации равен 0,789 − это означает, что вариация результата на 78,9 % объясняется вариацией фактора х.
Несмотря на то, что R2=0,99, данная модель может быть несовершенной, поскольку в динамических рядах может существовать автокорреляция. Автокорреляция − это взаимосвязь последовательных элементов временного или пространственного ряда данных. Наличие автокорреляции приводит к искажению средних квадратических ошибок коэффициентов регрессии, что в свою очередь затрудняет построение доверительных интервалов по ним. Поэтому, если автокорреляция присутствует, то необходимо избавиться от нее.
В данном случае фактический коэффициент автокорреляции, равный 0,516, превысил табличное значение (0,371), что говорит о наличии автокорреляции в ряду динамики.
Гипотеза о наличии автокорреляции проверяется по критерию Дарбина-Уотсона. Величина критерия Дарбина-Уотсона d=0,636, т. е. d< 2, что подтверждает наличие в исходном динамическом ряду положительной автокорреляции.
Убедившись в наличии автокорреляции в ряду динамики, необходимо исключить или уменьшить ее. В соответствии с теоремой, доказанной Фришем и Boy, время вводится в систему связных динамических рядов в качестве дополнительного фактора. Введение фактора времени исключает основную тенденцию развития всех явлений, представленных исследуемыми рядами динамики.
После избавления от автокорреляции методом Фриша-Воу, была получена новая модель:
y=-65369,8+18,9x+68429,9t
Полученная модель лучше старой тем, что она учитывает временной фактор, а так же коэффициенты корреляции и детерминации выше, чем в старой − 0,92 и 0,84 соответственно. Средняя ошибка аппроксимации для новой модели составляет 12 %, что свидетельствует о хорошем качестве модели, следовательно, ее можно использовать для построения прогноза.
Опираясь на результаты точечного прогноза, можно сделать вывод, что в 2016 году, чистая выручка розничной сети «Магнит» составит 653 612,2 млн. руб.
Таблица 2
Расчет прогнозных значений
Год |
№ года(t) |
Чистая выручка, млн. руб. |
2014 |
9 |
565306,4 |
2015 |
10 |
615092,5 |
2016 |
11 |
653612,3 |
В дополнение к точечному прогнозу необходимо определить границы возможного изменения прогнозируемого показателя, т. е. вычислить прогноз интервальный.
Средняя квадратическая ошибка прогноза (Sp)= 52 318,8, статистика Стьюдента равна 2,836, следовательно, Y2016= 653 612,28 +/- 148 381,4. Таким образом, чистая выручка в 2016 году с вероятностью 95 % составит от 505 230,92 млн. руб. до 801 993,64 млн. руб.
Чтобы говорить о будущем экономическом росте розничной сети «Магнит», не достаточно опираться только на прогнозные значения чистой выручки. Важным показателем развития и экономического роста предприятия является показатель базовой прибыли на 1 акцию.
При помощи метода аналитического выравнивания можно сделать прогноз на ближайшие несколько лет. При сохранении данной тенденции абсолютного прироста базовой прибыли на 1 акцию, можно ожидать, что к 2014 году базовая прибыль на 1 акцию составит 11 долл. США, к 2015 году—12,5 долл. США, а к 2016 году—13,9 долл. США, что на 44,9 % выше, чем в 2013 году.
По материалам исследования можно сделать следующие выводы:
- В целом за период наблюдается положительная динамика роста количества магазинов розничной сети «Магнит». Средний темп прироста составляет 23 %;
- Самое резкое увеличение количества магазинов зафиксировано в 2011 году, тогда количество магазинов увеличилось по сравнению с 2010 годом на 31 %;
- Деятельность фирмы сопровождается постоянным увеличением объемных показателей, таких как чистая выручка, количество открытых магазинов и базовой прибыли на 1 акцию. Это говорит об экономическом росте ОАО «Магнит»;
- Экономический рост фирмы имеет место только тогда, когда будет соблюдаться взаимосвязанный и взаимоувязанный рост различных объемных показателей. Для этого был проведен анализ влияния количества открытых магазинов «Магнит» на изменение чистой выручки;
- Чистая выручка в 2016 году составит от 505 230,92 млн. руб. до 801 993,64 млн. руб. А базовая прибыль на 1 акцию к 2016 году—13,9 долл. США, что на 44,9 % выше, чем в 2013 году.
Литература:
- Тонких А. С., Остальцев А. С., Остальцев И. С. Приемы моделирования экономического роста предприятия. — Екатеринбург — Ижевск: ИЭ УрО РАН, 2012. — 50 с.
- Садовникова Н. А., Шмойлова Р. А. Анализ временных рядов и прогнозирование. — 3-ий вып. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. — 264 с.
- Антохонова И. В. Методы прогнозирования социально-экономическихпроцессов. — Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. — 212 с.
- Магнит сегодня // Розничная сеть «Магнит». URL: http://magnit-info.ru/about/today/ (дата обращения: 28.02.2016).