Новые образовательные стандарты Минобразования России (3+) выдвигают еще более жесткие требования к уровню подготовки специалистов для всех отраслей экономики страны. В статье рассматриваются качества и компетенции, необходимые специалисту радиотехнических специальностей на современном этапе. Их учет позволит коррелировать процесс подготовки специалистов для сферы теле- и радиовещания, систем коммуникаций и различных сетей связей.
Ключевые слова: общие и профессиональные компетенции, специалисты радиотехнических специальностей, студенты колледжа, системы телекоммуникаций, сети связи.
Постоянно меняющиеся требования к уровню обученности студентов колледжей и вузов, которые ориентированы на подготовку специалистов в области радиотехники и различных сетей связи, обусловлены двумя главными факторами:
1) быстро устаревающие информационно-технические системы не могут обслуживаться людьми, которые не имеют гибкости мышления и способности к быстрому обучению (или изменению квалификации);
2) социальный запрос общества диктует условия по подготовке конкурентоспособного ИТ-специалиста для создания собственных программных продуктов, которыми могли бы пользоваться российские потребители (бизнес-структуры и физические лица).
Новый Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014г. № 809 утвердил федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (СПО) по специальности 11.02.01 (Сети связи и системы коммуникации). В нем определены требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена. Одним из старейших учебных заведений России с почти столетней историей является колледж телекоммуникации МТУСИ, где готовят специалистов для работы в области радио- и телевещания, различных сетей связи и систем коммуникаций. Согласно образовательным стандартам нового поколения, специалисты этой сферы деятельности должны обладать набором определенных компетенций, как профессиональных, так и общих. Профессиональные компетенции приобретаются в процессе обучения на 3 и 4 курсах, а вот общие компетенции (ОК) востребованы на протяжении всех четырех лет, пока студент находится в стенах колледжа. Всего в новом стандарте определены 9 общих компетенций, которыми должен обладать техник [1]. Обладают ли нынешние студенты колледжа этими компетенциями? Каковы педагогические условия их развития в процессе обучения радиотехническим специальностям? Чтобы ответить на эти вопросы, в колледже телекоммуникации МТУСИ в 2016 году было проведено анкетирование среди студентов 1–3 курсов. Студенты 4-го (выпускного) курса не принимали участия в опросе, т. к. они уже почти готовые специалисты, коррекция их образовательных, воспитательных, развивающих траекторий почти закончилась. И напротив, студенты 1–3 курса являются перспективным педагогическим материалом, с которым можно и нужно работать, чтобы на выходе получить специалиста высокого уровня профессиональной подготовки. Из общего числа опрошенных, студенты 1 курса составили 34,97 %, 2 курса — 26,57 % и 3 курса — 38,46 %. Доля студентов первого и третьего курса среди опрошенных больше, так как нам интересно было сравнить отношение к процессу обучения и выявить изменения в определении качеств специалиста радиотехнической сферы и коммуникационных систем. Студенты второго курса выступали в роли промежуточного звена, которое позволяет отследить динамику.
В первом вопросе анкеты студентам предлагалось оценить необходимость определенного набора качеств, которые могут пригодиться специалисту в сфере радиоэлектроники, сетей связи и систем коммуникации. Оценке студентов подверглись следующие качества (физические, волевые, интеллектуальные, профессиональные, социально-психологические, общекультурные):
Глубокие профессиональные знания;
Знание иностранного языка;
Усидчивость, тщательность при работе с мелкими деталями, аккуратность;
Оригинальность мышления, креативность, умение создавать что-то принципиально новое;
Концентрация внимания в течение долгого времени;
Умение общаться с людьми (коммуникабельность) и работа в команде;
Умение работать с различными гаджетами;
Саморазвитие, сомообучаемость, самостоятельность;
Стрессоустойчивость;
Ответственность при выполнении порученной работы;
Инициативность;
Исполнительность;
Целеустремленность;
Умение мыслить логически;
Хорошее зрение.
Все обозначенные качества студенты отметили как очень важные и скорее важные.
Очень важными качествами, по оценке студентов всех курсов, стали: глубокие профессиональные навыки, умение работать с гаджетами, стрессоустойчивость, ответственность и умение мыслить логично. Распределение процента ответивших показано на диаграмме:
Скорее важными качествами для специалиста сферы радиоэлектроники и сетей коммуникаций студенты посчитали: знание иностранного языка, оригинальность мышления, концентрация внимания, саморазвитие и инициативность.
На диаграмме видно, что студенты 2 курса придают большую значимость знанию иностранного языка, чем студенты 1 и 3 курса. Однако, рассматривая важность данного качества среди студентов всех курсов, очевиден рост процента студентов, отметивших знание иностранного языка как важное качество для специалиста (1 курс — 28,57 %, 2 курс — 31,17 %, 3 курс — 38,96 %).
Самыми важными качествами для специалиста сферы радиоэлектроники и систем коммуникации студенты 1 курса отметили:
Ответственность — 78,00 %
Глубокие профессиональные навыки — 70,00 %
Умение мыслить логично — 60,00 %
Коммуникабельность — 58,00 %
Умение работать с гаджетами — 56,00 %
Саморазвитие — 56,00 %.
Студенты 2 курса посчитали, что наиболее важными качества для них являются:
Глубокие профессиональные навыки — 68,42 %
Знание иностранного языка — 63,16 %
Умение работать с гаджетами — 71,05 %
Ответственность — 57,89 %
Умение мыслить логично — 57,89 %
Усидчивость — 55,26 %.
По мнению студентов 3 курса, для специалиста сетей связи и системы коммуникации необходимы:
Ответственность — 76,36 %
Глубокие профессиональные навыки — 72,73 %
Умение работать с гаджетами — 60,00 %
Знание иностранного языка — 54,55 %
Исполнительность — 54,55 %
Умение мыслить логично — 54,55 %.
Как видно из данных, глубокие профессиональные знания, ответственность, умение мыслить логично, умение работать с гаджетами — качества, которые отметили студенты всех курсов. Возможно, именно эти качества студенты стараются усилить в процессе обучения, чтобы стать хорошим специалистом и сделать профессиональную карьеру.
Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, мы спросили у студентов, какими из этих качеств они обладают, а какие хотели бы усовершенствовать в процессе обучения.
Распределение процента оценок на каждом курсе представлено в диаграммах.
Сравнение диаграмм показывает, что с каждым годом обучения студенты в большей степени отмечают наличие глубоких профессиональных знаний и умение работать с гаджетами, что отчасти подтвердило нашу гипотезу.
Интересно отметить, что доля студентов, выбравших усидчивость и коммуникабельность в качестве умений, которые хотелось бы приобрести в период обучения, с каждым годом обучения увеличивается. Возможно, это связано с увеличивающейся учебной нагрузкой, когда необходимо больше времени уделять на подготовку к занятиям. Также, по-видимому, студенты с каждым курсом чаще задумываются о продолжении обучения в институте и о развитии профессиональной карьеры, где, на их взгляд, усидчивость, тщательность при работе с мелкими деталями и коммуникабельность играют немаловажную роль.
Делая вывод о наличии компетенций, необходимых для овладения навыками профессиональной деятельности в сфере радиотехники и телекоммуникационных систем, следует отметить, что нынешние студенты колледжа не в полной мере обладают профессиональными компетенциями (что объяснимо, т. к. они находятся в процессе получения профессиональных знаний) и иноязычными компетенциями, но готовы их развивать и совершенствовать. Остальные общие компетенции развиты в достаточной степени, но есть возможность их дальнейшего совершенствования. Это может быть принято за основу более глубокой подготовки специалистов среднего звена, учитывая то, что студенты вполне мотивированы к получению знаний, готовы проявлять устойчивый интерес к выбранной специальности, развивать свои личностные качества, способны организовывать собственную деятельность (вначале под руководством наставников, потом самостоятельно), стремятся работать над совершенствованием социально-значимых компетенций (работа в команде, общение с будущими коллегами и клиентами, ответственность за принятые решения), могут осуществлять поиск информации в различных источниках и ее использование, применять информационно-коммуникационные технологии в процессе учебы и в будущей профессиональной деятельности, умеют определять задачи профессионального и личностного развития, готовы заниматься самообразованием (включая осознанное планирование карьеры и повышение квалификации), имеют способности ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Педагогические условия для достижения задач по улучшению подготовки специалистов среднего звена (радиотехников, специалистов по теле- и радиокоммуникационных систем) могут включать создание квазипрофессиональной среды в колледже, активное проведение внеучебных мероприятий для мотивирования студентов к дальнейшему развитию как профессиональных, так и личностных качеств, бесплатный доступ к информационным ресурсам через Интернет, создание дополнительных кружков, факультативов, курсов по выбору, языковых классов.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 11.02.11 «Сети связи и системы коммутации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ctmtuci.ru/pdf/fgos_11.02.11_ss.pdf