В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей и воспитателей, воспитывающих детей дошкольного возраста по привлечению ребенка к книгам и способствующие развитию речи детей.
Ключевые слова: художественная литература, личность, ребенок, становление речи.
Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Именно в этом ее участие сложно переоценить. В наше время тяжело представить себе детство без книги. С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у ребенка развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности. В современном обществе возникает проблема снижения интереса к чтению художественной литературы, в том числе и детской. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Не случайно 2015 год назван «Годом литературы», а средства массовой информации все чаще привлекают известных людей к чтению отрывков из художественных произведений. Всё это говорит об актуальности проблемы и необходимости повышения интереса к книге, а особенно в детском возрасте, когда идет формирование личности ребенка.
Многие известные литераторы и психологи уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский и мн. др. Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Самые первые книги читает ребенку мама. Например, маленькому Пушкину читала сказки его няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему истории о добрых волшебниках и злых колдунах, королях и королевах, богатырях и разбойниках. Это повлияло на Пушкина в будущем, он вырос и сам стал сочинять волшебные сказки, основой которых послужили рассказы его няни.
Такие всеми любимые и простые в запоминании стихи Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол», «Идет бычок качается», помогают с раннего детства пробудить у детей светлые, добрые чувства, утвердить в их сердцах доброжелательность и заботливое отношение к живому. Всё это подтверждает известное высказывание А.М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
Художественные произведения обращаются непосредственно к данному читателю, зрителю, слушателю, к его личному опыту, к его чувствам и мыслям и незаметно, через соучастие в изображаемых событиях, через сочувствие героям, на основе собственных раздумий об этих событиях и о поступках героев, подводят к той оценке изображенных явлений, которую стремился выразить художник. При этом оценка и идея изображенного художником становятся как бы личным достоянием воспринимающего. Сила воздействия искусства в том, что оно не навязывает выводы, а заставляет самого читателя, зрителя, слушателя подойти к этому выводу, сформулировать его. [5, с. 22]
Воздействие этих произведений длительно. Ярко воспринятые и пережитые нами картины и образы проходят вместе с нами через всю жизнь. Мы не перечитываем каждый месяц Пушкина или Толстого, Маяковского или Горького. Не ходим каждую неделю в «Третьяковку», чтобы насладиться живописью Репина или Сурикова, Пластова или Грекова. Не часто посещаем консерваторию, чтобы услышать творения Бородина или Мусоргского, Шостаковича или Прокофьева. Но образы их произведений живут в нас и оказывают влияние на наш духовный мир. Они сами — частица этого мира.
Писатели раскрывают в детстве истоки становления населения земли, попадают во внутренний мир малыша, постигая сложность и глубину нрава молодого жителя нашей планеты, раскрывают, как складывается персона в противоборстве ясных и темных начал, как она улавливает удовлетворенность и горечь мира, его гармонию и противоречия. Главное, что характеризует творчество лучших писателей, — доверие к детству, уважение к подрастающему человеку, умение видеть в нем потенциальные возможности и задатки, перспективы развития. [2, с. 47]
Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Главной целью ознакомления с художественной литературой в детском возрасте считается формирование личности ребенка. Именно становление ребенка как личности считается наиболее важной задачей воспитания в дошкольном возрасте. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. Поэтому знакомство ребенка с детской книгой социально значимо и играет большую роль в формировании личности малыша. В этом реализуется основная функция детской художественной литературы — воспитательная.
В дошкольном возрасте эта задача возлагается на воспитателей в детском саду. Он должен научить ребенка правильно обращаться с книгой, развить у него интерес к чтению. Знакомство в детском саду с любимым всеми детьми дядей Степой из произведения С.В. Михалкова воплощает их мечты о таком герое, с которым они рады повстречаться и подружиться. Их привлекает в нем отзывчивость и решительность, готовность прийти на помощь, попавшим в беду. Очень важно в детском саду иметь красивый и интересный книжный уголок — он будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это такое место, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и «перечитать». Создание книжного уголка приобщает ребенка к художественному чтению и помогает ему привить любовь к детской художественной литературе. [3, с. 84]
Восприимчивость литературной речи разных жанров для ребенка очень сложный момент. Выразительность языка раскрывается для детей в народных сказках; точность слова и последовательность отражается в рассказах; в стихах улавливается музыкальность речи. Лучше всего литературное произведение будет пониматься ребенком лишь в том случае, если он будет к нему соответствующе подготовлен. Следует учитывать, что интерес ребенка к литературе можно привить лишь в том случае, если произведение будет соответствовать интересам малыша, запросам и т. д.
По мере взросления детей продолжают знакомить с образной литературой. Это знакомство будет опираться на ранее заложенный материал в дошкольном возрасте. В это время дети учатся анализировать прочитанные произведения, передавать содержание. Роман Вениамина Каверина «Два капитана» — книга от которой нельзя оторваться. Мальчишеская клятва главного героя романа Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться», — для многих детей стала примером в жизни. В процессе чтения, как это уже давно установлено отечественными психологами, у детей возникает первое и самое сильное впечатление от прочитанной книги. Выразительное чтение прививает любовь к книге, развивает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор, воспитывает художественный вкус. Недооценивать чтение — значит лишать ребенка радости познания и наслаждения прекрасным, обеднять его нравственно-эстетическое развитие! [2, с. 63].
К сожалению в настоящее время бесстрастная статистика показывает, что интерес к книгам пошел на убыль, уменьшилось посещение библиотек. Современные дети больше увлечены телевизором или компьютером, нежели чтением книг. Чтобы привлечь любовь к книге нужно: во-первых, понять значимость художественной литературы в формировании персоны ребенка. С самого раннего детства родители должны приучать ребенка к книге, рассказывать ему сказки, читать стишки, показывать яркие иллюстрации. Во-вторых, показать личный пример. Очень часто дети хотят быть похожими на родителей. Тем самым происходит мотивация. В-третьих, следует учитывать интересы ребенка и выбирать художественную литературу вместе с ним. И самое главное — обязательное обсуждение прочитанного. Благодаря этому у ребенка развивается умение грамотно и связно формулировать свои мысли.
Для того, чтобы ребенок развивался духовно и физически огромная роль принадлежит его семье. Часто, на вид абсолютно благоприятные семьи аналогично имеют все шансы оказаться неблагоприятными в отношении к собственным детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что препятствует развитию нравственных эмоций. Такие дети, обделенные вниманием родителей, не в силах самостоятельно сформироваться как личность, а книги и совсем уходят на задний план. С ними не с кем заниматься, выслушать их, ребенок замыкается в себе, с опаской смотрит на мир. Такая проблема тоже очень часто встречается в наше время. [4, с. 67]
Роль родителей в этом процессе немаловажна. С детства дети окружены любовью и заботой родителей. На кого как не на них им ровняться. Именно родители должны привить любовь ребенка к книгам. Читая и разбирая все прочитанное вместе с ним у ребенка формируется память, чувства в отношении героев из книг. В будущем такие дети вырастут духовно и интеллектуально развитыми, а следовательно сформированными как личность».
Литература и искусство — важнейшая часть духовной культуры народа. И уже в силу этого они входят составным элементом в содержание нравственного воспитания. Изучение художественной литературы в школе, помимо других очень важных образовательных и воспитательных задач, имеет целью личностное воспитание ребенка. Пробуждение любви, уважения, гордости к русской прогрессивной литературе и искусству прошлого, к выдающимся памятникам литературы, к достижениям художественной культуры. [5, с. 188]
Знакомя учащихся на протяжении ряда лет с лучшими произведениями литературы, в которых описан человеческий подвиг на войне, мы даем им уроки мужества и героизма. Уроки героизма во имя человека, во имя гуманности, во имя самых прекрасных человеческих идеалов. Художественная литература и искусство делают эмоциональный опыт героев произведения — в большей или меньшей степени — частью читательского эмоционального опыта. Обогащение духовного мира личности происходит через постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие. [5, с. 190]
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что детская художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Сегодняшняя детская литература необычайна разнообразна жанрово и тематически. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.
Литература:
- М.М. Рубинштейн, Воспитание читательских интересов у школьников, Учпедгиз, М., 1950, с. 89
- А.М. Докусова, Эстетическое воспитание, Учпедгиз, М., 1963, с. 58
- Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. — М.:Педагогика, 1979. — с. 192
- С.В. Ковалев, Психология современной семьи, М.: Просвещение, 1988, с.67
- В.В. Неверов, Подвиг, героика, время: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.