Образовательный туризм — туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением. Сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства. В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:
учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;
ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;
научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;
участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;
экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам.
Согласно последним данным, сейчас в России рынок образовательного туризма находится в зачаточном состоянии. Самый распространенный вид образовательного туризма — это языковые программы. «Полезный отдых» в России — прерогатива молодых путешественников. Школьники и студенты составляют основную часть клиентов компаний, которые специализируются на образовательном туризме. И многие языковые туры комбинируют обучение с культурно-экскурсионной программой, с посещением пляжей, аквапарков и другими развлекательными составляющими. Популярны комбинированные предложения, позволяющие во время каникул приобрести языковые навыки и получить уроки верховой езды, бальных танцев, игры в гольф, теннис и т.д.
Какой бы полной не была представленная в сети Интернет информация о России и ее культуре, только личное путешествие в Россию может подарить полное понимание этой удивительной страны. Что касается изучения языка, то без образовательных туров в Россию изучение русского просто невозможно, так как этот язык считается одним из самых сложных в мире и не может быть успешно освоен без погружения в языковую среду [1].
Особенности организации тура: направленность предлагаемого молодежного тура — образовательная, а именно изучение русского языка как иностранного. Мотив тура: совершенствование знаний и овладение практикой русского языка при совмещении образовательной составляющей с анимационной и культурной программой.
Особенно большое значение при организации образовательных туров имеет наличие и развитость материально-организационных ресурсов — учебная инфраструктура, предприятия проживания и питания, транспорт, информация о регионе и видах образовательного туризма, визовые формальности, языковые сложности.
Экскурсионная программа — достаточно развернута и разнообразна и включает не только основные достопримечательности города, но и предполагает знакомство с его окрестностями. Возможно сочетание экскурсионно-познавательных, рекреационных, спортивных и гастрономических программ.
В образовательных турах планируется наличие свободного времени для туристов для прогулок, занятий спортом и просто отдыха.
Этапы проектирования тура на примере языкового образовательного тура в г. Оренбург:
I этап. Определение объекта путешествий и обоснование вида тура.
По мнению экспертов самым быстроразвивающимся сектором рынка международного образовательного туризма являются языковые обучающие курсы, которые особой популярностью пользуются среди молодежи. В России годовой оборот этого сегмента составляет более 200 млн. евро. Языковые курсы пользуются большой популярностью практически круглогодично. Это возможность не только получить или укрепить свои знания в области иностранных языков, но и отдохнуть, познакомиться с культурой, бытом и достопримечательностями другой страны. Оптимальная продолжительность языковых курсов — две-три недели. Большинство подобных туров сочетают учебные и экскурсионно-познавательные программы. Самая распространенная в мире форма изучения иностранного языка для молодежи — летние курсы, позволяющие активно отдыхать, общаться и учить язык одновременно.
Размещение на время обучения в учебном кампусе не только обеспечивает дополнительное погружение в языковую среду, вырабатывая бытовую разговорную практику, но и обходится дешевле, чем, например, размещение в гостинице [4].
Всеми необходимыми условиями для осуществления образовательного языкового тура обладает административный центр Оренбургской области, город на юге Урала — Оренбург. Это город с интересной и необычной историей, берущей свое начало с 1743 года. Здесь расположено большое количество памятников культуры и архитектуры, зданий, представляющих историческую ценность, около десятка музеев различной тематики, заведений культуры и искусства. Это многонациональный город, расположившийся на стыке Европы и Азии, чья история связана с именами многих выдающихся людей, известных во всем мире.
Не смотря на огромный историко-культурный потенциал города, определяющими факторами аттрактивности в развитии образовательного туризма в форме летних языковых курсов все же являются материально-организационные ресурсы. Оренбургский государственный университет обладает самой развитой учебной инфраструктурой в регионе, включая предприятия проживания и питания. Высококвалифицированные специалисты-преподаватели русского языка обеспечат достойный уровень подготовки иностранных студентов в объеме предусмотренных занятий. Высококлассные организаторы тура смогут предоставить разнообразную экскурсионно-развлекательную программу, а студенты-волонтеры придут на помощь в любой момент, если возникнут трудности.
II этап. Обоснование и характеристика целевого сегмента.
Языковой образовательный тур в г. Оренбург будет интересен в первую очередь молодым людям в возрасте от 18 до 25 лет, обучающимся за рубежом на факультетах иностранного языка и литературы по курсу русского языка. При этом должны быть учтены такие параметры, как уровень владения языком, личностные характеристики туристов. Предполагается обучение студентов с начальным средним уровнем языка, где идет ориентация на практику разговорной речи, восприятие на слух русской речи, чтение, письменные навыки. По окончании обучения студентам выдается сертификат о прохождении языковых курсов. Данный тур рассчитан на небольшую группу около 10 чел.
III этап. Разработка общей концепции тура.
Концепция тура состоит в том, чтобы на базе университетского кампуса ОГУ, располагающего средствами для обучения, размещения и питания иностранных граждан, организовать двухнедельные курсы изучения русского языка, совмещенные с анимационной и культурной программой.
Длительность обучения 4 академических часа в день в течение 9 дней. Общая продолжительность тура 14 дней — с 1 по 14 июня 2015 года. Размещение студентов предполагается в Общежитии № 3 ОГУ в комнатах по 3 чел. Предусматривается 3-разовое питание студентов в столовой на первом этаже общежития, а так же в ресторанах и кафе, согласно программе тура.
На протяжении всего тура группу сопровождает куратор со знанием английского языка, он же организатор тура — начальник отдела образовательных программ и проектов ОГУ. Для участия в реализации тура с целью социальной и языковой поддержки иностранных студентов привлекаются волонтеры — студенты ОГУ.
Предполагается, что иностранные студенты оформляют учебную визу за свой счет, а также несут все расходы по перелету до г. Оренбурга и обратно.
IV этап. Разработка программы тура.
День 1 — Встреча в аэропорту г. Оренбурга (поздно вечером-ночью). Трансфер «Аэропорт-Общежитие». Знакомство с куратором группы, размещение, ночевка. Завтрак. Занятия. Обед. Свободное время. Ужин.
День 2 — Завтрак. Занятия. Обед. Прогулка по центру города в сопровождении гида, посещение Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, Музея истории Оренбурга. Ужин.
День 3 — Завтрак. Занятия. Обед. Обзорная экскурсия по выставочному комплексу «Салют, Победа!». Ужин.
День 4 — Завтрак. Занятия. Обед. Свободное время. Ужин. Экскурсия по ночному Оренбургу в сопровождении гида.
День 5 — Завтрак. Занятия. Обед. Свободное время. Ужин. Посещение Оренбургского драматического театра, просмотр спектакля.
День 6 — Завтрак. Выезд на загородное барбекю в «Марков и Ко»: обзорная экскурсия по комплексу, катание на лошадях, фотосессия с лошадьми; аренда беседки для барбекю; спортивные игры на свежем воздухе. Ужин в загородном ресторане «Дача». Шеф-повар знакомит с приготовлением и историей русских блюд.
День 7 — Завтрак. Свободное время. Обед. Отдых в семейном парке «Тополя». Ужин в ресторане «Космос».
День 8 — Завтрак. Занятия. Обед. Игра-квест «Приключения иностранцев в Оренбурге». Ужин.
День 9 — Завтрак. Занятия. Обед. Свободное время. Ужин.
День 10 — Завтрак. Занятия. Обед. Экскурсия в Национально-культурный комплекс «Национальная деревня». Ужин в ресторане «Русское подворье» с чаепитием на летней веранде.
День 11 — Завтрак. Занятия, вручение сертификатов. Обед. Экскурсия на Оренбургскую фабрику пуховых платков, шоппинг. Ужин.
День 12 — Завтрак. Посещение концерта в СЦ «Россия», посвященному Дню независимости России. Обед. Празднование Дня России в Парке 50-летия СССР. Ужин.
День 13 — Завтрак. Поездка в п. Саракташ в Музейный комплекс «Красная гора». Обед (там же). Отдых на берегу р. Сакмара с барбекю.
День 14 — Завтрак. Освобождение комнат. Трансфер «Общежитие — Аэропорт».
V этап. Оценка экономической эффективности.
Таблица 1
Расчет общих затрат на тур
Наименование статьи затрат |
Вид издержек |
Стоимость на 1 чел., руб. |
Стоимость на группу (10 чел.), руб. |
Проживание в общежитии (с 1 по 14 июня) 14 ночей |
Т |
1 400 |
14 000 |
Питание в столовой общежития: Завтрак (14) — 120 руб. Обед (11) — 200 руб. Ужин (9) — 180 руб. |
Т |
5 500 |
55 000 |
Приветственный чай/кофе/перекус в общежитии по приезду |
Т |
100 |
1 000 |
Трансфер «Аэропорт-Общежитие-Аэропорт» |
С |
800 |
8 000 |
Трансферы по программе тура: Общежитие — Центр города (ул. Советская) — Общежитие — 100 руб. Общежитие — Сад Фрунзе — Общежитие — 100 руб. Общежитие — Драмтеатр-Общежитие — 100 руб. Общежитие — Марков — Дача — Общежитие — 150 руб. Общежитие — Тополя — Общежитие — 100 руб. Общежитие — Центр города (ул. Советская) — Общежитие — 100 руб. Общежитие — Фабрика пух. платков — Армада — Общежитие — 200 руб. Общежитие — Россия — Общежитие — 100 руб. Общежитие — Парк — Общежитие — 100 руб. |
С |
1 050 |
10 500 |
Страхование |
Т |
860 |
8 600 |
Занятия рус. яз. с преподавателем ОГУ (36 ак.часов) + сертификат |
С |
5 950 |
59 500 |
Услуги гида на экскурсии по городу |
С |
300 |
3 000 |
Экскурсия по ночному Оренбургу с гидом |
С |
700 |
7 000 |
Экскурсия в Национальную деревню с гидом |
С |
800 |
8 000 |
Экскурсия в п. Саракташ с гидом |
С |
1 300 |
13 000 |
Посещение историко-краеведческого музея с гидом |
С |
500 |
5 000 |
Экскурсия «Салют, Победа!» с гидом |
С |
800 |
8 000 |
Посещение Музея истории Оренбурга |
Т |
250 |
2 500 |
Входные билеты в Драмтеатр |
Т |
500 |
5 000 |
Посещение Марков и Ко Программа с лошадьми -700 руб. Аренда беседки для барбекю на 2 часа — 2000 руб. |
Т |
900 |
9 000 |
Закупка продуктов для барбекю |
Т |
600 |
6 000 |
Ужин и мастер-класс в ресторане «Дача» |
Т |
1 500 |
15 000 |
Ужин в ресторане «Космос» |
Т |
1 200 |
12 000 |
Участие в игре-квесте «Приключения иностранцев в Оренбурге» |
С |
1 200 |
12 000 |
Ужин в ресторане «Русское подворье» |
Т |
1 100 |
11 000 |
Обед в кафе «Красная гора» п. Саракташ |
Т |
200 |
2 000 |
ИТОГО |
|
27 510 |
275 100 |
С — постоянные издержки, Т — переменные издержки.
Таким образом, себестоимость нашего тура составила 27 510 руб. на человека. Минимальное количество человек в группе 10. Себестоимость тура на группу из 10 человек составит 275 100 руб. В стоимость тура заложим не высокий процент рентабельности на уровне 17 %.
Цена тура = 27 510*1,17=32 187 руб., для удобства использования в информационных носителях цену округляем 32 200 руб.
Определим точку безубыточности:
Тб = ИздС / (Ц — ИздТ) = 134 000 / (32 200 — 14 110) = 7,4 чел.
То есть нам необходимо реализовать 8 туристических путевок, чтобы покрыть затраты и получить наименьшую прибыль. При реализации 10 путевок ОГУ получит прибыль в размере:
Прибыль = (32 200 — 27 510)*10 = 46 900 руб.
VI этап. Апробация и внедрение тура.
Апробацию тура планируется провести со студентами Университета «Габриэле д’Аннунцио» (г. Кьети, г. Пескара, Италия), Болонского университета (Италия), Университета Тегерана (г. Тегеран, Иран).
Подготовительные мероприятия отражены в таблице 2.
Таблица 2
Сроки исполнения подготовки тура
Задача |
Срок исполнения |
Поиск целевой аудитории, обсуждение всех нюансов тура |
01 декабря 2015 — 29 февраля 2016 |
Подготовка документов для подачи в УФМС на приглашение |
01 марта 2016 — 15 марта 2016 |
Получение предоплаты по туру 50 % |
01 марта 2016 — 15 марта 2016 |
Подача документов в УФМС |
15 марта 2016 |
Оформление приглашения, ведение предварительных переговоров с исполнителями туристических услуг по программе тура, уточнение деталей |
15 марта 2016 — 15 апреля 2016 |
Получение оставшейся части оплаты по туру |
15 апреля 2016 — 30 апреля 2016 |
Заключение договоров исполнителями туристических услуг по программе тура, привлечение волонтеров |
15 апреля 2016 — 31 мая 2016 |
Реализация тура |
01 июня 2016 — 14 июня 2016 |
В итоге реализация проекта позволит:
удовлетворить спрос иностранных студентов в изучении русского языка как иностранного;
вывести университет на новый качественный уровень в сфере образования, укрепив тем самым международные связи с другими университетами;
снизить интолерантность между представителями различных этнических групп в непростых современных условиях;
получить дополнительную прибыль от реализации туров;
прославить наш Оренбургский край;
положить начало развитию международного образовательного туризма (в формате летних языковых курсов) в Оренбургском регионе.
Литература:
- Образовательный туризм [Эл. ресурс] / Электрон. текст. дан. — Режим доступа http://sokolov33.ru/index.php/rekreazija/azsev/kamchatka/18-vidy-turizma/77-obrazovatelnyj-turizm
- Дубрович, А.П. Организация туризма: Учеб. Пособие / А.П. Дубрович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. — Мн.: Новое знание, 2003. — 632 с.
- Биржаков, М.Б. Введение в туризм: Учебник. — Издание 6-е, переработанное и дополненное. / М.Б. Биржаков. — СПб.: «Издательский дом Герда», 2004. — 448с.
- Кузнецова, О.И Международный образовательный туризм как направление социокультурной деятельности [Текст] / О.И. Кузнецова, А.Ю. Фодоря // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2013. — № 32. — с. 9