Сказочные герои в Ирландских сказках и их нравственно-педагогическая роль | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 03.03.2016

Статья просмотрена: 15939 раз

Библиографическое описание:

Пигарева, В. Э. Сказочные герои в Ирландских сказках и их нравственно-педагогическая роль / В. Э. Пигарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 813-817. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26596/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье описывается нравственная и педагогическая роль ирландских сказок, мифов, легенд и в частности сказочных героев. Прописана историческая и культурная ценность ирландских сказок, сформулирована личная позиция по заданной теме. Проанализированы как сами выбранные герои, так и источники литературы в которых они встречаются.

Ключевые слова: Ирландия, ирландские сказки, сказочный герой, педагогическая роль, нравственное воспитание.

This article describes the moral and educational role of Irish fairy tales, myths, legends and fairy-tale characters in particular. Prescribe the historical and cultural value of Irish tales, formulated personal position on a given topic. Analyzed themselves selected heroes and sources of literature in which they occur.

Keywords: Ireland, Irish fairy tales, fairy tale character, educational role, moral education.

Ирландия-страна богатая легендами, мифами и сказками. Из поколения в поколение передается информация о сказочных героях и существах, как в русской народной культуре, так и в Британской, шотландской и ирландской литературе. В ирландских сказках можно выделить таких героев, как Лепрекон (или Леприхаун) (Рис.1). Это маленькое создание, ниже карлика, но выше эльфа. Пожилого возраста, может быть только мужского пола. Среди личностных качеств можно выделить хитрость, жадность, острый ум, изворотливость. По профессии он башмачник и коллекционер золота и драгоценных монет. Как и все мифические кельтские персонажи невысокого роста. Ходит в зелёном костюме и маскируется под зеленую траву. Также выделяют пагубные привычки: распитие спиртных напитков. Встречается данный персонаж в сказке: «Лепрехаун-маленький обманщик», «Поле ромашек». Ирландские сказки носят характер больше поучительный. И этот отрицательный, но забавный герой как бы побуждает детишек к тому, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. Что нельзя надеяться на то, что если поймаешь лепрекона, то он исполнит три твоих желания и поделится золотом, нужно самому прилагать усилия и не обманывать взрослых. [3,с.250-253]

leprechaun-jpg.jpg

Рис. 1.

Второй персонаж кого мы рассмотрим, будут клуриконы — родственники лепреконов (Рис.2). Они выглядят как настоящие джентльмены. Головной убор только красного цвета. Их страсть — вино, место, где можно их отыскать винные погреба. Клуриконы тщательно следят за тем, чтобы вино не пропадл, а в погреб не проникли воры. Понять, что клурикон находится в погребе и исполняет свои обязанности, можно услышав веселые песни, которые негромко раздаются из погреба. Если вы разозлили или обидели клурикона, тогда они воруют все, что найдут в доме или в погребе, устраивают в домах в ночное время огромные погромы, совершают дерзкие набеги на кладовые, а вино в погребе сразу же пропадает. Любимое занятие клурикона, оседлав козла, собаку, овцу или курицу, бегать всю ночь по округе. В дом, который покинул клурикон, другой его «родственник» уже никогда не сможет попасть. Встречается, как персонаж ирландской мифологии, «Fairy and Folk Tales of the Irish Peasantry». [4,с.143-145 ]

55f454723844c.jpg

Рис. 2.

Также героями мифической мифологии можно выделить эльфов (Рис.3). Ключевое место в ирландском эпосе занимают эльфы: добрейший сказочный народ. Они дружелюбны и приветливы. Изредка их считают духами леса. Они чаще живут в лесах и охраняют их. Эльфы описываются в таких сказочных произведениях ипреданиях, как «Эльфы Уттергаузена», «Стеклянный башмачок Эльфа», «Холм Эльфов или Пленник в стране Эльфов». [5,с.176-177]

1248078382_i-4224.jpg

Рис. 3.

В морях, как гласят легенды, обитают шелки, люди — тюлени, близкие родственники русалок. Раз в девять ночей они способны обращаться в людей и выходить на берег. Если человеку удастся выкрасть сброшенную шкуру шелка, то он может принудить ее (его) к супружеству.

Из морских существ можно выделить также мерроу-морских русалок (Рис.4). Женщины-русалки очень привлекательны и обаятельны, они склонны влюбляться в смертных. Но русалка не может жить далеко от воды и примерной жены из нее не получится. На основе таких сказок, как «Дик и его жена морская дева», «Морская дева и слепой свирельщик Коннор». [ 1,с.287-290]

430233412.jpg

Рис. 4.

Еще одни магические существа, обитающие на земле — верфоксы, лисы-оборотни (Рис.5). И это далеко не полный список чудесных созданий, придуманных ирландской культурой.

Выделяют еще вампиров, но они относятся не к ирландской мифологии, а скорее к мировой. Обладают зловещим обаянием, могут перевоплощаться через тысячелетия лет, несут в себе ужас и страх, отличаются проницательным умом и элегантностью нарядов. Что подкупает простых смертных им верить и подвергают свою жизнь опасности. Можно прочитать об этих героях в таких произведениях, как «Академия вампиров», «Сказки дедушки вампира». [4,с.123-126]

1270115615_f0791af68e9043dc2dcb29ced2f3d5f5.jpg

Рис. 5.

Есть еще такие мифические герои, как банши (Рис.6). Пугающая фигура ирландского фольклора, чаще всего женщина. Согласно поверьям, является возле дома обречённого на смерть человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его кончины близок. Эту смертельную опасность можно прочувствовать в рассказе «ДарбиОГилл и маленький народец», в книге Томаса Роллестона «Мифы, легенды и предания кельтов». [1, с. 77-82]

celt05114299.jpg

Рис. 6.

Еще можно встретить такого героя, как грогох — покрытое толстым ровным слоем рыжего меха небольшое существо мужского пола (Рис.7). Возраст трудно определить, но чаще всего ирландцы его изображали дедушкой. Одежду чудище не носит, постоянно скитается, поэтому шерсть его, свалявшаяся и неухоженная, из нее торчат соломинки, колючки и прутики. [3,с.345-350]

41ea9a39b520.jpg

Рис. 7.

Перечисляя сказочных героев и те произведения, в которых они встречаются самое главное, понять и осознать колоссальный смысл всего ирландского фольклора и мифологии. Неспроста люди пытались с помощью этих персонажей заложить зерно добра, мудрости и нравственности, начиная с младшего возраста. Ирландские сказки отличаются от других мифологических представлений, в них редко бывает добрый конец, в основном нравоучение, «островок» для размышления над концом сказки, скрыта сама «соль» и «перец» и дети должны домыслить и проанализировать внутри себя прочитанный материал. Ирландию называют страной сказок и легенд, потому что ирландские народы старались сохранить по крупицам и персонажей, и мистически истории про них, и сами прозвища этих героев. Что-то было заимствовано, что-то было придумано исконно ирландцами, но самое главное, что эти сказки, предания и легенды сохранились до нашего времени. И это большая и счастливая находка для исследователей, читателей и слушателей. [2, с. 320-329]

Литература:

  1. Гольман, Л.И. История Ирландии/ Л.И.Гольман.-М:Мысль-Язык,1980.--390 с.
  2. Крестовский, А.В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников/А.В. Крестовский//Сибирский педагогический журнал.- 2008.-№ 2.-С.320-329.

3. Ламонова Ольга, Франк Илья. Английский язык. Ирландские волшебные сказки/О.Ламонова.-М: Литагент «Восточная книга»,2013.-368 с.

  1. Невилл Питер. Ирландия: История страны ./П.Невилл.-М:«Эксмо»,СПб:»Мидгард»,2009.-352 с.
  2. Родари Дж. Грамматика фантазии./Дж.Родари.-М: «Прогресс»,1978.-207 с.
Основные термины (генерируются автоматически): герой, сказка, ирландия, ирландская мифология, ирландский фольклор, легенда, Морская дева, педагогическая роль, персонаж, погреб, Эльф.


Ключевые слова

нравственное воспитание, Ирландия, ирландские сказки, сказочный герой, педагогическая роль

Похожие статьи

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Народная сказка как средство нравственного воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается роль народной сказки в нравственном воспитании младших школьников. Обращаясь к богатству народного фольклора, авторы анализируют, какие ценности и уроки морали могут быть извлечены из сказочных сюжетов и персонажей. Ра...

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Сопоставительный анализ таджикского и персидского языков

В данной статье проводится сопоставительный анализ таджикскго и персидского языков, раскрываются основные сходства и различия между ними. Рассматривается исторический контекст формирования обоих языков и их лингвистические особенности. Также рассматр...

Антропоморфизм в религиозно-мифологических представлениях древних японцев

В статье рассматриваются аспекты антропоморфизма в религиозно-мифологических верованиях и представлениях японского этноса. Отражены жизненно важные реалии, которые традиционно одушевлялись и персонифицировались древними японцами. Предпринята попытка ...

Мифологическая лексика в поэзии И. А. Бродского

В данной статье рассмотрены примеры мифологической лексики на основе произведений И. А. Бродского. Проанализированы характерные особенности языка поэта. Выявлено, что в своём творчестве Бродский неоднократно обращается именно к культурным фактам, свя...

Образ медведя в русской и персидской культуре и литературе

Настоящая статья посвящена культурологическому сравнению образа медведя в русской и персидской литературах и культурах. Природа и животный мир как ее часть во все времена становились объектом литературного изображения. Сопоставление персидской и русс...

Мифологические сюжеты о грифонах и их эпические интерпретации в узбекском фольклоре

В статье анализируются отголоски древних мифологических представлений и архаических сюжетов о грифонах, сохранившимися в реликтовой форме в узбекском фольклоре. На основе сравнительного анализа фольклорных, археологических и лингвистических материало...

Национально-культурная специфика жанра лимериков

Статья посвящена изучению национально-культурной специфики языковой картины мира текста лимерика на материале произведений Э. Лира. Рассматривается языковая картина мира как совокупность представлений народа о действительности на определённом этапе р...

Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...

Похожие статьи

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Народная сказка как средство нравственного воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается роль народной сказки в нравственном воспитании младших школьников. Обращаясь к богатству народного фольклора, авторы анализируют, какие ценности и уроки морали могут быть извлечены из сказочных сюжетов и персонажей. Ра...

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Сопоставительный анализ таджикского и персидского языков

В данной статье проводится сопоставительный анализ таджикскго и персидского языков, раскрываются основные сходства и различия между ними. Рассматривается исторический контекст формирования обоих языков и их лингвистические особенности. Также рассматр...

Антропоморфизм в религиозно-мифологических представлениях древних японцев

В статье рассматриваются аспекты антропоморфизма в религиозно-мифологических верованиях и представлениях японского этноса. Отражены жизненно важные реалии, которые традиционно одушевлялись и персонифицировались древними японцами. Предпринята попытка ...

Мифологическая лексика в поэзии И. А. Бродского

В данной статье рассмотрены примеры мифологической лексики на основе произведений И. А. Бродского. Проанализированы характерные особенности языка поэта. Выявлено, что в своём творчестве Бродский неоднократно обращается именно к культурным фактам, свя...

Образ медведя в русской и персидской культуре и литературе

Настоящая статья посвящена культурологическому сравнению образа медведя в русской и персидской литературах и культурах. Природа и животный мир как ее часть во все времена становились объектом литературного изображения. Сопоставление персидской и русс...

Мифологические сюжеты о грифонах и их эпические интерпретации в узбекском фольклоре

В статье анализируются отголоски древних мифологических представлений и архаических сюжетов о грифонах, сохранившимися в реликтовой форме в узбекском фольклоре. На основе сравнительного анализа фольклорных, археологических и лингвистических материало...

Национально-культурная специфика жанра лимериков

Статья посвящена изучению национально-культурной специфики языковой картины мира текста лимерика на материале произведений Э. Лира. Рассматривается языковая картина мира как совокупность представлений народа о действительности на определённом этапе р...

Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...

Задать вопрос