Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство, компетентность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 3101 раз

Библиографическое описание:

Голубцова, М. В. Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство, компетентность / М. В. Голубцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.3 (109.3). — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26750/ (дата обращения: 17.10.2024).



 

Педагогическая профессия, будучи по своей сущности сложной и многогранной, предъявляет множество требований к педагогу-музыканту. Совершенствование различных сторон единой по своей структуре педагогической деятельности требует от учителя музыки овладения специальными знаниями, навыками, умениями, что, в свою очередь, ведет к развитию педагогических способностей и в итоге к овладению педагогическим мастерством. Доказано, что социально-культурный опыт в применении к музыкально-педагогическому образованию означает профессиональную компетентность и методическую оснащенность. Нейгауз подчеркивал, что «учитель на любом инструменте… должен быть толкователем музыки… историком музыки и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано» [1, с.185].

Педагогу важно в совершенстве овладеть тремя основными методами, с помощью которых психология изучает черты и особенности деятельности личности.

Первый метод — наблюдение, при котором внимание сосредотачивается не на субъективных переживаниях личности, а на анализе ее конкретных действий, помогая постичь психику наблюдаемого. Выяснив психологический склад ученика, педагог сумеет найти наиболее целесообразные пути воздействия на него.

Другим методом, тесно связанным с наблюдением, является беседа. Продуманная беседа позволяет собрать необходимую информацию, выяснить правильность или ошибочность выводов, полученных посредством наблюдения, наметить перспективу развития учащегося, помогает достижению долее тесного контакта между педагогом и учеником. Действенность этого метода связана с необычайной силой слова.

Третий метод, весьма существенный в педагогической работе — эксперимент, предполагающий наблюдения и уточнения посредством беседы, позволяющий объяснить изучаемые психические явления, а не только констатировать их качественные особенности [2, с.18].

Профессионально-педагогическая направленность педагога-музыканта является основным условием формирования и совершенствования не только его отдельных качеств личности, но и приобретением важнейших специальных знаний, умений и навыков. Среди таких умений, прежде всего, выделяются конструктивные, организационные, коммуникативные, гностические, информационные и развивающие.

Формируя и совершенствуя названные знания и умения, учитель музыки должен:

          выявлять в содержании специальных знаний те аспекты, которые приобретают особое значение для работы с учащимися;

          больше уделять внимания использованию поисковых ситуаций, которые вызывают необходимость творческого отношения к решению педагогических задач;

          использовать разнообразные средства и методы обучения (проблемно-поисковые методы, методы эмоционального воздействия, методы стимулирования мотивации);

          постоянно анализировать и оценивать свои педагогические действия, воспитывать в себе чувство самокритичности.

В целях повышения своего профессионального мастерства, педагогу необходимо всегда стоять на исследовательских позициях при нахождении эффективных форм и методов построения учебного процесса [3, с.53].

Синтез исполнительских и педагогических качеств, складывается у учителя музыки не сразу, это сложный, многогранный и развивающийся процесс.

Знакомство педагога-пианиста с основами анализа позволяет ему подходить к пониманию музыкального образа произведений с позиций его культурно-исторической обусловленности. Эти знания тесно связаны с современными достижениями в области научной мысли, а именно с музыкознанием, музыкальной психологией, семиотикой, философией, эстетикой, и дает педагогу знание исторического становления различных музыкальных форм, знание особенностей развития и конкретного строения каждой музыкальной формы.

Для профессионального мастерства первостепенным является знание методики преподавания. Полноценная методическая подготовка дает педагогу знание психолого-педагогических закономерностей учебно-воспитательного процесса и помогает практически использовать передовые методы и приемы музыкального обучения; он может предвидеть и проектировать результаты педагогического воздействия на учащегося, диагностировать процессы формирования исполнительской индивидуальности.

Осуществляя свою деятельность в области индивидуального обучения, педагог обязан:

          знать основные закономерности музыкально-педагогического и музыкально-исполнительского искусства;

          уметь анализировать различные методические концепции индивидуального обучения учащихся;

          понимать сущность индивидуальных музыкальных занятий как одного из действенных средств эстетического развития;

          понимать специфику индивидуальных уроков игры на фортепиано.

Знание методики индивидуального обучения способствует углублению и систематизации теоретических и методических знаний, совершенствованию системы музыкальных представлений на основе методического анализа музыкальных произведений и собственного исполнительского самоанализа во взаимосвязи с конкретным решением художественной задачи, содержательному и выразительному исполнению, развитию умения охватить произведение целостно.

Педагог-музыкант, как и педагог любой другой специальности, работает для будущего. Энергия, затрачиваемая педагогом, дает результаты лишь спустя некоторое время. [4, с.408].

Главным в профессиональной деятельности учителя музыки является педагогическое мастерство, компетентность, инициативность, а также наличие системных знаний не только в области музыки, методики музыкального воспитания, но и в области психологии, культурологии, этики, истории и других гуманитарных науках. Только такой педагог может воспитать образованного человека, творческую личность, способного работать на благо обновленного Казахстана.

 

Литература:

  1. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Музыка, 1982. — 185 с.
  2. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. — Ростов н./Д, «Феникс», 2002. — 18с.
  3. Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984. — 53 с.
  4. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. — М.: Таланты- XXI-век, 2004. — 408 с.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, педагог, индивидуальное обучение, педагогическое мастерство, профессиональное мастерство, учитель музыки.


Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Инновационность и творчество, как профессионально важные качества педагога-музыканта

Психологическая грамотность и компетентность современного педагога

Мастерство педагога в решении профессионально-педагогических задач

Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма

Педагогический потенциал уроков музыки в развитии музыкального мышления учащихся

Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Проектно-технологическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя технологий

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Инновационность и творчество, как профессионально важные качества педагога-музыканта

Психологическая грамотность и компетентность современного педагога

Мастерство педагога в решении профессионально-педагогических задач

Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма

Педагогический потенциал уроков музыки в развитии музыкального мышления учащихся

Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки

Проектно-технологическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя технологий

Задать вопрос