Педагогическая профессия, будучи по своей сущности сложной и многогранной, предъявляет множество требований к педагогу-музыканту. Совершенствование различных сторон единой по своей структуре педагогической деятельности требует от учителя музыки овладения специальными знаниями, навыками, умениями, что, в свою очередь, ведет к развитию педагогических способностей и в итоге к овладению педагогическим мастерством. Доказано, что социально-культурный опыт в применении к музыкально-педагогическому образованию означает профессиональную компетентность и методическую оснащенность. Нейгауз подчеркивал, что «учитель на любом инструменте… должен быть толкователем музыки… историком музыки и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано» [1, с.185].
Педагогу важно в совершенстве овладеть тремя основными методами, с помощью которых психология изучает черты и особенности деятельности личности.
Первый метод — наблюдение, при котором внимание сосредотачивается не на субъективных переживаниях личности, а на анализе ее конкретных действий, помогая постичь психику наблюдаемого. Выяснив психологический склад ученика, педагог сумеет найти наиболее целесообразные пути воздействия на него.
Другим методом, тесно связанным с наблюдением, является беседа. Продуманная беседа позволяет собрать необходимую информацию, выяснить правильность или ошибочность выводов, полученных посредством наблюдения, наметить перспективу развития учащегося, помогает достижению долее тесного контакта между педагогом и учеником. Действенность этого метода связана с необычайной силой слова.
Третий метод, весьма существенный в педагогической работе — эксперимент, предполагающий наблюдения и уточнения посредством беседы, позволяющий объяснить изучаемые психические явления, а не только констатировать их качественные особенности [2, с.18].
Профессионально-педагогическая направленность педагога-музыканта является основным условием формирования и совершенствования не только его отдельных качеств личности, но и приобретением важнейших специальных знаний, умений и навыков. Среди таких умений, прежде всего, выделяются конструктивные, организационные, коммуникативные, гностические, информационные и развивающие.
Формируя и совершенствуя названные знания и умения, учитель музыки должен:
выявлять в содержании специальных знаний те аспекты, которые приобретают особое значение для работы с учащимися;
больше уделять внимания использованию поисковых ситуаций, которые вызывают необходимость творческого отношения к решению педагогических задач;
использовать разнообразные средства и методы обучения (проблемно-поисковые методы, методы эмоционального воздействия, методы стимулирования мотивации);
постоянно анализировать и оценивать свои педагогические действия, воспитывать в себе чувство самокритичности.
В целях повышения своего профессионального мастерства, педагогу необходимо всегда стоять на исследовательских позициях при нахождении эффективных форм и методов построения учебного процесса [3, с.53].
Синтез исполнительских и педагогических качеств, складывается у учителя музыки не сразу, это сложный, многогранный и развивающийся процесс.
Знакомство педагога-пианиста с основами анализа позволяет ему подходить к пониманию музыкального образа произведений с позиций его культурно-исторической обусловленности. Эти знания тесно связаны с современными достижениями в области научной мысли, а именно с музыкознанием, музыкальной психологией, семиотикой, философией, эстетикой, и дает педагогу знание исторического становления различных музыкальных форм, знание особенностей развития и конкретного строения каждой музыкальной формы.
Для профессионального мастерства первостепенным является знание методики преподавания. Полноценная методическая подготовка дает педагогу знание психолого-педагогических закономерностей учебно-воспитательного процесса и помогает практически использовать передовые методы и приемы музыкального обучения; он может предвидеть и проектировать результаты педагогического воздействия на учащегося, диагностировать процессы формирования исполнительской индивидуальности.
Осуществляя свою деятельность в области индивидуального обучения, педагог обязан:
знать основные закономерности музыкально-педагогического и музыкально-исполнительского искусства;
уметь анализировать различные методические концепции индивидуального обучения учащихся;
понимать сущность индивидуальных музыкальных занятий как одного из действенных средств эстетического развития;
понимать специфику индивидуальных уроков игры на фортепиано.
Знание методики индивидуального обучения способствует углублению и систематизации теоретических и методических знаний, совершенствованию системы музыкальных представлений на основе методического анализа музыкальных произведений и собственного исполнительского самоанализа во взаимосвязи с конкретным решением художественной задачи, содержательному и выразительному исполнению, развитию умения охватить произведение целостно.
Педагог-музыкант, как и педагог любой другой специальности, работает для будущего. Энергия, затрачиваемая педагогом, дает результаты лишь спустя некоторое время. [4, с.408].
Главным в профессиональной деятельности учителя музыки является педагогическое мастерство, компетентность, инициативность, а также наличие системных знаний не только в области музыки, методики музыкального воспитания, но и в области психологии, культурологии, этики, истории и других гуманитарных науках. Только такой педагог может воспитать образованного человека, творческую личность, способного работать на благо обновленного Казахстана.
Литература:
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Музыка, 1982. — 185 с.
- Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. — Ростов н./Д, «Феникс», 2002. — 18с.
- Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984. — 53 с.
- Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. — М.: Таланты- XXI-век, 2004. — 408 с.