Становление народно-инструментального и профессионального исполнительства в Казахстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 1766 раз

Библиографическое описание:

Ильясова, К. К. Становление народно-инструментального и профессионального исполнительства в Казахстане / К. К. Ильясова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.3 (109.3). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26753/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Традиционное инструментальное искусство казахского народа является своеобразным отражением его социальной, историко-культурной и духовной жизни на различных этапах развития. Музыкальная культура казахского народа — результат длительного исторического пути, особенности которого были связаны с его образом жизни. В процессе общественно-исторической практики произошел отбор именно таких видов художественного творчества, которые были наиболее приемлемы для мира кочевья. У казахов ими стали поэзия и музыка. В течение многих веков музыкально-поэтическое и инструментальное искусство сосредотачивало в себе духовные силы народа, выражало его нравственные законы, взгляды и убеждения.

В казахской музыкальной культуре кюй — ведущий жанр. Он является свидетелем трудного исторического прошлого казахского народа. Когда многие песни были запрещены, кюи сохранились благодаря тому, что никто не воспринимал их серьезно, кюи считались воплощением простых звуков.

Казахский народ, являясь представителем кочевого образа жизни, веками не веря бумагам, все свое искусство и культуру сохранил в своем сознании. В духовном воспитании человека это имеет сильные и слабые стороны. Сильная сторона — это актуальность культуры, ежедневное повторение. Слабая сторона — это не зафиксировано на бумаге, и поэтому основа, после исполнения другими музыкантами, может видоизмениться. Какими первоначально были кюи, которые играют сейчас, мы не знаем. Далеко отставшая культура письменности казахского народа мешала развитию искусства в целом.

Кочевой образ жизни, безусловно, отразился и на содержании, образах народного музыкального и поэтического искусства. Особенно это касается инструментальной музыки. Образ скакуна, любимого друга кочевника — один из самых распространенных в эпосе, в творчестве акына, в песнях.

Казахская музыка тесно связана с поэзией, словом. Музыка и слово связаны не только в песенном жанре, речитативном искусстве акынов или жырау, но даже в инструментальном музицировании — ведь кюи сопровождаются легендами, предваряются рассказами об их создании и авторе.

Высокая поэтическая культура, широкое развитие импровизации отмечалось всеми, кто бывал когда-либо в степи. Даже обычная разговорная речь отличается ритмичностью, определенной мелодичностью, красотой звуковых сочетаний, образностью. Удачное и остроумное слово народ всегда высоко ценил. Не зря казахи говорят: «Өнер алды — кызыл тiл» — «Первое в искусстве — красноречие». По-видимому, особое значение красноречия, острого слова, внимание к благозвучности речи связано с глубокими поэтическими и музыкально-поэтическими традициями.

Импровизация — это исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения. Первоначально импровизация характеризуется канонизированным набором мелодических и ритмических элементов, варьированное сочетание которых не сковано канонами и обусловлено архитектонической замкнутостью формы. Поэтому традиции казахов невозможно представить себе вне импровизации — мгновенного сочинения стихов или музыки по тому или иному поводу. Импровизация была высоко развита в устной казахской культуре. Многие могли экспромтом сложить четверостишие или сочинить простой кюй или песню. В памяти народа сохранились яркие музыкальные и поэтические импровизации, появившиеся как отклик на то или иное событие.

Особое, почетное, уважаемое место занимали профессиональные деятели казахской культуры — акыны, жырау, жырши, кюйши.

Все инструментальное наследие делится на народные кюи и авторские произведения кюйши. Сохранившиеся до нашего времени народные образцы представляют собой ранний пласт музыкальной культуры. Происхождение этих кюев было связано с архаичными ритуалами, сохранившими отголоски древней мифологии и верований. Творчество кюйши относится к новой, более высокой исторической стадии развития музыкальной культуры. Подлинным расцветом традиционного домбрового искусства стал 19-й век, представленный авторским творчеством кюйши — профессионалов устной традиции. Искусство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля.

Кюй развивается на протяжении веков, он неразрывно связан с жизнью казахского народа. Кюи в сокровищнице казахской народной музыки исчисляются тысячами. За отсутствием нотной культуры они дошли до нас в форме «устной традиции», то есть путем устной передачи от поколения к поколению. Конечно, множество кюев остались по ту сторону исторических перевалов, поэтому основная задача нашего поколения сохранить для потомков то, что дошло до наших дней.

В сентябре 1932 года по решению КазЦИКа и Совета Народных Комиссаров ССР в г. Алма-Ате открылся музыкально-драматический техникум — первое профессиональное музыкальное учебное заведение, положившее начало музыкальному образованию в Казахстане.

До этого в Казахстане не было ни одной детской музыкальной школы, которая бы готовила кадры для вновь открытого среднего музыкального учебного заведения, поэтому, чтобы привлечь и подготовить одаренную молодежь, техникум помимо основных курсов имел двухгодичные подготовительные курсы, куда принимались учащиеся без музыкальной подготовки.

Музыкальное отделение имело следующие специальные классы: казахских народных инструментов (домбра), вокальный, фортепианный, оркестровый (струнных и духовых инструментов). Из-за плохих материальных и бытовых условий, отсутствия учебно-методического руководства и национальных педагогических кадров техникум находился под угрозой закрытия. Но главным тормозом развития учебно-воспитательной работы и подготовки национальных музыкальных кадров было противодействие со стороны некоторых музыкальных деятелей.

Несмотря на все трудности, заведующий учебной частью Ахмет Жубанов и директор музыкально-драматического техникума Сагыр Камалов — литератор по образованию, приложили немало усилий для развития профессионального обучения музыке. По их обращению Совет Народных Комиссаров, считая важным делом добиться решительного перелома в создании прочной базы для подготовки музыкально-театральных кадров постановил: «реорганизовать музыкально-драматический техникум в музыкально- театральный техникум.»..

В седьмом пункте Постановления Совет Народных Комисаров обязал «...создать при техникуме музыкально-экспериментальную творческую мастерскую для совершенствования местных народных музыкальных инструментов с привлечением к этой работе мастеров-музыкантов.»..

Также можно отметить предложение о начале широкой работы по сбору произведений казахского народного музыкального творчества и о создании при театрально-музыкальном техникуме кабинет по собиранию и обработке этих произведений.

Казахскому издательству было поручено издание театрально-музыкальных пособий на казахском языке для снабжения ими учебных заведений, издание сборников казахского народного творчества.

Этим же Постановлением в Алма-Ате была открыта детская музыкальная школа для одаренных детей казахов, для этого было решено реорганизовать один из детских домов. В 1934 году такая же школа открылась в Уральске, затем и в других городах.

С 1933–1934 учебного года музыкально-теотральный техникум начал нормальную работу, как на подготовительных, так и на основных курсах среднего музыкального учебного заведения. Было налажено обучение на отделении казахских народных инструментов. На это отделение были приглашены народные кюйши Лукпан Мухитов, Махамбет Букейханов и другие.

Огромное значение имели научно-исследовательский кабинет и музыкально-экспериментальная мастерская, организованная 29 апреля 1933 года при техникуме. Возглавил работу Ахмет Жубанов. Его основной целью было изучение тембрового своеобразия народных инструментов, вопросов усовершенствования домбры и кобыза, созданий их семейств, сбор и запись лучших образцов казахской народной музыки. В связи с этим к работе были привлечены Е. Брусиловский, домбристы М.Букейханов, А.Мухитов, Танбар Медетов, музыкальные мастера братья Романенко.

В кабинете по изучению народной музыки был выполнен ряд научно-исследовательских работ, рассказывающих о жизненном и творческом пути народных композиторов и исполнителей, об их стиле и особенностях музыкального творчества. В эти годы в периодической печати был опубликован ряд статей А. Жубанова по вопросам развития казахской музыки, в 1936 году —брошюра А. Жубанова «Казахский народный композитор Курмангазы».

За время работы в кабинете и после А. Жубановым были записаны кюи Курмангазы, Даулеткерея, Абыла, Таттимбета, Казангапа, Ыхласа, Сармалая и Сейтека. Не только композиторская, но и исполнительская культура этих народных кюйши имеют давние традиции. Они оставили учеников, которые являлись и являются приемниками и хранителями исполнительской культуры своих выдающихся учителей.

Линия преемственности от них тянется к нашим современникам: Дине Нурпеисовой, Махамбету Букейханову, Лукпану Мухитову, Науше Букейханову, Уахану Кабигожину, Кали Жантлеуову, Мендыгали Сулейменову, Атикену Хасенову, Смагулу Кушекбаеву, Габдильману Матову, Жаппасу Каламбаеву, Мурату Ускенбаеву, Даулету Мыктыбаеву и многим другим.

Это они сообщили А. Затаевичу, А. Жубанову, Е. Брусиловскому, Л. Хамиди и Б. Ерзаковичу замечательные образцы инструментальной культуры казахского народа.

Наряду с этим, в музыкально-экспериментальной мастерской народных инструментов была проделана огромная работа по реконструкции и изготовлению казахских народных инструментов для оркестра и ансамбля. Главным был вопрос о необходимости обучения игре на домбре и кобызе по нотам.

В результате упорного труда, коллектив музыкально-экспериментальной мастерской и научно-исследовательский кабинет получили квартет домбр разных размеров и регистров: прима, тенор, альт и бас.

Братья Романенко усиленно работали над изготовлением улучшенных видов кобыза и сыбызгы, а также домбры, контрабаса и ударного инструмента — дауылпаза.

Итогом работы коллективов под руководством Ахмета Жубанова, в изучении казахской народной музыки и усовершенствование музыкальных инструментов, явилось созданием первого в истории казахского народа оркестра. Государственного оркестра народных инструментов имени Курмангазы.

 

Литература:

  1.               Б. Сарыбаев. Казахские музыкальные инструменты. А.,1987
  2.               Г.Омарова, С.Аманова. Инструментальная музыка казахского народа. А.,1985
Основные термины (генерируются автоматически): казахский народ, инструмент, казахская народная музыка, музыкальная культура, музыкально-драматический техникум, детская музыкальная школа, исполнительская культура, казахская музыка, музыкальное учебное заведение, научно-исследовательский кабинет.


Задать вопрос