Активное развитие туризма в мире характеризуется ежегодным увеличением туристского потока, а так же высокой долей в общемировом валовом продукте. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO) число международных туристских прибытий в 2015 году составило 1 184 млн.[1], а доля туристского сектора в мировой экономике достигла 9%, каждый одиннадцатый занятый работает в туристской отрасли, общий доход от туризма в 2015 году составил 1 245 млрд. долларов.[2]
Туристская индустрия является важной частью экономики, как для развитых стран, так и для развивающихся. Развитие туризма способствует созданию дополнительных рабочих мест, обновлению и расширению инфраструктуры территории, увеличению национального дохода, привлечение иностранной валюты и формированию благоприятного имиджа на территории [1]. В таблице 1 показан вклад туристской индустрии в ВВП в 41 государстве, для анализа были выбраны страны с разным типом экономики и с разным уровнем развития туристской отрасли.
Таблица 1
Доля дохода туристской индустрии в ВВП, %
Страна |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Хорватия |
14,86 |
13,84 |
15,49 |
15,69 |
16,80 |
Кипр |
9,67 |
9,39 |
10,16 |
10,81 |
12,49 |
Таиланд |
7,51 |
7,47 |
8,95 |
10,31 |
11,89 |
Болгария |
8,52 |
8,29 |
8,17 |
7,99 |
8,50 |
Греция |
4,49 |
4,20 |
5,19 |
5,34 |
6,68 |
Сингапур |
4,79 |
6,00 |
6,57 |
6,53 |
6,31 |
Тунис |
8,11 |
7,83 |
5,50 |
6,48 |
6,09 |
Австрия |
5,34 |
5,38 |
5,23 |
5,26 |
5,28 |
Венгрия |
5,42 |
5,09 |
5,19 |
4,89 |
4,93 |
Испания |
3,99 |
4,12 |
4,53 |
4,67 |
4,85 |
Вьетнам |
2,88 |
3,84 |
4,21 |
4,40 |
4,40 |
Турция |
4,28 |
3,60 |
3,88 |
3,99 |
4,23 |
Чехия |
3,86 |
3,87 |
3,74 |
3,75 |
3,74 |
Куба |
3,35 |
3,45 |
3,63 |
3,57 |
3,41 |
Швейцария |
3,09 |
3,03 |
2,96 |
2,92 |
2,92 |
ОАЭ |
2,90 |
3,00 |
2,65 |
2,79 |
2,87 |
ЮАР |
2,93 |
2,75 |
2,57 |
2,82 |
2,86 |
Египет |
6,22 |
6,23 |
3,95 |
4,12 |
2,67 |
Нидерланды |
2,08 |
2,23 |
2,35 |
2,45 |
2,66 |
Швеция |
2,35 |
2,25 |
2,29 |
2,36 |
2,40 |
Польша |
2,26 |
2,09 |
2,21 |
2,39 |
2,37 |
Франция |
2,18 |
2,12 |
2,30 |
2,38 |
2,35 |
Израиль |
2,45 |
2,50 |
2,33 |
2,40 |
2,22 |
Италия |
1,92 |
1,88 |
1,99 |
2,07 |
2,16 |
Финляндия |
1,63 |
1,82 |
2,04 |
2,11 |
2,14 |
Австралия |
2,91 |
2,72 |
2,46 |
2,24 |
2,14 |
Дания |
1,76 |
1,78 |
1,86 |
1,90 |
1,90 |
Великобритания |
1,67 |
1,69 |
1,77 |
1,75 |
1,84 |
Германия |
1,39 |
1,44 |
1,42 |
1,46 |
1,48 |
США |
1,01 |
1,12 |
1,21 |
1,24 |
1,28 |
Норвегия |
1,28 |
1,24 |
1,32 |
1,17 |
1,22 |
Чили |
1,37 |
1,11 |
1,10 |
1,17 |
1,15 |
Мексика |
1,40 |
1,20 |
1,06 |
1,12 |
1,13 |
Индонезия |
1,12 |
1,01 |
1,01 |
1,03 |
1,13 |
Индия |
0,82 |
0,85 |
0,96 |
1,00 |
1,02 |
Российская Федерация |
1,01 |
0,87 |
0,89 |
0,89 |
0,97 |
Канада |
1,14 |
1,14 |
1,12 |
1,13 |
0,96 |
Аргентина |
1,18 |
1,22 |
1,08 |
0,93 |
0,81 |
Китай |
0,84 |
0,83 |
0,71 |
0,65 |
0,59 |
Япония |
0,25 |
0,28 |
0,21 |
0,27 |
0,34 |
Бразилия |
0,34 |
0,27 |
0,26 |
0,29 |
0,29 |
Доля доходов туризма в ВВП в большинстве из рассматриваемых стран выше, чем в нашей стране. Россия, с ее обширной и разнообразной территорией, обладает огромным туристским потенциалом, который в свою очередь полностью не используется. Туризм способен оказывать стимулирующие воздействие на многие отрасли экономики страны, такие как: транспорт, связь, строительство, общественное питание, а так же на социальную сферу жизнедеятельности общества, способствуя социально-экономическому развитию и повышению качества жизни населения страны. Для определения степени влияния туристской отрасли на экономику и благосостояния населения территории, был проведен корреляционный анализ взаимосвязи доходов туризма с национальным доходом на душу населения и валовым региональным продуктом [2]. Значения коэффициентов корреляции представлены в таблицу 2.
Таблица 2
Взаимосвязь доходов туристско-рекреационного хозяйства с национальным доходом на душу населения и ВВП
Страна |
Коэффициент корреляции (1) |
Коэффициент корреляции (2) |
Страна |
Коэффициент корреляции (1) |
Коэффициент корреляции (2) |
Страна |
Коэффициент корреляции (1) |
Коэффициент корреляции (2) |
Индия |
0,98 |
0,98 |
Индонезия |
0,93 |
0,92 |
Венгрия |
0,86 |
0,85 |
Сингапур |
0,98 |
0,99 |
ЮАР |
0,93 |
0,91 |
Польша |
0,86 |
0,94 |
Чили |
0,98 |
0,97 |
Китай |
0,92 |
0,93 |
Канада |
0,84 |
0,91 |
РФ |
0,98 |
0,99 |
Испания |
0,91 |
0,95 |
Великобритания |
0,79 |
0,95 |
Швеция |
0,97 |
0,98 |
Хорватия |
0,91 |
0,97 |
США |
0,77 |
0,86 |
Турция |
0,97 |
0,96 |
Швейцария |
0,90 |
0,99 |
Аргентина |
0,75 |
0,81 |
Германия |
0,96 |
0,99 |
Болгария |
0,90 |
0,97 |
Греция |
0,73 |
0,80 |
Чехия |
0,95 |
0,99 |
Франция |
0,90 |
0,96 |
Япония |
0,69 |
0,33 |
Дания |
0,95 |
0,97 |
Израиль |
0,89 |
0,93 |
Тунис |
0,59 |
0,60 |
Таиланд |
0,95 |
0,94 |
Финляндия |
0,88 |
0,90 |
Кипр |
0,50 |
0,59 |
Вьетнам |
0,95 |
0,95 |
Нидерланды |
0,88 |
0,91 |
Египет |
0,35 |
0,41 |
Австрия |
0,94 |
0,98 |
Бразилия |
0,88 |
0,92 |
Куба |
0,33 |
0,54 |
Норвегия |
0,94 |
0,98 |
Мексика |
0,87 |
0,75 |
ОАЭ |
-0,35 |
0,97 |
Австралия |
0,94 |
0,96 |
Италия |
0,87 |
0,95 |
1 - Доходы от туристско-рекреационного хозяйства и национальный доход на душу населения; 2 - Доходы от туристско-рекреационного хозяйства и ВВП.
Как видно из таблицы, корреляционная взаимосвязь между показателями очень тесная. В Египте, Кубе и Объединенных Арабских Эмиратах доход от туризма не так сильно влияет на национальный доход на душу населения, как в других странах.
При увеличении национального дохода на душу населения прямо пропорционально увеличиваются доходы туристской отрасли, так же увеличение доходов туризма напрямую влияет и на увеличение валового внутреннего продукта.
Таблица 3
Взаимосвязь платных туристских услуг и услуг КСР от денежных доходов на душу населения, ВРП
Регион |
Коэффициент корреляции (1) |
Коэффициент корреляции (2) |
Регион |
Коэффициент корреляции (1) |
Коэффициент корреляции (2) |
Регион |
Коэффициент корреляции (1) |
Коэффициент корреляции (2) |
Калужская область |
1,00 |
0,99 |
Самарская область |
0,99 |
0,97 |
Ульяновская область |
0,97 |
0,97 |
Амурская область |
1,00 |
0,92 |
Республика Адыгея |
0,99 |
0,98 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,97 |
0,99 |
Российская Федерация |
1,00 |
0,99 |
Липецкая область |
0,99 |
0,92 |
Республика Бурятия |
0,97 |
0,93 |
Республика Башкортостан |
1,00 |
0,93 |
Владимирская область |
0,99 |
0,98 |
Вологодская область |
0,97 |
0,87 |
Пензенская область |
1,00 |
0,98 |
Ивановская область |
0,99 |
0,99 |
Ставропольский край |
0,97 |
0,97 |
Ростовская область |
1,00 |
1,00 |
Тюменская область |
0,99 |
0,96 |
Еврейская автономная область |
0,97 |
0,99 |
Республика Татарстан |
1,00 |
0,99 |
Кировская область |
0,99 |
0,99 |
Мурманская область |
0,97 |
0,92 |
Тамбовская область |
1,00 |
0,98 |
Смоленская область |
0,98 |
0,99 |
Удмуртская Республика |
0,96 |
0,95 |
Свердловская область |
0,99 |
0,95 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0,98 |
0,98 |
Алтайский край |
0,96 |
0,97 |
Брянская область |
0,99 |
0,99 |
Магаданская область |
0,98 |
1,00 |
Республика Алтай |
0,96 |
0,94 |
Оренбургская область |
0,99 |
0,98 |
Камчатский край |
0,98 |
0,97 |
Республика Хакасия |
0,95 |
0,92 |
Воронежская область |
0,99 |
0,99 |
Приморский край |
0,98 |
0,96 |
Саратовская область |
0,95 |
0,98 |
Орловская область |
0,99 |
0,99 |
Республика Марий Эл |
0,98 |
0,98 |
Республика Калмыкия |
0,95 |
0,93 |
Омская область |
0,99 |
0,99 |
Калининградская область |
0,98 |
0,98 |
Кемеровская область |
0,95 |
0,86 |
Забайкальский край |
0,99 |
0,97 |
Ленинградская область |
0,98 |
0,99 |
Курганская область |
0,95 |
0,96 |
Курская область |
0,99 |
1,00 |
Тульская область |
0,98 |
0,99 |
Новосибирская область |
0,95 |
0,94 |
Белгородская область |
0,99 |
0,99 |
Архангельская область |
0,98 |
0,96 |
Республика Тыва |
0,92 |
0,94 |
Хабаровский край |
0,99 |
1,00 |
Иркутская область |
0,98 |
0,94 |
Чеченская Республика |
0,92 |
0,75 |
Новгородская область |
0,99 |
0,99 |
Нижегородская область |
0,98 |
0,96 |
Красноярский край |
0,92 |
0,96 |
Томская область |
0,99 |
1,00 |
Рязанская область |
0,98 |
0,98 |
г. Москва |
0,91 |
0,94 |
Республика Коми |
0,99 |
0,97 |
Тверская область |
0,98 |
0,95 |
Волгоградская область |
0,91 |
0,94 |
Чувашская Республика |
0,99 |
0,99 |
г.Санкт-Петербург |
0,98 |
0,99 |
Московская область |
0,87 |
0,84 |
Республика Саха (Якутия) |
0,99 |
0,98 |
Астраханская область |
0,98 |
0,95 |
Сахалинская область |
0,85 |
0,75 |
Республика Северная Осетия - Алания |
0,99 |
0,99 |
Республика Мордовия |
0,98 |
0,99 |
Республика Ингушетия |
0,81 |
0,85 |
Краснодарский край |
0,99 |
0,98 |
Пермский край |
0,98 |
0,97 |
Ярославская область |
0,79 |
0,78 |
Псковская область |
0,99 |
0,98 |
Республика Карелия |
0,98 |
0,93 |
Чукотский автономный округ |
0,60 |
0,50 |
Челябинская область |
0,99 |
0,92 |
Костромская область |
0,98 |
0,98 |
Республика Дагестан |
0,31 |
0,52 |
1 - Денежные доходы на душу населения и объем платных туристских услуг и услуг КСР; 2 - ВРП и объем платных туристских услуг и услуг КСР.
На примере субъектов Российской Федерации был проведен корреляционный анализ между такими социально-экономическими категориями как платные туристские услуги и услуги коллективных средств размещения и денежные доходы на душу населения, валовой региональный продукт. Значения коэффициентов корреляции представлены в таблицу 3. В таблице 4 показана взаимосвязь между тремя категориями: Денежные доходы населения и объем платных туристских услуг и услуг КСР; денежные доходы населения и ВРП; объем платных туристских услуг и услуг КСР и ВРП.
Таблица 4
Корреляционная матрица
|
Денежные доходы (в среднем на душу) |
Объем платных туристских услуг и услуг КСР |
Валовой региональный продукт в основных ценах |
Денежные доходы (в среднем на душу) |
1 |
||
Объем платных туристских услуг и услуг КСР |
0,996 |
1 |
|
Валовой региональный продукт в основных ценах |
0,988 |
0,992 |
1 |
Чем выше доходы населения в регионе, тем больше население тратится на туристские услуги и на услуги коллективных средств размещения, а чем больше оказано туристских услуг и услуг КСР, тем больший вклад туристская отрасль оказывает на объем валового регионального продукта, а больший объем валового регионального продукта, тем выше денежные доходы населения. На рисунках 1, 2 и 3 показана модель зависимости денежных доходов населения и валового регионального продукта от объема платных туристских услуг и услуг коллективных средств размещения:
1. Y(х) = 2E-09x6 - 2E-06x5 + 0,001x4 - 0,258x3 + 34,97x2 - 2371,x + 69834; R2=0.0,996
Y – денежные доходы населения, руб.;
x – объем платных туристских услуг и услуг КСР, млрд. руб.
2. Y (х) = 2E-08x6 - 3E-05x5 + 0,013x4 - 3,355x3 + 456,3x2 - 31636x + 88896; R2=0,997
Y – ВРП, млрд. руб.;
x – объем платных туристских услуг и услуг КСР, млрд. руб.
3. Y(х) = 4E-10x4 - 8E-06x3 + 0,099x2 - 594,8x + 1E+06; R² = 0,990
Y – ВРП, млрд. руб.;
x – денежные доходы населения, руб.
Рис. 1. Корреляционное поле зависимости денежных доходов населения от объема платных туристских услуг и услуг КСР |
Рис. 2. Корреляционное поле зависимости ВРП от объема платных туристских услуг и услуг КСР |
Рис. 3. Корреляционное поле зависимости денежных доходов населения и ВРП
Развитие туризма на территории оказывает большое влияние на повышение благосостояния населения и территории, что в свою очередь влияет на такие социально-экономические процессы, как: обеспечение отдыха и досуга, обеспечение услугами транспорта и связи, создание дополнительной занятости и повышения оплаты труда, повышение культурной образованности населения.
Литература:
- Кобзева А.Ю. Перспективы развития экономики региона: проблемы перехода к инновационной экономике (на примере Республики Башкортостан) / Кобзева А.Ю. // Социально-экономические проблемы развития территориальных систем и механизмы повышения их конкурентоспособности: Труды XII Международной конференции молодых ученых. – 2014. – С. 49-52.
- Зиннурова Г.Р., Орешников В.В. Методические аспекты оценки развития сферы муниципальных услуг [Текст] / Г.Р. Зиннурова, В.В. Орешников// Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12-6. – С. 1219-1223.
[1] Пресс-релиз от 18 января 2016 г. // http://media.unwto.org/ru/press-release/2016-01-19/chislo-mezhdunarodnykh-turistskikh-pribytii-v-2015-godu-vozroslo-na-4-i-dos
[2] UNWTO Tourism Highlights, 2015 Edition // http://mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-highlights-2015-edition