Влияние туризма на социально-экономические процессы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 09.03.2016

Статья просмотрена: 649 раз

Библиографическое описание:

Чернуха, Д. С. Влияние туризма на социально-экономические процессы / Д. С. Чернуха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.4 (109.4). — С. 41-46. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26784/ (дата обращения: 18.12.2024).



Активное развитие туризма в мире характеризуется ежегодным увеличением туристского потока, а так же высокой долей в общемировом валовом продукте. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO) число международных туристских прибытий в 2015 году составило 1 184 млн.[1], а доля туристского сектора в мировой экономике достигла 9%, каждый одиннадцатый занятый работает в туристской отрасли, общий доход от туризма в 2015 году составил 1 245 млрд. долларов.[2]

Туристская индустрия является важной частью экономики, как для развитых стран, так и для развивающихся. Развитие туризма способствует созданию дополнительных рабочих мест, обновлению и расширению инфраструктуры территории, увеличению национального дохода, привлечение иностранной валюты и формированию благоприятного имиджа на территории [1]. В таблице 1 показан вклад туристской индустрии в ВВП в 41 государстве, для анализа были выбраны страны с разным типом экономики и с разным уровнем развития туристской отрасли.

Таблица 1

Доля дохода туристской индустрии в ВВП, %

Страна

2009

2010

2011

2012

2013

Хорватия

14,86

13,84

15,49

15,69

16,80

Кипр

9,67

9,39

10,16

10,81

12,49

Таиланд

7,51

7,47

8,95

10,31

11,89

Болгария

8,52

8,29

8,17

7,99

8,50

Греция

4,49

4,20

5,19

5,34

6,68

Сингапур

4,79

6,00

6,57

6,53

6,31

Тунис

8,11

7,83

5,50

6,48

6,09

Австрия

5,34

5,38

5,23

5,26

5,28

Венгрия

5,42

5,09

5,19

4,89

4,93

Испания

3,99

4,12

4,53

4,67

4,85

Вьетнам

2,88

3,84

4,21

4,40

4,40

Турция

4,28

3,60

3,88

3,99

4,23

Чехия

3,86

3,87

3,74

3,75

3,74

Куба

3,35

3,45

3,63

3,57

3,41

Швейцария

3,09

3,03

2,96

2,92

2,92

ОАЭ

2,90

3,00

2,65

2,79

2,87

ЮАР

2,93

2,75

2,57

2,82

2,86

Египет

6,22

6,23

3,95

4,12

2,67

Нидерланды

2,08

2,23

2,35

2,45

2,66

Швеция

2,35

2,25

2,29

2,36

2,40

Польша

2,26

2,09

2,21

2,39

2,37

Франция

2,18

2,12

2,30

2,38

2,35

Израиль

2,45

2,50

2,33

2,40

2,22

Италия

1,92

1,88

1,99

2,07

2,16

Финляндия

1,63

1,82

2,04

2,11

2,14

Австралия

2,91

2,72

2,46

2,24

2,14

Дания

1,76

1,78

1,86

1,90

1,90

Великобритания

1,67

1,69

1,77

1,75

1,84

Германия

1,39

1,44

1,42

1,46

1,48

США

1,01

1,12

1,21

1,24

1,28

Норвегия

1,28

1,24

1,32

1,17

1,22

Чили

1,37

1,11

1,10

1,17

1,15

Мексика

1,40

1,20

1,06

1,12

1,13

Индонезия

1,12

1,01

1,01

1,03

1,13

Индия

0,82

0,85

0,96

1,00

1,02

Российская Федерация

1,01

0,87

0,89

0,89

0,97

Канада

1,14

1,14

1,12

1,13

0,96

Аргентина

1,18

1,22

1,08

0,93

0,81

Китай

0,84

0,83

0,71

0,65

0,59

Япония

0,25

0,28

0,21

0,27

0,34

Бразилия

0,34

0,27

0,26

0,29

0,29

Доля доходов туризма в ВВП в большинстве из рассматриваемых стран выше, чем в нашей стране. Россия, с ее обширной и разнообразной территорией, обладает огромным туристским потенциалом, который в свою очередь полностью не используется. Туризм способен оказывать стимулирующие воздействие на многие отрасли экономики страны, такие как: транспорт, связь, строительство, общественное питание, а так же на социальную сферу жизнедеятельности общества, способствуя социально-экономическому развитию и повышению качества жизни населения страны. Для определения степени влияния туристской отрасли на экономику и благосостояния населения территории, был проведен корреляционный анализ взаимосвязи доходов туризма с национальным доходом на душу населения и валовым региональным продуктом [2]. Значения коэффициентов корреляции представлены в таблицу 2.

Таблица 2

Взаимосвязь доходов туристско-рекреационного хозяйства с национальным доходом на душу населения и ВВП

Страна

Коэффициент корреляции (1)

Коэффициент корреляции (2)

Страна

Коэффициент корреляции (1)

Коэффициент корреляции (2)

Страна

Коэффициент корреляции (1)

Коэффициент корреляции (2)

Индия

0,98

0,98

Индонезия

0,93

0,92

Венгрия

0,86

0,85

Сингапур

0,98

0,99

ЮАР

0,93

0,91

Польша

0,86

0,94

Чили

0,98

0,97

Китай

0,92

0,93

Канада

0,84

0,91

РФ

0,98

0,99

Испания

0,91

0,95

Великобритания

0,79

0,95

Швеция

0,97

0,98

Хорватия

0,91

0,97

США

0,77

0,86

Турция

0,97

0,96

Швейцария

0,90

0,99

Аргентина

0,75

0,81

Германия

0,96

0,99

Болгария

0,90

0,97

Греция

0,73

0,80

Чехия

0,95

0,99

Франция

0,90

0,96

Япония

0,69

0,33

Дания

0,95

0,97

Израиль

0,89

0,93

Тунис

0,59

0,60

Таиланд

0,95

0,94

Финляндия

0,88

0,90

Кипр

0,50

0,59

Вьетнам

0,95

0,95

Нидерланды

0,88

0,91

Египет

0,35

0,41

Австрия

0,94

0,98

Бразилия

0,88

0,92

Куба

0,33

0,54

Норвегия

0,94

0,98

Мексика

0,87

0,75

ОАЭ

-0,35

0,97

Австралия

0,94

0,96

Италия

0,87

0,95

1 - Доходы от туристско-рекреационного хозяйства и национальный доход на душу населения; 2 - Доходы от туристско-рекреационного хозяйства и ВВП.

Как видно из таблицы, корреляционная взаимосвязь между показателями очень тесная. В Египте, Кубе и Объединенных Арабских Эмиратах доход от туризма не так сильно влияет на национальный доход на душу населения, как в других странах.

При увеличении национального дохода на душу населения прямо пропорционально увеличиваются доходы туристской отрасли, так же увеличение доходов туризма напрямую влияет и на увеличение валового внутреннего продукта.

Таблица 3

Взаимосвязь платных туристских услуг и услуг КСР от денежных доходов на душу населения, ВРП

Регион

Коэффициент корреляции (1)

Коэффициент корреляции (2)

Регион

Коэффициент корреляции (1)

Коэффициент корреляции (2)

Регион

Коэффициент корреляции (1)

Коэффициент корреляции (2)

Калужская область

1,00

0,99

Самарская область

0,99

0,97

Ульяновская область

0,97

0,97

Амурская область

1,00

0,92

Республика Адыгея

0,99

0,98

Карачаево-Черкесская Республика

0,97

0,99

Российская Федерация

1,00

0,99

Липецкая область

0,99

0,92

Республика Бурятия

0,97

0,93

Республика Башкортостан

1,00

0,93

Владимирская область

0,99

0,98

Вологодская область

0,97

0,87

Пензенская область

1,00

0,98

Ивановская область

0,99

0,99

Ставропольский край

0,97

0,97

Ростовская область

1,00

1,00

Тюменская область

0,99

0,96

Еврейская автономная область

0,97

0,99

Республика Татарстан

1,00

0,99

Кировская область

0,99

0,99

Мурманская область

0,97

0,92

Тамбовская область

1,00

0,98

Смоленская область

0,98

0,99

Удмуртская Республика

0,96

0,95

Свердловская область

0,99

0,95

Кабардино-Балкарская Республика

0,98

0,98

Алтайский край

0,96

0,97

Брянская область

0,99

0,99

Магаданская область

0,98

1,00

Республика Алтай

0,96

0,94

Оренбургская область

0,99

0,98

Камчатский край

0,98

0,97

Республика Хакасия

0,95

0,92

Воронежская область

0,99

0,99

Приморский край

0,98

0,96

Саратовская область

0,95

0,98

Орловская область

0,99

0,99

Республика Марий Эл

0,98

0,98

Республика Калмыкия

0,95

0,93

Омская область

0,99

0,99

Калининградская область

0,98

0,98

Кемеровская область

0,95

0,86

Забайкальский край

0,99

0,97

Ленинградская область

0,98

0,99

Курганская область

0,95

0,96

Курская область

0,99

1,00

Тульская область

0,98

0,99

Новосибирская область

0,95

0,94

Белгородская область

0,99

0,99

Архангельская область

0,98

0,96

Республика Тыва

0,92

0,94

Хабаровский край

0,99

1,00

Иркутская область

0,98

0,94

Чеченская Республика

0,92

0,75

Новгородская область

0,99

0,99

Нижегородская область

0,98

0,96

Красноярский край

0,92

0,96

Томская область

0,99

1,00

Рязанская область

0,98

0,98

г. Москва

0,91

0,94

Республика Коми

0,99

0,97

Тверская область

0,98

0,95

Волгоградская область

0,91

0,94

Чувашская Республика

0,99

0,99

г.Санкт-Петербург

0,98

0,99

Московская область

0,87

0,84

Республика Саха (Якутия)

0,99

0,98

Астраханская область

0,98

0,95

Сахалинская область

0,85

0,75

Республика Северная Осетия - Алания

0,99

0,99

Республика Мордовия

0,98

0,99

Республика Ингушетия

0,81

0,85

Краснодарский край

0,99

0,98

Пермский край

0,98

0,97

Ярославская область

0,79

0,78

Псковская область

0,99

0,98

Республика Карелия

0,98

0,93

Чукотский автономный округ

0,60

0,50

Челябинская область

0,99

0,92

Костромская область

0,98

0,98

Республика Дагестан

0,31

0,52

1 - Денежные доходы на душу населения и объем платных туристских услуг и услуг КСР; 2 - ВРП и объем платных туристских услуг и услуг КСР.

На примере субъектов Российской Федерации был проведен корреляционный анализ между такими социально-экономическими категориями как платные туристские услуги и услуги коллективных средств размещения и денежные доходы на душу населения, валовой региональный продукт. Значения коэффициентов корреляции представлены в таблицу 3. В таблице 4 показана взаимосвязь между тремя категориями: Денежные доходы населения и объем платных туристских услуг и услуг КСР; денежные доходы населения и ВРП; объем платных туристских услуг и услуг КСР и ВРП.

Таблица 4

Корреляционная матрица

Денежные доходы (в среднем на душу)

Объем платных туристских услуг и услуг КСР

Валовой региональный продукт в основных ценах

Денежные доходы (в среднем на душу)

1

Объем платных туристских услуг и услуг КСР

0,996

1

Валовой региональный продукт в основных ценах

0,988

0,992

1

Чем выше доходы населения в регионе, тем больше население тратится на туристские услуги и на услуги коллективных средств размещения, а чем больше оказано туристских услуг и услуг КСР, тем больший вклад туристская отрасль оказывает на объем валового регионального продукта, а больший объем валового регионального продукта, тем выше денежные доходы населения. На рисунках 1, 2 и 3 показана модель зависимости денежных доходов населения и валового регионального продукта от объема платных туристских услуг и услуг коллективных средств размещения:

1. Y(х) = 2E-09x6 - 2E-06x5 + 0,001x4 - 0,258x3 + 34,97x2 - 2371,x + 69834; R2=0.0,996

Y – денежные доходы населения, руб.;

x – объем платных туристских услуг и услуг КСР, млрд. руб.

2. Y (х) = 2E-08x6 - 3E-05x5 + 0,013x4 - 3,355x3 + 456,3x2 - 31636x + 88896; R2=0,997

Y – ВРП, млрд. руб.;

x – объем платных туристских услуг и услуг КСР, млрд. руб.

3. Y(х) = 4E-10x4 - 8E-06x3 + 0,099x2 - 594,8x + 1E+06; R² = 0,990

Y – ВРП, млрд. руб.;

x – денежные доходы населения, руб.

Рис. 1. Корреляционное поле зависимости денежных доходов населения от объема платных туристских услуг и услуг КСР

Рис. 2. Корреляционное поле зависимости ВРП от объема платных туристских услуг и услуг КСР

Рис. 3. Корреляционное поле зависимости денежных доходов населения и ВРП

Развитие туризма на территории оказывает большое влияние на повышение благосостояния населения и территории, что в свою очередь влияет на такие социально-экономические процессы, как: обеспечение отдыха и досуга, обеспечение услугами транспорта и связи, создание дополнительной занятости и повышения оплаты труда, повышение культурной образованности населения.

Литература:

  1. Кобзева А.Ю. Перспективы развития экономики региона: проблемы перехода к инновационной экономике (на примере Республики Башкортостан) / Кобзева А.Ю. // Социально-экономические проблемы развития территориальных систем и механизмы повышения их конкурентоспособности: Труды XII Международной конференции молодых ученых. – 2014. – С. 49-52.
  2. Зиннурова Г.Р., Орешников В.В. Методические аспекты оценки развития сферы муниципальных услуг [Текст] / Г.Р. Зиннурова, В.В. Орешников// Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12-6. – С. 1219-1223.

[1] Пресс-релиз от 18 января 2016 г. // http://media.unwto.org/ru/press-release/2016-01-19/chislo-mezhdunarodnykh-turistskikh-pribytii-v-2015-godu-vozroslo-na-4-i-dos

[2] UNWTO Tourism Highlights, 2015 Edition // http://mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-highlights-2015-edition

Основные термины (генерируются автоматически): коэффициент корреляции, услуга, денежный доход населения, национальный доход, туристская отрасль, валовый региональный продукт, объем, республика, валовой региональный продукт, Российская Федерация.


Задать вопрос