Значение туризма в мировой экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 11.03.2016

Статья просмотрена: 10198 раз

Библиографическое описание:

Мирсаякова, В. А. Значение туризма в мировой экономике / В. А. Мирсаякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.5 (109.5). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26821/ (дата обращения: 16.11.2024).



Туризм вошел в XXI век как самый стабильный развивающийся сектор экономики, став одной из крупнейших и динамичных от­раслей международной торговли услугами. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различ­ные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

В период с 2000 года по 2010 год объем поступлений от международного туризма почти удвоился – с 482 млрд. долларов. Так, средние темпы роста международных туристских посещений составили 4,2 % до 2010 года, и, ожидаются не менее 4,5 % в период с 2010 по 2020 год.

На рисунке 1 представлены основные факторы, оказывающие влияние на развитие туризма.

Периодизация развития туризма в Западной Европе очень подробно освещена В.Б.Сапруновой. В ее основу положены следующие критерии:

- технико-экономические предпосылки;

- социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития.

Согласно этой периодизации, в истории развития туризма различается 4 этапа:

1) до начала XIX века предыстория туризма;

2) начало XIX века начало XX века – элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;

3) начало XX века - до Второй мировой войны начало становления социального туризма;

4) после Второй мировой войны современный этап массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Именно в этот период туризм приобретает действительно массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В определенной степени, этому способствовало сокращение рабочего времени, и, соответственно, рост свободного времени. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством [1].

Рис. 1 - Факторы, оказывающие влияние на развитие туризма

На четвертом этапе развития происходит постоянное увеличение его роли в мировой хозяйственной системе.

В мировой экономике важной и неотъемлемой частью является – туризм. Доля туризма в мировом ВВП составляет около 9% и около 30% в мировом, экспорте услуг 6% от объема мировой торговли, - эти данные взяты по материалам Международной туристической организации. В области туризма работает более 235 млн. человек или каждый 12 работник. В 2013 году услугами туристической отрасли воспользовалось около 983 млн. международных туристов, в 2014 году их количество превысило 1 млрд. человек. Общий товарооборот мирового туризма в 2015 году составил 1200 млрд. долл. США (в 2014 году - 1030 млрд. долл. США) [2].

По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям косвенный доход туристической отрасли в 2014 году составил 3 трлн. долл. США, а опосредованный доход составил 22800 млрд. долл. США. Доходы от туристической отрасли в 2014 году превысили доходы от автомобильной промышленности. Количество работающих в области превысила 260 млн. человек. [3].

За последние 20 лет туристические потоки в мире выросли почти в 2,2 раза, с 435 млн. человек в 1990 году до 675 млн. человек в 2000 году и 940 человек в 2010 году. В 2014 году по данным ЮНВТО в мире путешествовало более триллиона человек. Все указанные факторы сделали туристическую сферу одной из основных отраслей, влияет на общее состояние и тенденции мировой экономики. Соответственно возросло внимание к туризму со стороны мировых организаций.

Лидеры стран G20 в декларации по итогам ежегодной встречи в 2014 году, признали «важность индустрии путешествий и туризма как средства создания рабочих мест, обеспечения экономического роста и развития» и взяли на себя обязательства «разрабатывать инициативы для облегчения поездок, что будет способствовать созданию рабочих мест, обеспечения достойной работы, сокращение масштабов бедности и обеспечения глобального экономического роста» [4].

«В условиях нынешней экономической неопределенности туризм является одним из немногих секторов экономики в мире, который активно развивается, стимулирует экономический прогресс как в развивающихся, так и развитых странах и, что еще более важно, создает столь необходимые рабочие места», - заявил Генеральный секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи, открывая Глобальный форум экономики туризма.

В 2007 году Всемирный экономический форум ввел анализ мировой туристической отрасли и расчет индекса конкурентоспособности туризма и путешествий, позволяет оценить конкурентоспособность туристической отрасли отдельных стран мира. Каждый год растет количество стран представленных в рейтинге Всемирного экономического форума, так в 2007 году оценивалась туристическая конкурентоспособность 124 стран, в 2013 году в рейтинг попало уже 139 стран, что свидетельствует о растущей популярности и важности данного рейтинга.

В итоге можно сделать вывод, что туризм превращается в одну из приоритетных сфер в мировой экономике, вызывает как развитие отдельных отраслей, так и социально-экономическое развитие целых стран. В некоторых странах туристическая отрасль формирует большую часть национального богатства государства.

Кроме того, международный туризм оказывает значительное влияние на мировой ВВП. Так, согласно оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), туризм числится в первых пяти позициях общего экспорта 80 % стран мира, особенно Европы, Среднего Востока и США.

В классификации Всемирной туристской организации выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами поставщиками туристов, и страны, являющиеся в первую очередь принимающими.

К странам поставщикам туристов относятся: США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия. К принимающим туристов странам относятся: Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция.

По количеству прибытий и доходам от международного туризма Всемирная туристская организация ежегодно составляет рейтинг десяти лидирующих стран.

Возрастающее значение туризма в экономическом развитии все большего числа стран подтверждает предположение, что доля поступления от международного туризма в ближайшее десятилетие будет расти.

Прогнозы показывают, что в 2016 году число людей, работающих в туризме, составит 8,6 % всего занятого населения в мире. В США, согласно национальной статистике, туристская индустрия обеспечивает более 16,7 млн. рабочих мест, что составляет 11,9 % от общего количества рабочих мест во всей стране.

Социально-экономическое значение данного сектора подчеркивается вкладом туризма в занятость населения и открытие новых рабочих мест.

Развитие международного и внутреннего туризма оказывает стимулирующее влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта, составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Увеличение объемов капитальных инвестиций в туризм также свидетельствует об экономическом значении этой области на мировом уровне.

В общем числе туристических поездок в мире, 60 % составляют поездки в связи с отдыхом, 30 % – деловые поездки.

Согласно прогнозам ВТО, развитие международного туризма будет постоянно возрастать.

Литература:

1 Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 2014. – 160с.

2 Travel and tourism is the second largest US services export “Travel Business Roundtable”. − www.tbr.org.

3 Зеленая Л.Г. Кластеры как современный инструмент повышения конкурентоспособности региона // Валихановские чтения-10: Матер.междунар. науч.-практ. конф. – Том 7. – Кокшетау: КГУ им. Ш.Уалиханова, 2014. – С. 3-6.

4 Дюсенбеков З., Шнитковски А. Потенциал земельных ресурсов –основной элемент развития кластеров в разных отраслях экономики(Земельный кадастр) // Кластерно-индустриальное развитиеагропроизводства: основные проблемы и перспективные направления:Междунар.науч.-практ. конф. – http://kef.kz.

Основные термины (генерируются автоматически): США, международный туризм, туристическая отрасль, туризм, мировая экономика, Всемирная туристская организация, Всемирный совет, Всемирный экономический форум, мировая война, туристская индустрия.


Задать вопрос